Месяц назад американская коммерческая ракета-носитель Antares с космическим грузовиком Cygnus, который должен был доставить груз на МКС, взорвалась в процессе старта на космодроме NASA. В качестве одной из ключевых причин взрыва разработчики носителя — компания Orbital — поспешили назвать сбой в работе одного из двигателей первой ступени — AJ26, а точнее, взрыв турбонасосного агрегата изделия. Резонансное событие в космической отрасли, произошедшее в Америке, имеет прямое отношение к г. Самаре. AJ26, по сути, это модифицированный американскими партнерами легендарный «лунный» двигатель НК-33, работы по которому сегодня продолжает вести самарское предприятие ОАО «Кузнецов».
Самарских специалистов не допустилиРасследование причин аварийного старта еще не закончилось, но в результате случившегося многолетняя работа по восстановлению в серийном производстве двигателя НК-33, о чем в последние годы его разработчики и производители говорили довольно уверенно, в секунды была поставлена экспертами под большое сомнение. Укрепилось оно и в привязке к заявлению руководства Orbital, которое неожиданно для многих обозначило, что после аварии намерено сменить двигатели первой ступени в составе «Антарес» и продолжить сотрудничество с другим разработчиком. Кто им станет, уже официально известно. Это предприятие НПО «Энергомаш» — давний конкурент «Кузнецова» по тематике НК-33, руководство которого, кстати, уже очень давно и достаточно громко транслировало планы о возможном вхождении в проект «Антарес» и замене двигателя AJ-26/ НК-33 на свой собственный двигатель РД-181. Позиция вполне понятна. Как известно, НПО «Энергомаш» экономически находится не в самом лучшем положении. А что же «Кузнецов»? Предприятие усиленно продолжает борьбу за проект. Orbital выполнила четыре успешных пуска ракеты «Антарес» с транспортным кораблем Cygnus именно на двигателях AJ26/HK-33. Аварийным оказался пятый старт. Сразу после этого руководство предприятия в лице пресс-службы самарского завода заявило о подозрительной скоропалительности выводов партнеров по проекту в отношении некачественной работы двигателя AJ26/HK-33 и прямой зависимости их решения о замене двигателя в привязке к неудачному старту. При таком подходе за бортом космического проекта остается даже не столько «Кузнецов», сколько партнер самарского предприятия — компания «Аэроджет Рокетдайн», непосредственно являющаяся для Orbital компанией — поставщиком изделия. Именно эта фирма в 90-е годы выкупила 47 двигателей НК-33 и НК-43 у самарских специалистов и в привязке к их консультациям занималась их модификацией и адаптацией к проекту «Антарес». Кстати, «Кузнецов» в рамках договоренностей непосредственно в производственном цикле «Аэроджет» не участвовал, как и в обеспечении стартов ракеты на космодроме. А жаль. Вполне возможно, исход случившегося был бы совсем иным. По крайней мере, расследование могло бы быть разносторонним, но в состав аварийной комиссии самарских специалистов не включили. Хотя, по существующей статистике, за всю историю с момента создания двигателя НК-33, при проведении его комплексных испытаний, на предприятии не было ни одного нештатного случая по причине некачественной работы изделия. Но они были у американских двигателистов, которые испытывали НК-33 в условиях, несоизмеримых с требованиями к разработке. В т.ч. и пытаясь до конца понять его мощный потенциал. На «Кузнецове» уже посчитали, что если бы опционные договоренности с американцами по поставкам новых изделий НК-33 с 2016 г. по 2020 г. удалось реализовать, то предприятие заработало бы около S500 млн. Но в результате принятого Orbital решения, как считают на «Кузнецове» утвердившегося не без помощи отдельных российских коллег, выступающих против НК-33, эти средства можно уже считать потерянными. Так стоит ли дальше копаться в технических причинах неудачного старта? Вряд ли. | | Кстати, не нужно быть техническим специалистом, чтобы понять, что если бы двигатель (не важно, старый он или новый) был неисправен изначально, то никаких многочисленных огневых испытаний в составе двигательной установки при подготовке к злополучному старту на стендах за рубежом он бы не прошел. А значит, на работу изделия в ракете имеет место влияние внешних факторов. Хотя кому теперь это важно? Общественность продолжает обмусоливать версию о древности разработки и диверсии украинских участников проекта. Забывая один небезынтересный факт: больше года назад, сразу же после первых удачных стартов «Антарес», компания Orbital Sciences подала жалобу в Федеральную торговую комиссию на другую компанию -United Launch Alliance. И суть ее была в том, что последняя фактически монополизировала закупки двигателя РД-180 производства российского НПО «Энергомаш», того самого, который ставится на другую американскую ракету — «Атлас» — и который конкурирует с НК-33. Так что решение об исключении двигателя НК-33 из проекта было принято Orbital очень давно. Но насколько оно было верным, покажет время. Исторический факт: от НК-33 к AJ-26В 1992 г. компания Aerojet Rocketdine выкупила у ОАО «Кузнецов» 47 экземпляров двигателей НК-33 и НК-43 из задела, который был на консервации с 1974 г. Несмотря на то, что