Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (525) | 1 декабря 2014г.
 

Ход конем

Имея выходы на ГУ МВД, модераторы от ВПГ решили поставить информационную вилку

Егор Кошеров

Прошедшие в ходе 2014 г. в мэрии г.о. Тольятти значительные кадровые обновления существенно вычистили из коридоров муниципальной власти города людей, которых можно было бы заподозрить в работе на интересы структур холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ). Ответной реакцией можно назвать развернутую 17 ноября на страницах подконтрольного ВПГ издания «Самарское обозрение» информационную атаку против мэра Тольятти Сергея АНДРЕЕВА. Подобные вещи напоминают упреждающий удар, словно намек. Впрочем, анализ опубликованного материала показал, что при его подготовке могли быть учтены интересы разных сторон. В том числе и интересы отдельных сотрудников ГУ МВД по Самарской обл., имеющих давнюю историю взаимодействия с представителями тольяттинского бизнеса.

Оперативные сказки

Информационная атака на Сергея Андреева имела повод: 14 ноября завершился судебный процесс в отношении бывшего юриста правового департамента мэрии Тольятти Артема Кеваева. Его вместе с бывшим руководителем правового департамента мэрии Тольятти Александром Бандаровым уличили в коррупции. Случилось это еще в январе 2014 г. Кеваева задержать удалось, его руководитель — Бандаров — сумел скрыться. Видимо, был предупрежден своими покровителями, но о них позже.

В статье «Счет любят», опубликованной в газете «Самарское обозрение» 17 ноября 2014 г., автор Наталья Эльдарова достаточно странным образом изложила суть произошедшего. Вроде бы все проще простого: Кеваев и Бандаров получили обвинение во взяточничестве, есть потерпевшая сторона в лице руководства ООО «Промтехснаб», известен мотив требования взятки — право на земельный участок. Однако вместо того, чтобы раскрыть читателю подробности того, как Кеваев и Бандаров выстраивали систему поборов, его уводят в сторону действий совершенно другого характера. Вместо Кеваева и Бандарова в качестве основных персонажей статьи Эльдаровой вдруг стали «таинственный Полегешко А.Ф.», «некий Игорь Мещеряков» и «известный тольяттинский авторитетный предприниматель Дмитрий Мальцев». Ну как же без авторитетов? Что это тебе за журналистское расследование, если в нем нет авторитета, который, по логике автора, должен был бы контролировать всех негативных персонажей рассказанной истории? Это уже было бы не расследование, а так себе — проходной репортаж из зала суда. Наверное, так думают работодатели Натальи Эльдаровой. В реальности при подготовке этого материала все могло быть совершенно иначе. Попробуем хотя бы приближенно восстановить картину событий, как это могло быть.

Для простоты понимания разберем ситуацию потезисно. Тезис первый: материал полностью построен на оперативных данных сотрудников полиции. Здесь тебе и данные прослушки граждан, и сведения о том, кто стоит на учете в качестве члена той или иной ОПГ, и т.д. Но тут же стоит отметить: будь ты хоть каким великим журналистом-расследователем, органы полиции никогда тебе официально не раскроют эти данные. Это запрещено законом. В противном случае в отношении должностных лиц, допустивших утечку информации с грифом «совершенно секретно» (оперативная информация является именно такой), должны быть применены жесткие санкции. Где увольнения с занимаемых должностей — это самое безобидное. По сути, это уголовное преступление. Отсюда возникает вопрос: могла ли при таких обстоятельствах автор статьи «Счет любят» получить оперативные данные полиции законным способом? Больше всего возможностей найти ответ на этот вопрос у руководства Управления службы внутренней безопасности ГУ МВД по Самарской обл. А нам пора перейти ко второму тезису.

Суть второго тезиса в ответе на вопрос: кто мог бы быть заинтересован в утечке оперативной информации в прессу?

Из материала Натальи Эльдаровой следует, что заместитель директора ООО «Промтехснаб» Сергей Зырянов обратился с заявлением о вымогательстве взятки в тольяттинский отдел Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ) ГУ МВД по Самарской обл. Случилось это в январе 2014 г., якобы сразу после новогодних праздников. Странная получается картина. В структуре ГУ МВД по Самарской обл. существует специальное подразделение для подобных жалоб — Управление экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ и ПК). Почему жертве вымогателей взятки быстро, а главное, своевременно удалось дойти именно до сотрудников ЦПЭ, а не до УЭБ и ПК, вопрос весьма уместный. Ведь каждый в ГУ МВД по Самарской обл. должен заниматься своими прямыми обязанностями. Или, может быть, кто-то в этом органе думает по-другому?

