Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (519) | 13 октября 2014г.
 

Авиаудар

Минобороны требует от авиационного завода «Авиакор» больше 1,5 миллиарда

ИА «Центр-Инфо»

На 27 октября Арбитражный суд г. Москвы назначил предварительное судебное заседание по заявлению Министерства обороны РФ к самарскому ОАО «Авиакор-авиационный завод» (А-АЗ). Минобороны требует взыскать с А-АЗ 915,66 млн р. неустойки, насчитанной за ненадлежащее исполнение госконтракта. А 7 ноября тот же суд начнет судебное разбирательство по еще одному требованию Минобороны к А-АЗ о взыскании штрафа по другому госконтракту в размере 626,15 млн р. Удовлетворение исков оборонного ведомства грозит А-АЗ серьезными неприятностями вплоть до инициирования кредиторами завода процедуры его банкротства. По итогам 2013 г. А-АЗ показало рекордный чистый убыток в сумме почти 761 млн р.

Контракты в убыток

Предмет госконтракта, неустойку за ненадлежащее исполнение которого Минобороны взыскивает с А-АЗ, должен стать известен в течение октября. Также ожидается раскрытие причин, по которым ведомство получило основания насчитать почти миллиардную неустойку. Не исключено, что А-АЗ подвели подрядчики либо соисполнители по контракту.

Так, 25 марта т. г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил иск, поданный к А-АЗ МВД РФ, взыскав с самарского завода неустойку по госконтракту № 13/0601225-11от 26.08.2011 г. в размере свыше 16 млн р. Выяснилось, что заказчик (МВД) поручил А-АЗ в рамках гособоронзаказа выполнить капремонт самолета ТУ-154М № 85135 с двигателем Д-ЗОКУ-154 и ВСУ ТА-6А по цене 120,8 млн р. Грузоотправителем самолета в ремонт и грузополучателем воздушного судна из ремонта значилась войсковая часть 3553 Внутренних войск МВД России. Ремонт А-АЗ должен был выполнить до 20 декабря 2011 г. За день до дня исполнения контракта МВД даже пошло заводу навстречу и заключило допсоглашение об увеличении авансирования работ с 30 до 80% от стоимости контракта. Однако, несмотря на такую щедрость министерства, акт сдачи-приемки самолета был подписан сторонами только 16 апреля 2013 г. Т.е. исполнитель допустил просрочку выполнения обязательств по контракту на 484 дня. Отсюда МВД и насчитало затребованную неустойку. Доводы А-АЗ о том, что задержка выполнения госконтракта была вызвана нарушением сроков исполнения соисполнителями в лице ОАО «Туполев» и ЗАО «Росаэро», судом во внимание приняты не были.

В ноябре А-АЗ рискует помимо неустойки оказаться обязанным выплатить Минобороны еще и штраф, но уже в рамках другого госконтракта — № 3/4/2/12-11-ДОГОЗ от 11.05.2011г. Затребованная Минобороны сумма превысила 626 млн р.

Даже если А-АЗ удастся в ходе судебных разбирательств снизить размер заявленных Минобороны к взысканию средств, обязанность выплатить неустойки и штрафы по госконтрактам может здорово подкосить и без того сложное финансовое положение предприятия. По итогам 2013 г. выручка А-АЗ составила 2,57 млрд р., а себестоимость продаж превысила 2,6 млрд р. Ситуацию усугубили нескромные управленческие расходы в размере 567,2 млн р. В результате А-АЗ достиг чистого убытка в размере 760,6 млн р. Предыдущий рекорд был поставлен в 2006 г., когда чистый убыток А-АЗ составил 753,3 млн р. За первое полугодие 2014 г. А-АЗ выручил всего 346 млн р. (для сравнения, за первое полугодие 2013 г. — 1,08 млрд р.) и показал чистый убыток в размере почти 87 млн р.

Везде «неликвид»

Непонятно, за счет каких средств завод планирует исполнять судебные решения, если те будут вынесены московским арбитражем в пользу Минобороны. Не исключено, что придется реализовывать производственные площадки и оборудование, еще задействованные под производство самолетов. Напомним, что «лишними» мощностями А-АЗ уже торгует вовсю. Например, на электронном портале samtrade.ru на продажу выставлено 20 зданий и сооружений А-АЗ, в т. ч. корпус заготовительных цехов, корпус механосборочных цехов, корпус механических цехов и цветного литья и центральный материальный склад. Другие корпуса сдаются аренду, в частности, заготовочно-штамповочный и два агрегатно-сборочных. Станки продаются на любой вкус: токарные, сверлильные, фрезерные. На официальном сайте А-АЗ этот процесс обозначен как «реализация неликвидов». Реализация вполне может докатиться до того, что заводу нечем будет производить основную продукцию и делать ремонты. Отсюда возникает угроза платежеспособности А-АЗ по своим обязательствам. Вероятно, завод подводят под процедуру банкротства.

