Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (521) | 27 октября 2014г.
 

Привычка сосать бюджет

Хасаев не спешит говорить о проблемах своего вуза

ИА «Центр-Инфо»

21 октября должен был стать известен победитель открытого конкурса на право провести научно-исследовательскую работу (НИР) для департамента финансов администрации г.о. Самара. Однако до сих пор сохраняется интрига. Было два претендента — ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» и ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» под руководством Габибуллы ХАСАЕВА (на фото). Причем СГЭУ, несмотря на близость к департаменту, запросил за свои услуги больше «Плешки». Такой подход лишний раз демонстрирует принципы СГЭУ, в котором при Хасаеве образовался разрыв между выпускаемыми кадрами и потребностями работодателей в этих кадрах. Однако Хасаеву, похоже, дороже иные цели, нежели ликвидация разрыва.

Выгадать на малом

Открытый конкурс на право оказания услуг по проведению научно-исследовательской работы для департамента финансов ведомство Дмитрия Войнича объявило 23 сентября. Потолок цены исполнения контракта был определен в 250 тыс. р. НИР требуется провести до 15 декабря 2014 г.

2 октября заявка на участие в конкурсе поступила от самарского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». Подразделение прославленной «Плешки» согласилось выполнить работу за 219 тыс. р. В течение последующих 10 дней заявок не поступало. И вдруг 13 октября, за день до даты окончания приема заявок, прилетел «конверт» от СГЭУ. Вуз Хасаева назвал свою цену контракта — 235 тыс. р. 21 октября должен был определиться победитель. Удивительно будет, если предпочтение при таких стартовых условиях конкурсная комиссия отдаст СГЭУ.

Если победу все-таки одержит СГЭУ, то исполнителями НИР, скорее всего, назначат студентов-старшекурсников. Это будет неплохая практика в преддверии подготовки и защиты дипломной работы, будущего трудоустройства. Правда, с трудоустройством могут возникнуть проблемы. Например, в том же департаменте финансов, для которого СГЭУ всегда являлся поставщиком кадров, могут не понять, как можно силами студентов сделать работу за 235 тыс. р., когда в реальности она стоит не более 200 тыс. р. Это непонимание подхода руководства вуза к снижению цен на муниципальные контракты может вызвать косые взгляды в адрес выпускников. «А! Вы из СГЭУ? — может сказать работодатель. — Знаем, любите Вы там заломить высокую цену за свои услуги. Извините, но Вы нам не подходите».

Воззвать к работодателям

Любопытно, что в середине сентября 2014 г. на базе СГЭУ, выпускники которого действительно испытывают проблемы с трудоустройством по специальности, прошел I Поволжский конгресс работодателей под названием «Кадровые стратегии 2014».

У наблюдателей, посетивших форум, возникло ощущение, что мероприятие проходило под аккомпанемент «звона» Хасаева во все колокола о том, что работодатели чуть ли не обязаны трудоустраивать компетентных, но почему-то сидящих без работы выпускников СГЭУ. Официально Хасаев в ходе конгресса вынужден был признать, что «существует некий разрыв между системой образования и потребностями современной экономики в качественных кадрах». «Цель данного мероприятия в том, чтобы наладить взаимодействие между системой образования и работодателем, чтобы подготавливаемые в высших, и не только, учебных заведениях кадры соответствовали требованиям экономики, а может быть, даже шли на опережение», — внушал Хасаев собравшимся.

Важно отметить, что получить образование в СГЭУ — одно из самых дорогих удовольствий в образовательной сфере региона. Логично, что за размер сумм денег, каждый семестр перечисляемых на счета не то СГЭУ, не то созданного в марте 2012 г. Фонда управления целевым капиталом СГЭУ (учредителем последнего является физическое лицо — некто Евгений Фомин), студенты вправе требовать достойного качества образования, привития навыков и практик, которые оценят работодатели. Однако многие студенты и выпускники в приватных разговорах жалуются на уровень преподавания, а также на то, что не смогли найти работу после окончания СГЭУ, несмотря на раздутое Хасаевым понятие «престижности вуза». Если так пойдет и дальше, то за вложенные в образование детей деньги с Хасаева начнут спрашивать уже их родители — как правило, весьма влиятельные люди. Тут уже отговорки не пройдут. Придется давать гарантии трудоустройства выпускников. За гарантиями надо идти к работодателям. Может быть, для этого и созывался форум?

