Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (521) | 27 октября 2014г.
 

В тренде

МАЗ готов поставить автобусы на газомоторном топливе

Илья Ширтанов

20 октября первый заместитель мэра г.о. Тольятти Алексей БУЗИННЫЙ заявил о планах муниципалитета, направленных на модернизацию автобусного парка города. Ожидается, что в ближайшее время в МП «ТП АТП-3» поступят 120 единиц техники на газомоторном топливе. В прошлом году при поддержке правительства Самарской обл. для АТП-3 уже было закуплено 102 автобуса марки «МАЗ». На сегодняшний день продолжить обновление автопарка АТП-3 стало возможным благодаря участию в государственной программе.

Как пояснил Бузинный, «программой предусмотрена компенсация части средств на приобретение автобусов на газомоторном топливе. Правительством Самарской обл. было принято решение о дополнительной компенсации — до 50% тем муниципалитетам, которые изъявят желание участвовать в программе и примут решение приобрести соответствующие транспортные средства».

По словам первого заместителя мэра, закупка автобусов большой вместимости позволит АТП-3 заменить 70 единиц уже практически исчерпавших свой ресурс. «Дополнительных 50 машин необходимо, что-бы безболезненно перейти городу на новую маршрутную сеть», — дополнил Бузинный.

В начале лета ОАО «МАЗ» предоставило АТП-3 автобус МАЗ-203965 для тестирования. Это супернизкопольный вместительный городской автобус второго поколения с двигателем на «компримитированном природном газе» (метан). Главный инженер АТП-3 Александр Кулик охарактеризовал автобус так: «Машина теплая, просторная, современная. Созданы комфортные условия не только для пассажиров, но и для водителя. Минский завод предлагает полностью низкопольные автобусы с портальными мостами, в которых нет ступенек и внутри салона, что, я считаю, должно быть очень удобно для пассажиров».

Практически все современные автобусы марки «МАЗ» полностью отвечают европейским требованиям для перевозки пассажиров. Причем МАЗ традиционно является одним из немногих производителей пассажирского транспорта в СНГ, руководствующимся при создании автобусов не только отечественными, но и европейскими требованиями и нормами, касающимися перевозки людей с ограниченными возможностями.

Применяемая производителем система т.н. «книлинга» позволяет автобусу «присесть» на остановке или же к ней «наклониться». Для облегчения заезда в салон инвалидных или детских колясок предусмотрен откидывающийся трап. Кроме того, в салоне имеются специальные места для крепления инвалидных колясок.

В одной из бесед с корреспондентом «Хронографа» директор АТП-3 Александр Абрамов уже делился впечатлениями о белорусских автобусах: «Мы эксплуатируем 220 мазовских машин. Первые автобусы МАЗ были изготовлены на базе машин Neoplan аффилированной компании фирмы MAN. Автобусы были адаптированы к местным условиям, в результате чего появился МАЗ-101. После модернизации появилась серия МАЗ-103. Одна из более поздних модификаций — МАЗ-103465 -была закуплена для АТП №3. Это автобусы большой вместимости. МАЗ-206067 средней вместимости, который присутствует в парке АТП №3, так же как и МАЗ-103465, укомплектован двигателем Mercedes-Benz. Шасси и конструкционные особенности кузова приспособлены для эксплуатации автобусов в наших условиях».

Веяния нового времени подтолкнули представителей МАЗа на создание автобусов на газомоторном топливе, которые имеют неоспоримые преимущества перед традиционными машинами, работающими на дизельном топливе и бензине. «По сравнению с обычными автобусами, у этого подвижного состава на 70-80% меньше количество выбросов в окружающую среду, оно практически сведено к минимуму. Это безопасный экологически чистый транспорт. Кроме того, переход на природный газ должен быть еще и экономически выгоден», — считает самарский коллега тольяттинских перевозчиков, руководитель муниципального предприятия «Пассажиравтотранс» Алексей Попов.

По поводу экономических выгод Алексей Бузинный заверил, что после закупки запланированных 120 автобусов для автопарка АТП-3 «в год экономия оценивается порядка 60 млн р.», если сравнивать с эксплуатацией такого же количества дизельных машин.

«Если сравнивать стоимость дизтоплива и стоимость газа, то поездка на газомоторном автобусе получается приблизительно в 3 раза дешевле. И если несколько лет назад была проблема — полной заправки хватало примерно на 180 км, то в настоящее время делают автобусы с запасом хода 800-900 км», — уточнил Александр Абрамов.

Автобусы МАЗ оснащаются специализированными экономичными двигателями «Мерседес», предназначенными для работы только на газомоторном топливе, а также автоматическими коробками передач компании Allison, что, по отзывам водителей, заметно сказывается на плавности хода машины, что немаловажно для повышения уровня комфорта пассажирских перевозок.

На рынке представлено несколько производителей современных автобусов. Но, к примеру, в том же АТП-3 все же предпочтение решили отдать именно технике МАЗа. «Если брать по расходу топлива, к примеру, автобусы ЛиАЗ, то они, по моему мнению, не конкуренты мазовским в этом отношении. По НЕФАЗу примерно можно сказать то же самое. На МАЗе получается расход 38 куб. м на 100 км пробега по городу, а в пригороде около 32 куб. м. У ЛиАЗа расход порядка 56 куб. м на 100 км пробега, а в нормах потребления для ЛиАЗа вовсе заложен расход порядка 60 куб. м на 100 км», — поделился своими впечатлениями Александр Кулик. Александр Абрамов в свою очередь заверил, что АТП-3 уже сейчас готово принимать в свой парк газовый автобус МАЗ.