Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (522) | 5 ноября 2014г.
 

Бриссе как исключение

Тонкий расчет французов мог оказаться на руку налоговикам

Егор Кошеров

В конце ноября закончится срок, в течение которого ИФНС по Красноглинскому р-ну г. Самары могла бы обжаловать в кассации свою обязанность вернуть в адрес ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)» (сокращенное название «ИКЕА МОС») сумму излишне уплаченных последним налогов на имущество в размере 245 млн р. По сути, в Красноглинском р-не Самары остался едва ли не единственный крупный налогоплательщик, который пошел на поводу у налоговиков — ЗАО «ГК «Электрощит» -ТМ Самара» (ЭЩ-ТМС) под руководством Эрика БРИССЕ (на фото). Возможно, что на 100% принадлежащее французскому концерну Schneider Electric ЭЩ-ТМС, безропотно выплачивая фискалам 783 млн р., исходило из каких-то своих соображений. Сговорчивость французов на время поумерила аппетиты УФНС по Самарской обл., возглавляемого Константином ШЕЛУДЯКОВЫМ.

Нащупали жилу

7 августа Арбитражный суд Самарской обл. обязал ИФНС по Красноглинскому р-ну устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ИКЕА МОС» путем возврата сумм излишне уплаченного обществом за период 2010-2012 гг. налога на имущество в размере без малого 245 млн р. Это решение оставил в силе Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд. Не исключено, что в Красноглинской ИФНС смирились с необходимостью вернуть в пользу «ИКЕА МОС» излишне затребованные налоги.

Ожидается, что схожее «смирение» будет продемонстрировано и по отношению к бизнесмену Андрею Половинкину. Первоначально Половинкину выставили к уплате по НДФЛ требование на сумму свыше 51,5 млн р. Однако еще в досудебном порядке размер требования сократился до 4,3 млн р. 16 октября Красноглинский райсуд не дал хода и этим, более скромным, намерениям фискалов. ИФНС, конечно же, попытается оспорить невыгодное для себя решение. Однако шансы, по справедливости, нулевые. В результате Половинкину придется доплатить в бюджет налоги лишь со 100 тыс. р. (см. «Хронограф» №34 (521) от 27.10.14).

Впрочем, подразделениям УФНС по Самарской обл. еще есть на кого рассчитывать в Красноглинском р-не в плане вытягивания денег без опасений, что налоговые претензии будут признаны «взятыми с потолка». Это чисто французское с апреля 2013 г. предприятие ЭЩ-ТМС, возглавляемое Эриком Бриссе. Напомним, что в апреле т.г. межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской обл. (МИФНС) под началом Александра Тоскина вынесла решение о привлечении предприятия к налоговой ответственности в виде доначисления 783 млн р. 22 мая по вступлению решения в силу МИФНС направила французам соответствующее требование об уплате налога, пеней и штрафов. Предъявленная сумма безо всяких разборов ее обоснованности была торопливо уплачена. А ведь можно было хотя бы попытаться переадресовать претензии тем, кто руководил ЭЩ-ТМС в проверенном периоде. В качестве объяснений французы привели тезис, что ЭЩ-ТМС — социально ответственная компания, основной приоритет которой — выполнение в полном объеме обязательств. Интересно, задавался ли Бриссе вопросом, что обязательства перед налоговиками могли быть «нарисованы»?

Перемудрили с вариантами

8 конце августа в ходе визита в УФНС Эрика Бриссе у него состоялся разговор с Константином Шелудяковым. В ходе беседы Бриссе якобы было предложено подписать от его имени письмо в адрес Шелудякова о том, что претензии налоговиков были обоснованными, а требование о выплате 783 млн р. в бюджет — законным и не подлежащим дальнейшему обжалованию.

В начале сентября ОАЕ «Хронограф» направил запросы на имя Шелудякова и Бриссе. В УФНС, вместо того чтобы дать пояснения по конкретной ситуации, развернули ответ в сторону порядка взыскания налогов и сборов с должников, прописанного в Налоговом кодексе РФ. Однако спрашивалось-то о рандеву Бриссе и Шелудякова не до, а после уплаты налогов в сумме 783 млн р. И не об исполнении обязанности, а о предотвращении возникновения нежелательных последствий от ее исполнения. Похоже, в УФНС сделали вид, что не поняли вопросов. Характерно, что ответ по уже сложившейся традиции подписал не сам Шелудяков, а и. о. руководителя управления Ольга Крикова. Видимо, Шелудякову не хотелось комментировать свои отношения с Бриссе.