Причина столь плачевного состояния дел может заключаться в том, что управление А-АЗ отдано государством не в те руки.

Уже более 10 лет основным акционером А-АЗ выступает ООО «Авиаресурс-холдинг» (контролирует почти 62% акций завода), входящее в холдинг «Русские машины», объединяющий машиностроительные активы группы «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Но созданная для управления А-АЗ административная надстройка в виде ООО «Авиакор — самарский авиационный завод» (А-САЗ) под руководством Алексея Гусева, судя по всему, малоэффективна. Кроме того, так же, как и А-АЗ, убыточна. По итогам 2013 г. А-САЗ от управления А-АЗ выручило 41,3 млн р., но при этом показало чистый убыток в 6,79 млн р. При этом А-САЗ, будучи дочерним по отношению к А-АЗ обществом, является основным заимодавцем А-АЗ, как следует из годового отчета завода. Вот такая вот закольцовочка.

Еще одно дочернее предприятие А-АЗ — ЗАО «Совместное предприятие Международный Авиационный Проект — 140» — похоже, не ведет сегодня никакой деятельности. Второму партнеру проекта — харьковскому ООО «Интер АМН» ЛТД — новые власти Украины могли запретить помогать А-АЗ.

Без интриг никуда

Ну и совсем бессмысленным представляется сохранение в числе акционеров А-АЗ такого общества, как ООО «ПанИНТЕР». ПанИНТЕР, как следует из свежих годовых и ежеквартальных отчетов А-АЗ, продолжает оставаться вторым по величине пакета акционером завода (15%). При этом в последних списках аффилированных лиц А-АЗ ПанИНТЕР, видимо, во избежание возникновения лишних вопросов, не упоминается. И вот почему. ПанИНТЕР, согласно ОКВЭД, занимается торговлей стройматериалами, металлическими и неметаллическими конструкциями, а также капиталовложениями в ценные бумаги. Не исключено, что распродажа «неликвидов» А-АЗ отдана на откуп именно ПанИНТЕР. Это общество входит в структуру бизнеса экс-губернатора Самарской обл. Константина Титова и его сына Алексея Титова. Интересы Титовых в совете директоров А-АЗ бессменно представляет президент ТПП Самарской обл. Валерий Фомичев. Директором и единственным участником ПанИНТЕР числится Юрий Хижняк. У ПанИНТЕРа, в отличие от А-АЗ и А-САЗ, с финансовыми показателями за 2013 г. полный порядок.

В подобных обстоятельствах любое внимание высоких правительственных делегаций к А-АЗ вызывает только улыбку. Так, 21 июля 2014 г. А-АЗ с целью обсуждения перспектив завода в развитии авиационной промышленности страны посетила с рабочим визитом делегация в составе вице-премьера правительства РФ, курирующего вопросы ВПК, Дмитрия Рогозина, министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, министра финансов РФ Антона Силуанова и главы Роскосмоса Олега Остапенко. Гости осмотрели сборочное производство и центр технического обслуживания, а Алексей Гусев, оглядываясь на стоящего за спиной депутата Самарской губернской думы и президента ГК «АвтоКом» Вячеслава Малеева, вещал им о технических возможностях А-АЗ и перспективах развития.

Дошло до того, что Алексей Гусев предложил варианты использования испытательного аэродрома завода «Безымянка». Произошло это в тот же день, 21 июля, но уже в ходе совещания под руководством президента РФ Владимира Путина по вопросам социально-экономического развития Самарской обл. «Дело в том, что «Авиакор» сегодня имеет собственный аэродром, который загружен только в интересах нашего предприятия. И мы считали бы целесообразным использование этого аэродрома и для услуг Министерства обороны, и для низкобюджетных перевозчиков, которые в последующем, возможно, снимут даже пиковые нагрузки на Чемпионате мира 2018г.», -предложил Гусев. Вероятно, идея Путину понравилась, но он ответил встречным вопросом: «Алексей Викторович, во-первых, можно использовать, видимо, вашу полосу, но нужно ее в порядок приводить. Она в каком состоянии находится?» Гусев: «Мы сейчас принимаем практически все воздушные суда отечественного производства. Если говорить про иномарки, конечно, ее надо приводить в порядок. И, самое главное, сделать ее не только дневного содержания, но и поставить светотехническое оборудование, чтобы мы круглые сутки принимали самолеты». Путин: «Конечно. Светотехническое оборудование — это невесть что с точки зрения оборудования. Только деньги нужно заплатить, и все». Гусев: «Ну да». Путин: «Здесь проблем-то никаких нет. И элементарный нужно, видимо, какой-то аэровокзал».