Многое становится понятным, если все происходило именно так, как это описано в статье Эльдаровой: «В конце декабря 2013 г. Центральный районный суд Тольятти дал санкцию на прослушивание телефонов Бандарова, Кеваева и Мещерякова. Как оказалось, санкция была дана очень вовремя». И это, видимо, правда. Ведь именно после этого Зырянов пошел с заявлением туда, где его с ним, наверное, уже ждали. Предположим, что Зырянов совершенно случайно решил пойти сразу после новогодних праздников с заявлением в ЦПЭ. В этом случае проделанная оперативниками работа выглядела бы просто шедевром профессионального мастерства. Но вот только верится в это с трудом.

Мотивы полиции

При таком подходе к работе не только в Тольятти, да и в целом в Самарской обл. уже давно было бы покончено с чиновничьей коррупцией, воровством нефти, незаконной нефтепереработкой, с воровством цветмета и аферами с черным ломом, с работой черных копателей на захоронениях промотходов, с организаторами обнальных схем, с незаконным игорным бизнесом, был бы заметно снижен уровень наркопреступности. Ведь именно функционирование этих преступных сфер обеспечивает фундамент основы коррупции в правоохранительной системе.

Однако почти по всем этим направлениям преступности Самарская обл., к сожалению, пока остается в числе лидеров. Но как об этом не знать сотрудникам ЦПЭ ГУ МВД по Самарской обл. — сотрудникам подразделения, о котором «Самарское обозрение» написало как о сменившим несколько лет назад Управление по борьбе с оргпреступностью (УБОП)? Интересно, как к этой фразе «Самарского обозрения» отнеслись в руководстве ГУ МВД и в его подразделении — РУБОП?

Вывод простой: видимо, мастерство и профессионализм оперативников, в данном случае из ЦПЭ, часто могут быть направлены на решение каких-то иных задач. Известно, что группа тольяттинских оперативников, которые сегодня состоят на службе в ЦПЭ ГУ МВД по Самарской обл., уже давно пытается свести счеты с тольяттинским предпринимателем Дмитрием Мальцевым. Таких, как он, в Тольятти сотни и даже тысячи, но далеко не все, как он, готовы заявить о своем нежелании платить взятки за сам факт существования своего бизнеса.

Одним из недавних таких примеров стал полномасштабный накат на принадлежащее Дмитрию Мальцеву ООО «Тандем». В мае 2014 г. в рамках этих действий произошло все, что свойственно классике рейдерских захватов: заявление от некоего гражданина в органы, затем вал проверок профильных контролирующих госоорганов, которые не нашли ничего существенного, следом — «тяжелая артиллерия»: с проверкой на объект нагрянули оперативники УЭБ и ПК ГУ ВМД по Самарской обл. Так и подмывает спросить: что ж не опера из ЦЭП ГУ МВД по Самарской обл.? Они принялись «копать» основательно.

Помимо этого оперативники начали активно рассылать письма контрагентам ООО «Тандем» о том, что оно под их подозрениями и чтобы они это учитывали в своей работе. Такое своеобразное отсечение заказчиков и поставщиков услуг только лишь на том основании, что ты туда зашел с проверкой! А ведь весь этот прессинг на ООО «Тандем» был начат по простой анонимке. Это подтвердилось лишь ближе к концу сентября. И то, только лишь благодаря активной претензионной работе руководства ООО «Тандем», обращению в суд с оспариванием действий полиции, с заявлением в полицию о ложном доносе, обращениями в СМИ. В итоге атаку отбить удалось.

Третий тезис: что представляет собой оперативная информация полиции в юридическом плане? Назвать эту информацию доказанной во всех отношениях нельзя: это не более чем слухи, которые должны соответствующим образом проверяться. Но зачем же спешить со всем этим в прессу? Что, других путей доказать свою профпригодность не осталось?