Представители Бриссе, в свою очередь, прислали длинную тираду о том, что никто из руководителей ЭЩ-ТМС или Schneider Electric не подписывал письма или документы, свидетельствующие об отказе от любых возможных претензий в адрес налоговой службы. Из тональности ответа возникало ощущение, что французская сторона что-то тщательно скрывает.

Сложно представить, что щепетильные французы, привыкшие считать каждый сантим, вдруг согласились бы отдать без боя 783 млн р., ничего не получив взамен. А потому по предварительной договоренности с Константином Шелудяковым, которой вряд ли удалось бы достичь без посредничества хорошего знакомого руководителя УФНС — доцента Самарского государственного университета Юрия Якишина, Бриссе мог сделать холодный расчет вариантов, наклевывавшихся после выплаты доначислений.

Например, сегодня Schneider Electric не торопится с реализацией в регионе ранее заявленных инвест-проектов: разрешения на аренду земли под новым заводом по производству трансформаторов на Заводском ш. в Самаре нет, как нет и самого завода. Кроме того, 80% зданий ЭЩ-ТМС находятся в собственности лиц, близких Андрею Половинкину, а на «Русском трансформаторе», где французы намереваются построить новый завод, в собственности Половинкина и вообще 100% корпусов. Вероятно, французский концерн своей неспешностью в реализации инвестпроектов рассчитывает обвалить рынок производства электротехники в России. Впрочем, проще, наверное, потрясая документом о выплате налоговикам пресловутых 783 млн р.,

попытаться компенсировать издержки за счет взыскания с прежних собственников ЭЩ-ТМС, но не деньгами, а цехами, в которые французов пустили работать. Либо же попробовать продавить решение о том, чтобы Половинкин не имел права заниматься производством конкурентной продукции еще 30 лет и 3 года.

Перегруппировка сил

Пока Бриссе делает расчеты, как использовать очутившийся у ЭЩ-ТМС «козырь», в ведомстве Константина Шелудякова, неслабо удовлетворившись полученными по первому требованию выплатами, похоже, снизили активность в отношении крупного бизнеса и начали проводить перегруппировку сил для дальнейшего окучивания на «сотрудничество» французов, предприятий Половинкина и других игроков с большими оборотами.

В пользу этой версии свидетельствует временное исчезновение из вида Юрия Якишина, сыгравшего в истории со сговорчивостью Бриссе не самую последнюю роль. Создана даже подходящая легенда. Так, заместитель Шелудякова Александр Вихров, отвечая вместо своего шефа на очередной запрос, пояснил, что личных отношений с доцентом Самарского государственного университета Юрием Якишиным руководитель УФНС не имеет. Схожей позиции в УФНС придерживаются и относительно личных отношений Шелудякова с доверенными исполнителями на местах: Тамарой Супрун, Валентиной Найденовой, Александром Найденовым, Александром Юнусовым, Александром Тоскиным. Расстановка исполнителей, по официальной версии осуществляющаяся в соответствии с требованиями законодательства РФ, очень четкая: соответственно Промышленный, Красноглинский, Кинельский р-ны, МИФНС № 18, МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам. Т. е. там, где состоят на учете представители крупного бизнеса. Тех исполнителей, кто при всем желании не смог выполнить «особые» поручения по части нахождения нарушений налогового законодательства либо обоснования надуманных решений о привлечении к налоговой ответственности, без сожаления отправляют на отдых. Как, например, случилось с экс-начальником Красноглинской ИФНС Евгением Ивановым и бывшим и. о. начальника МИФНС № 4 (г. Кинель) Сергеем Канухиным (а после неудавшегося доначисления Половинкину может случиться со сменщиком Иванова Дмитрием Асеевым). Новые, более приближенные руководству кадры не заставляют себя ждать. Так, в замы к Александру Найденову в Кинеле, по данным редакции, в октябре в качестве подкрепления прибыл брат Александра Юнусова. А на место Асеева якобы метит Валентина Найденова.

Не исключено, что последняя кадровая рокировка не заставит себя ждать, тем более что Асеев уже допустил прокол в работе, по сути завалив попытку заставить Андрея Половинкина раскошелиться если и не на 51 млн р., то хотя бы на 4,3 млн р. Хотя при желании Асеев может и «пережить» своего начальника в лице Шелудякова, которому до истечения контракта осталось проработать менее полугода. В этот период подчиненные Шелудякова, которым важно удержаться на плаву, похоже, будут заняты не пополнением казны, а внутриведомственными интригами.