разработке советских конструкторов на тот момент было почти двадцать лет, двигатель обладал непревзойденными техническими характеристиками, многие из которых недостижимы и по сей день. Во-первых, удельная масса НК-33 в полтора раза ниже, чем у ближайшего конкурента — РД-181 НПО «Энергомаш». Во-вторых, на испытаниях двигатель мог непрерывно работать в течение нескольких часов при наработке в полете 200-210 секунд. В-третьих, НК-33 имеет возможность многократного запуска. В советские времена это качество двигателя НК-33 было недооценено специалистами, но эта конструктивная находка сильно опередила время. Сегодня возможность многократного применения узлов космического носителя — один из реальных механизмов удешевления стартов. Более 20 лет специалисты Aerojet Rocketdyne модифицировали двигатель, обозначив его индексом AJ26. Изменения были следующими: была снята часть оснастки, добавлена американская электроника, двигатели проверялись на совместимость с производимым в США топливом, а также оснащались карданным шарниром для управления вектором тяги. Двигатели готовились к работе в составе первой ступени ракеты-носителя, производством которой, включая работы и по оборудованию ее топливных баков, американцы подключили украинских специалистов КБ «Южное» и завода «Южмаш». Самарские специалисты проводили консультации в отношении переданной базовой разработки. В силу договорных обязательств 90-х годов на большее в рамках сотрудничества права стороны не имели. Напрашиваются версииЧетыре старта «Антарес» прошли блестяще. Представители компании Orbital неоднократно официально заявляли о том восхищении, которое испытывают при работе с гениальной российской разработкой. Были они и на предприятии «Кузнецов», где также, выступая перед коллективом, отмечали красоту космического полета двигателя. Однако пятый, злополучный старт «Антарес» стал прекрасным поводом в одночасье отказаться от собственного мнения, перечеркнуть все то, что было сделано техническими специалистами в рамках уникального проекта. | | Пятый старт изначально планировался на одну дату, однако из-за объективных причин запуск «Антарес» пришлось переносить по времени. В результате топливо в баках ракеты меняли дважды, а в совокупности с температурными колебаниями это могло привести к дополнительному отслоению металла во внешних узлах ступени ракеты и попаданию внешних частиц в двигатель вместе с топливом, что и вызвало затем дисфункцию турбонасоса. Пока версия о попадании внешних частиц в двигатель остается одной из наиболее вероятных. Топливные баки и системы подачи топлива производятся украинским «Южмашем». Однако на «Кузнецове» не располагают информацией о том, какие конструктивные и технические решения были приняты коллегами при создании первой ступени «Антареса», поэтому данную версию комментировать отказываются. Возможно, этот вопрос было бы легче прояснить, если бы технических специалистов компаний — участников проекта включили в аварийную комиссию или хотя бы дали возможность двигателистам участвовать в непосредственных работах по обеспечению стартов «Антарес». Но этого шанса у них не было. Смутные перспективыНа данный момент уже очевидно, что в Orbital принято решение о замене двигателя первой ступени. Исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушин уверен в том, что в такой ситуации искать и тем более обозначать истинные причины случившегося американские коллеги из компании Orbital не заинтересованы: «Судя по имеющейся телеметрической информации, по видеозаписям и обломкам ракеты (благо они упали недалеко от старта) причину аварии установить можно. Но это ведь требует очень взвешенного расследования. А давайте спросим себя, кому теперь нужна эта объективность? Заинтересованы ли в ней партнеры из компании Orbital и ее потенциальные коллеги «по двигателю-донору»? Конечно, нет. Для них более важно в этой ситуации получить подтверждение обоснованности принятого ими решения о замене двигателей первой ступени. Даже расшифровка телеметрии требует времени, а мы были свидетелями того, что причину аварии Orbital озвучил почти сразу же. Но если взрыв произошел по причине сбоя в работе ТНА одного из двигателей, то тогда почему и как двигатель работал более 10 секунд, пытаясь выполнить задачу и спасти обреченный «Антарес»? Если бы причина ситуации была только в этом, все произошло бы намного раньше, возможно, даже за десятые, сотые доли секунды». Как известно, смена двигателя, о которой заявляет Orbital Sciences, по сути, означает смену самого носителя. «Новый двигатель в ракете с позиции разработчика — это всегда изменение конструктивных особенностей, работа с измененными параметрами по массе, тяге, давлению, -подытоживает Николай Якушин. -Придется переделывать топливную систему, пересчитывать прочностные характеристики ракеты, что-то перепроектировать. Фактически это будет уже другая ракета, потребуется целый комплекс стендовых и летных испытаний. Теоретически, с задачей замены двигателей можно справиться года за два, но в нынешних условиях точные оценки нам давать сложно. Но в этом смысле Orbital отчасти сам подписал приговор проекту «Антарес». "Хронограф" будет следить за развитием событий. |