Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (517) | 29 сентября 2014г.
 

Пора сворачиваться

В деле братьев Зуевых обозначились «ушки» «Роснефти»

Юлия Абрамова

24 сентября в Ленинском районном суде г. Самары прошло первое открытое судебное заседание по уголовному делу в отношении учредителей молодежного театра «Лайт» братьев Алексея и Андрея ЗУЕВЫХ и директора того же театра Михаила УШАКОВА. Якобы именно они похитили у ОАО «НК «Роснефть» 106 млн р., переведенные на счет театра в благотворительных целях. Однако защита подсудимых предположила, что «Роснефть» может являться не потерпевшей стороной, а инициатором. Проверить эту версию можно, изучив документы нефтяной компании.

Первое открытое судебное заседание по делу Зуевых и Ушакова началось с ходатайства адвоката братьев Елены Строиловой. Она потребовала повторно допросить 14 свидетелей в ходе судебного расследования, а также представить финансово-бухгалтерские документы «Роснефти» для изучения вероятности участия в афере самой компании. По словам Строиловой, на стадии предварительного расследования она уже неоднократно требовала проведения комплексной бухгалтерско-финансово-экономической экспертизы. «ОАО «Роснефть» признано потерпевшей стороной, хотя у нас глубокое сомнение, что они являются потерпевшими, а не инициаторами проведения этой операции. Требуется установить, не было ли в действиях конкретных лиц ОАО «Роснефть» просто покупки расчетного счета для обналичивания этих денежных средств», — пояснил адвокат.

Однако суд незамедлительно полностью отказал в удовлетворении ходатайства, сославшись на то, что эксперты, бухгалтеры и финансисты на такие вопросы не отвечают. Тем не менее защита Зуевых продолжает настаивать, что суд должен как минимум выяснить, кто же является потерпевшим — предприятие «Роснефть» или акционеры компании, а также какое отношение к странному договору с театром «Лайт» имеет руководство «Роснефти». Также, по мнению защиты, афера со 106 млн р. по всем признакам «является обычным уводом средств от налогообложения с использованием самарских фирм».

Любопытна позиция представителя «Роснефти», который, высказываясь против удовлетворения ходатайства, мотивировал отказ тем, что «за бумагами охотятся противники «Роснефти», с которыми компания судится в США, а кроме того, данная информация является коммерческой тайной». Обвинение полностью поддержало эти доводы.

Напомним, денежные средства «Роснефти» в размере 106 млн р. поступали на банковские счета молодежного театра «Лайт» в интервале с февраля 2012 г. по март 2013 г. По версии следствия, Андрей Зуев, узнав, что «Роснефть» занимается благотворительностью, направил туда письмо и предложил свои услуги по созданию положительного образа нефтяной компании путем ее рекламы при проведении социально значимых мероприятий.

В «Роснефти» откликнулись на предложение и подготовили спонсорский договор. О представителе «Роснефти», якобы подписавшем этот договор, до сих пор ничего не известно. Адвокат Строилова настаивает, что в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что инициатором спонсорского договора были подсудимые. В частности, нет письма, якобы поступившего от них в «Роснефть», упомянутого в обвинительном заключении поддельного паспорта с вклеенной фотографией, и прочих важных улик. Т.е. инициатива о «спонсорстве», вполне возможно, исходила от «Роснефти».

Еще один озвученный в суде 24 сентября нюанс заключается в том, что показания экс-бухгалтера театра «Лайт», по чьему заявлению и было возбуждено уголовное дело, совпадают с показаниями вице-президента по правовому обеспечению бизнеса ОАО «НК «Роснефть» Игоря Майданника. Также вызывает удивление тот факт, что бухгалтерская отчетность «Роснефти», из которой можно было сделать вывод об отношениях общества с театром «Лайт», была сдана еще в начале 2013 г., а вопрос о хищении 106 млн р. стали поднимать только в августе того же года. Следующее заседание по делу назначено на 29 сентября.