Гусев, видимо, соображая, что так он может додискутироваться до того, что учредителям его предприятия в нагрузку предложат построить этот самый аэровокзал, пояснил: «Для низкобюджетных перевозчиков аэровокзал не нужен». Путин с этим не согласился: «Я понимаю, но, тем не менее, какие-то элементарные вещи нужны».

Формально аэродром уже давно не принадлежит А-АЗ. Согласно данным ЕГРЮЛ, ООО «Авиакор-Аэропорт», управляющее деятельностью аэродрома «Безымянка», с ноября 2010 г. отошло в собственность московских ОАО Корпорация «Трансстрой» и ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой». Напомним, что ОАО Корпорация «Трансстрой» входит в промышленную группу «Базовый Элемент», подконтрольную Олегу Дерипаске. ОАО Корпорация «Трансстрой» — это один из ключевых строительных активов группы «Базовый Элемент». По официальным данным самой компании, за последние 10 лет ОАО Корпорация «Трансстрой» возвело 41 км взлетно-посадочных полос, 300 мостов, 2000 км дорог и т.д. Компания контролирует 5,5% рынка строительства транспортной инфраструктуры в России. В 2013 г. портфель заказов ОАО Корпорация «Трансстрой» составлял 52 млрд р. Причем он растет с каждым годом. Однако все эти показатели и достижения совершенно не касаются Самарской обл. Несмотря на то что в Самаре у ОАО Корпорация «Трансстрой» имеется дочерняя компания с аэропортом, а у группы «Базовый Элемент» тут целый авиационный завод, активности с их стороны здесь не наблюдается.

В число регионов, где ОАО Корпорация «Трансстрой» ведет производственную деятельность, входят родной для Дерипаски Краснодарский край, Московская, Тамбовская, Лениградская и Читинская обл., Республика Саха (Якутия). Создается впечатление, что существует некий негласный раздел регионов между основными участниками российского бизнеса.

Выступление главы Минпромторга Дениса Мантурова в ходе визита 21 июля в Самару в составе правительственно-президентской делегации это впечатление лишь усилило. Было похоже, что он не очень охотно реагировал на предлагаемый Гусевым вариант загрузки А-АЗ за счет переноса в Самару производства самолета ИЛ-114 из Ташкента. После того как Гусев сделал короткий доклад о плане производства этого самолета, назвал срок и цену вопроса, Путин спросил: «Что нужно для того, чтобы все это заработало? Какая поддержка, помощь нужна?». Гусев ответил: «Заказ». Мантуров был менее оптимистичен: «Владимир Владимирович, во-первых, я бы, наверное, сегодня побоялся бы подтвердить эту цифру, нужно проверить и посчитать. Такая вводная поступила от коллег только вчера вечером. Мы с Дмитрием Олеговичем (Рогозиным. Прим. ред.) сегодня обошли «Авиакор» и посмотрели, собственно, последнюю модификацию 114-го, который используется для испытательных целей. Что касается запуска производства, ключевая составляющая — это заказ Министерства обороны, которое пока не подтвердило такую потребность, ну и гражданские цели».

Давно уже существует версия о том, что Денис Мантуров в роли главы Минпромторга — это креатура гендиректора госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова. Под началом Ростехнологии сконцентрирован основной куст авиастроительных предприятий страны. Соответственно, подконтрольный Дерипаске А-АЗ какой-никакой, но все же конкурент для авиазаводов Ростеха. Тем более если дело касается вопросов господдержки или размещения заказа, то лоббисты Ростеха всегда на чеку.

Более того, сегодня почти весь комплекс оборонных и двигателестроительных предприятий Самары находится под контролем Ростехнологии. После создания ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» и назначение туда на должность гендиректора Игоря Комарова (тоже креатура Чемезова) в ближайшее время под негласным контролем менеджмента от Ростехнологии окажется и весь ракетостроительный комплекс Самары. Выходит, что один лишь А-АЗ будет выделяться из общей обоймы. На этом фоне не сложно догадаться, в каких условиях предстоит работать Гусеву.

Но вернемся к сегодняшнему судебному спору Минобороны с А-АЗ. Попытка взыскать с авиазавода 1,5 млрд р. может привести к плачевным результатам. Те, кому А-АЗ мог бы составить конкуренцию в борьбе за заказ от Минобороны, вполне могут на неформальном уровне использовать этот спор в свою пользу. Актуальность этому придает еще и то, что на прошлой неделе во время слушаний по бюджету РФ на 2015 г. в Совете Федерации РФ прозвучали высказывания о возможной корректировке расходов на программу перевооружения Армии России до 2020 г.