Есть здесь и другая сторона медали. Существующие в реальности и читающие такие псевдорасследования люди, фамилии и имена которых в статье «Самарского обозрения» попытались трусливо замаскировать эпитетами «таинственный», «некий» и «известный тольяттинский авторитетный», могут в любой момент обратиться в суд за защитой чести своего имени и деловой репутации. В этом случае уже в зале суда они будут иметь полное право потребовать раскрыть всю ту информацию, которая была изложена о них под видом оперативных данных. Однозначно, самарское ГУ МВД никак не будет комментировать то, что в газете назвали оперативной информацией. И таких примеров масса. Что в этом случае будет делать газета «Самарское обозрение»?

А теперь подведем итог с учетом трех озвученных выше тезисов. Из рассуждений автора статьи в «Самарском обозрении» следует, что накрыть коррупционера Кеваева удалось лишь только благодаря прослушке. Которая, как отмечало «Самарское обозрение», проводилась якобы в рамках оперативных мероприятий в отношении членов этнической ОПГ. Возникает вопрос: коррупционера взяли, а что же с ОПГ? И зачем было рассказывать журналистам о том, что члены этой ОПГ у них в разработке и под прослушкой? Что, эта ОПГ вдруг прекратила свое существование? Что, уже имеется решение суда, отправившее всех их за решетку? Ничего этого нет. Зато потенциальные герои этого псевдорасследования знают, что их теперь прослушивают и отслеживают. То есть вся оперативная работа ЦПЭ насмарку. За это в главке по головке не погладят. В итоге у читателя «Самарского обозрения» может появиться вопрос: насколько законными были оперативные действия сотрудников этого подразделения?

Короли положения

Самое время вернуться к основным виновникам коррупционного скандала. С Кеваевым все понятно — пешка: встречался, принимал, передавал. С Бандаровым все намного интереснее. Таким кадрами, как он, не разбрасываются. Видимо, поэтому ему удалось скрыться. Если верить тому, что полицейские могли рассказать Эльдаровой, то совершенно непонятно, как они могли упустить Бандарова? Как он узнал, что за ним придут? Видимо, успел прочитать чье-то журналистское расследование на эту тему.

А ведь Бандаров, в отличие от Кеваева, далеко не пешка. Переходя на шахматную риторику, он, скорее всего, слон на доске решений. Его еще можно было бы описать как «мозг любой рейдерской операции». Такие характеристики он успел наработать еще до того, как очутился в мэрии г.о. Тольятти. Послужной список Бандарова огромен. Чего только стоит то, что он уже в почти далеком 2004 г. провел блестящую операцию по подготовке перехода прав собственности на ОАО «Волгомост» в пользу существовавшей тогда группы RBE Андрея Шокина. «Кончина» и распределение активов одной из мощнейших на начало 2007 г. в Самарской обл. ФПГ Шокина тоже не обошлись без юридической сноровки Бандарова. Уже примерно в тот период он попал в орбиту лиц, специализирующихся на схожих видах услуг для ВПГ.

Далее его путь на краткосрочную перспективу был предрешен. Хозяева ВПГ после 2009 г. имели небывалое для них ранее влияние на все органы власти Самарской обл. К тому моменту основатель ВПГ Владимир Аветисян уже сумел стать советником гендиректора Госкорпрации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, а губернатор Самарской обл. Владимир Артяков, видимо, понял, как надо с этим жить. К концу 2010 г. Самара, образно говоря, была у ног ВПГ. Последним неприступным, но всегда желанным для хозяев ВПГ городом оставался Тольятти. В том же 2010 г. в Тольятти с появлением Александра Тарасова (на фото) начался процесс реорганизации МУП г.о. Тольятти «Производственное объединение городского хозяйства» (ПОКХ). С этого момента и была заложена в Тольятти настоящая шахматная партия по продвижению интересов ВПГ. Тарасов на ней безусловный ферзь. Никто кроме него из делегированной в Тольятти команды не мог себе позволить личное общение с основателями ВПГ и постоянную возможность получать рекомендаций от легендарного «Михалыча» — исполнительного директора ООО «Управляющая организация холдинга «Волгопромгаз» Анатолия Афанасьева.