Уклониться от ответа

Весьма показателен следующий случай. ОАЕ «Хронограф» в конце сентября решил узнать лично у Хасаева, как решается вопрос с трудоустройством выпускников его вуза и насколько они востребованы на рынке труда. Еще один вопрос звучал так: «Могут ли студенты вуза рассчитывать на приобретение знаний и навыков, адекватных средствам, которые они платят за обучение?». Хасаеву, как ректору одного из крупнейших университетов региона, следовало бы развернуто рассказать о том, как он планирует ликвидировать разрыв между системой образования в СГЭУ и потребностями экономики в качественных кадрах.

Однако ректор по существу заданных вопросов не проронил ни слова. Вероятно, Хасаеву не хотелось распространяться на тему, которая могла бы поставить под серьезное сомнение целесообразность его дальнейшего пребывания на посту ректора. Зато выдал следующий обиженный пассаж: «После неоднократной публикации в Вашей газете недостоверных, вымышленных, совершенно не соответствующих действительности сведений и умышленно искаженной информации о Самарском государственном экономическом университете, наших сотрудниках, а также обо мне и членах моей семьи я не вижу возможности вести с Вашим изданием конструктивный диалог ввиду отсутствия адекватного редакционного подхода к освещению фактов. Честь имею, ректор Хасаев».

Прямо как на дуэли. Правда, дуэлянт всегда имел основание, чтобы обижаться на своего оппонента. А у Хасаева, судя по тому, как он кивает на недостоверность, вымышленность и прочие характеристики опубликованной информации, но не приводит доказательств в пользу своей точки зрения, таких оснований нет. Голословность никогда не была к лицу руководителям.

Кстати, сильно взволновала Хасаева совершенно безобидная информация следующего содержания: «Сын Хасаева Рустам Хасаев долгое время трудился в обанкротившемся ООО «Коммерческий Волжский социальный банк» (ВСБ) не то помощником, не то советником, не то заместителем у погибшего осенью прошлого года председателя правления банка Валерия Кучканова. О профессиональных качествах, которые Хасаев-младший проявил в ВСБ, ничего не известно. Также вызывает сомнение необходимость присутствия Рустама Хасаева на посту президента местной общественной организации «Федерация дзюдо г. Самары» с апреля 2013 г. Скорее всего, отец попросил за сына у бенефициара холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ) Владимира Аветисяна, вдруг увлекшегося темой дзюдо. О лояльности Хасаева-старшего бенефициарам ВПГ ходят легенды» (см. «Хронограф» № 23 (510) от 14.07.14). Но почему-то официально опровергать приведенные газетой сведения ректор Хасаев не пожелал. Ведь ему прекрасно известно о карьерном «пике» Рустама Хасаева.

К слову, сегодня дела у Рустама Хасаева идут не так хорошо, чем когда он сидел в ВСБ. В ЕГРЮЛ помимо записи о президентстве Хасаева-младшего в «Федерации дзюдо г. Самары» содержится запись о его председательстве в правлении. Но не банка, как, наверное, мечтает Хасаев-старший, а ТСЖ «Зазеркалье», что на ул. М. Горького, 97. Кроме того, Рустам Хасаев числится учредителем в трех действующих пока юрлицах: это ООО «Руна» (в отношении общества уже принято решение о ликвидации), ООО «Трансавто» (якобы туроператор из Уфы) и ООО «Восток-3» (деятельность ресторанов и кафе, розничная торговля хлебом).