Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (522) | 5 ноября 2014г.
 

Силивоненко и страхование

УК №3 придумала способ, как собрать с людей дополнительные средства

Сейдамет Абреков

В октябре ООО «Управляющая компания №3» через рассылку извещений об оплате за жилищные и коммунальные услуги предложило жителям обслуживаемых компанией домов оплатить такие услуги, как страхование и гражданская ответственность. Причем все было оформлено таким образом, чтобы у плательщика оставалось немного шансов не заплатить за страхование. По оценкам, за счет подобного новшества УК №3, генеральным директором которой является Виктор СИЛИВОНЕНКО (на фото), сможет собрать от 10 до 30 млн р. за год.

Если ознакомиться с извещениями (квитанциями), то стоит оценить изощренность, с которой в УК №3 решили подойти к такому вопросу, как страхование жителей и квартир в обслуживаемых домах. Так, на оборотной стороне извещения было размещено объявление касательно нововведения. «С 1 октября 2014 г. ООО «УК №3» г. о. Тольятти и Страховой Дом «ВСК» начинают совместную добровольную программу страхования жилья и гражданской ответственности... перед соседям... Для оформления страхового полиса достаточно ежемесячно оплачивать страховой взнос, указанный в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг. Посещать страховую компанию и проводить осмотр квартиры для заключения договора не требуется... Данная программа позволяет получить материальную компенсацию в случае чрезвычайных ситуаций (пожар, затопление и т. п.)», — поясняется в тексте.

Казалось бы, адекватный текст, который поясняет, что решение страховать или не страховать квартиру принимает только сам житель. При этом, не вдаваясь в тщательные рассуждения на предмет того, что именно будет страховаться — стены, отделка, мебель или что-то другое, а также не анализируя договор между страховой компанией и клиентом (которого, к слову, жителям никто не представил), стоит обратить внимание на то, как именно было реализовано «добровольное» предложение.

Расчет суммы, которую предлагается оплатить за страховку, стоит в квитанции между строчками, касающимися собственно жилищно-коммунальных услуг — водоснабжения, электроснабжения, содержания и т. д., и данными относительно показаний приборов учета. Т. е. у читателя квитанции, которому предстоит оплатить ее, внимание может и не вырвать из контекста расчет по страховке. Хотя чего было проще вынести сведения, касающиеся страхования, отдельно, на видное место, раз уж УК №3 рассуждает о «добровольности».

Кроме того, среди цифр, формирующих итоговую оплату за месяц, также довольно сложно разобраться, как именно заплатить так, чтобы не оплачивать страховку. Скорее плательщик будет сориентирован на итоговую сумму — вместе со страховкой.

При этом важно учесть, что существенная часть жителей домов, обслуживаемых УК №3, — это люди преклонного возраста, которые довольно слабо разбираются во всех нюансах оплаты за услуги управляющих организаций. Т. е. высока вероятность, что они просто не будут разбираться. Или даже в силу слабого зрения не смогут прочитать все мелкие цифры и сопровождающие их тексты. Проще говоря, квитанция составлена таким образом, чтобы максимально «помочь» заплатить жителю за страховку, хотя он может и не хотеть это делать или даже вовсе не знать, что он за нее платит. К тому же существует вероятность, что даже если и не заплатить за страхование, т. е. вычесть его сумму из итогового платежа, то в итоге деньги все равно уйдут на страховку, но при этом не оплаченной останется соответствующая часть жилищно-коммунальных услуг.

При этом сумму страхования, отраженную в одной квитанции, нельзя назвать крупной. Поскольку она привязана к площади квартиры, то ежемесячная цена страхования будет варьироваться в пределах 80-250 р. Однако, если посчитать в год, то сумма увеличится до примерно 1000-3000 р. И это только по одной квартире. А если умножить на количество квартир, в которых УК №3 рассылает квитанции? Суммы получатся совершенно иного порядка. Речь может пойти уже о 10-30 млн р. в год.

А если страховые компании получат возможность формировать столь крупный гарантированный заказ на свои услуги, то, наверное, не стоит и сомневаться в том, что руководство УК №3 не останется без соразмерного гонорара в качестве оплаты за свои хлопоты. Впрочем, какова бы ни была окончательная сумма сборов через подобное «добровольное» страхование, УК №3 на этом заработает. Очевидно, за счет жителей.

Потому что тот факт, что жителям даже не представили договоры на страхование, из которых можно было узнать условия страхования, наталкивает лишь на одно предположение — страховку собственнику жилья будет получить крайне сложно. Что случись, даже в суд пойти будет не с чем, чтобы отстоять свое право на выплаты.

Необходимо заметить, что «Хронограф» уже проинформировал о сложившейся ситуации мэра г. о. Тольятти Сергея Андреева и главу администрации Центрального р-на Артема Гончарова. Они заверили: будут добиваться того, чтобы клиентам УК №3 не навязывали эти и иные услуги.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей АНДРЕЕВ, мэр г. о. Тольятти

- Мне известна эта ситуация, о ней на совещании докладывал глава Центрального р-на. Людям пришел документ и попробуй вычти из него сумму за страховку. И самое главное, не будет понятно, за что ты все-таки заплатил, аза что — нет. Может, ты не заплатил за воду? Мы обратим их внимание на недопустимость таких действий по развитию страхового бизнеса подобным образом. Страхование, действительно, важно, но исключительно в добровольном порядке. Если люди хотят застраховать жилье и приняли такое решение, это правильно. Но если люди об этом даже не знали и их об этом никто не спрашивал — это неправильно.

Алексей САЛМИН, заместитель генерального директора ООО «УК №3»

- УК №3 не занимается страхованием. Вместе с тем компании интересно, чтобы жители страховали свое имущество, поскольку это снижает как напряженность между потерпевшими (в основном от затопов) жителями и компанией, а также и эксплуатационные затраты управляющей компании. Начатая работа именно с ВСК обусловлена высокой репутацией и надежностью компании с более чем 20-летним опытом работы, участием компании в серьезных государственных проектах. Информация о об условиях страхования была помещена не только на обороте квитанций. Подробной информации был посвящен специальный информационный материал, доставленный в почтовые ящики каждой квартиры обслуживаемых нами домов. Если Вы или жители не захотели их увидеть, то и не увидели — тут мы бессильны.