Для ВПГ выборы мэра Тольятти в марте 2012 г. были, скорее всего, делом техники, а тут тебе еще под руку попадает Сергей Андреев — человек с заведомо наиболее высокой поддержкой избирателей. На всех предыдущих к тому моменту выборах проблемой его неудач было лишь то, что на административном уровне его из-за страха собственного проигрыша рубили. В 2012 г. для ВПГ это было не проблема: люди из ВПГ сами могли в тот период олицетворять административный ресурс любого уровня воздействия на территории Самарской обл. В итоге мэром в Тольятти со второго тура был избран Сергей Андреев. Одним из первых в штате мэрии Тольятти после избрания мэром Сергея Андреева оказался Александр Тарасов (тот самый, кого мы условно назвали ферзем в предстоящих в 2012 г. комбинациях в мэрии). Ферзь начал формировать себе команду.

Здесь крайне важно напомнить, что это вовсе нельзя было рассматривать как слабину или прогиб избранного только что мэром Андреева. В какой-то мере 2012 г. он оказался в положении, в котором находился Владимир Путин, которого вдруг в августе 1999 г. имеющие виды на распил России олигархические силы под руководством Бориса Березовского насоветовали президенту страны Борису Ельцину назначить председателем правительства РФ.

Другими словами, Андреев был избран мэром в период губернатора Владимира Артякова. И этим все сказано. Команду со своим ферзем, приезжавшим на работу на кортеже из бронированных автомобилей, ему спустили сверху. Конечно же, тольяттинское сообщество это не могло устраивать: они выбирали себе мэра, а руководить наиболее важными отраслями ему прислали из Самары странных и даже в чем-то опасных людей. Менять навязанную извне команду Андреев получил возможность лишь после полного вхождения в понимание проблем муниципалитета губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина. Делать это полноценно стало возможным после сентября 2013 г. -после окончания выборов в Думу г.о. Тольятти. Как это ни странно, но Тарасов к тому моменту уже сумел выйти из разряда чиновников. Словно понимал, что время эвакуации уже наступает на пятки.

Бандаров совершенно синхронно с Тарасовым двигался по Тольятти. Сначала они вместе появились в МУП «ПОКХ», затем — в акционированном ОАО «ПОКХ», затем в ООО «Волжские коммунальные системы», получившем от него активы и абонентскую базу на миллиарды. Последнее известное трудоустройство Бандарова в Тольятти — это должность руководителя правового департамента мэрии сразу после того, как аппарат мэрии и должность заместителя мэра в начале апреля 2012 г. занял Александр Тарасов. Из всего этого следует, что Бандаров никогда не был членом команды Андреева. Это скорее человек Тарасова, внедренного в мэрию Тольятти после победы Андреева на выборах мэра. Кто как не идеологи из ВПГ должны знать эти нюансы. Однако в материале 17 ноября в подборку к статье Эльдаровой был размещен материал под названием «Человек мэра». Уже из названия становится понятно, куда клонили авторы. «Бандарова всегда называли человеком из команды Андреева», — было сказано в том самом материале в «Самарском обозрении». Зачем надо было делать такую подтасовку, непонятно. Все становится на свои места, когда видишь рядом с фотографией Сергея Андреева к этой подборке статей подпись: «Баллов мэру Тольятти Сергею Андрееву скандал с участием этнических ОПГ в распределении земли не добавит, но и проблем, похоже, не создаст».

Такое впечатление, словно при подготовке этого информпроброса авторам могли диктовать задачи с нескольких сторон сразу. С одной стороны, полицейские, которые все еще пытаются свести счеты с Мальцевым. С другой стороны, акценты на Андреева могли надиктовать идеологи от ВПГ, которые, видимо, начали ощущать, что при новом губернаторе Андреев получает все большую возможность потерять от них всяческую зависимость. Видимо, их это тревожит. Подтверждением тому, что не борьба с коррупцией могла быть движущим фактором всей этой истории, может служить то, что Бандаров-то ушел от правосудия. У людей из ВПГ есть обширные связи в полиции и в других силовых ведомствах региона. И они вполне могли в нужный момент вывести Бандарова из-под удара. В этом и есть вся сущность того, что происходит сегодня у нас в стране.

В завершение лишь напомним, что непонятно откуда взявшиеся в журналистском расследовании Эльдаровой связи между чиновниками мэрии и членами ОПГ не нашли своего подтверждения ни в материалах уголовного дела коррупционеров, ни в ходе судебного разбирательства. Так и хочется спросить: а была ли эта связь в реальности? И не выдумка ли вся эта история про этническую ОПГ?