Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (133) | 21 ноября 2005г.
 

Гарант транспортного благополучия

Транспортники борются за договор работы с АВТОВАЗом

Наталья Мишанина

После инцидента на МП АТП-1, когда 7-8 октября водители отказались от работы, на ОАО «АВТОВАЗ» была создана комиссия с целью реструктуризации пассажирских перевозок на автозавод. Комиссия рассматривает разные варианты, в том числе и сотрудничество с перевозчиком, альтернативным АТП-1. В г.роде идет борьба за передел сфер влияния в транспортной отрасли. Учитывая важность вопроса как для бизнеса ОАО «АВТОВАЗ», так и для города в целом, решения о нововведениях комиссии придется принимать предельно взвешенно и осторожно.

Цена вопроса

Отказ от работы водителей АТП-1 и их последующие невнятные объяснения причин этого укрепили наблюдателей в предположении, что инцидент был спровоцирован. АТП-1 является основным партнером ОАО «АВТОВАЗ» по доставке работников на завод, осуществляя 70% перевозок. Невыполнение АТП-1 своих договорных обязательств могло скомпрометировать его в глазах автозавода и подтолкнуть заказчика к тому, чтобы заключить договор на доставку работников с другим перевозчиком.

Скорее всего, этим объясняется тот факт, что «раскачивание» ситуации продолжалось и после инцидента на АТП-1. Начальник транспортного управления Владлен Кабанов заявил, что автозавод рассматривает варианты заключения договора на доставку работников с альтернативным перевозчиком. Мэр

Кто будет возить рабочих на АВТОВАЗ — во многом зависит от позиции города
Кто будет возить рабочих на АВТОВАЗ — во многом зависит от позиции города

Николай Уткин дал поручение директору департамента потребительского рынка и предпринимательства Хетагу Тагаеву провести ряд встреч с владельцами «газелей» на предмет их более активного участия в городских перевозках. Вскоре Тагаев сообщил, что к концу г.да альтернативщики представят график пополнения своего автопарка автобусами средней вместимости. Затем прошла информация о том, что в мэрии обсуждался вопрос о ликвидации транспортного управления и передаче его функций департаменту потребительского рынка. Однако, по словам вице-мэра Николая Ренца, решение по этому вопросу пока не принято. На АВТОВАЗе была создана комиссия по реструктуризации пассажирских перевозок на завод.

После золотого дождя

АТП-1 было создано в 1974 г. Оно осуществляло пассажирские перевозки по Автозаводскому району и по договору с автозаводом доставляло одновременно до 50 тыс. работников на ВАЗ. Помимо АТП-1, пассажиров на завод перевозило

троллейбусное управление, АТП-3 и АвтоВАЗтранс. АТП-1 всегда было основным партнером завода. Его бюджет складывался из оплаты автозавода, что составляло 53% реализации проездной документации и субсидий, которые тогда получали все транспортные предприятия за перевозку льготных категорий граждан. До 1998 г. маршруты, доставлявшие рабочих в час пик к началу смены на завод, оплачивались как заказные. И проездные билеты обходились работникам автозавода по льготной цене — дешевле, чем они стоили в г.роде. Разницу компенсировал завод.

С 1998 г. перевозки в час пик на завод перестали оплачиваться как заказные. С 1999 г. почти все транспортные предприятия перестали вовремя получать из федерального бюджета обещанные дотации за перевозку льготников. Затем, по словам специалистов в АТП-1, стала падать реализация проездных билетов. В 2002 г. их ежемесячно продавалось 90 тыс. шт., в 2005 г. — 44 тыс. шт. И хотя, по словам экономистов АТП-1, сумма наличной выручки от продажи билетов на маршрутах увеличилась, ее и денег, получаемых за доставку пассажиров на завод, не хватает, чтобы закрыть бюджет автопредприятия.

Но в последние годы автозавод не увеличивает бюджет на пассажирские перевозки, делая лишь инфляционную индексацию. А поскольку в последнее время он стремится к оптимизации расходов, это, судя по всему, должно коснуться и пассажирских перевозок.

Полную версию читайте в бумажном варианте «Хронографа»