17 сентября депутаты Думы г.о. Тольятти в очередной, третий по счету раз вынуждены были констатировать фактическое отсутствие желания мэрии г.о. Тольятти по сокращению управленческих расходов на 10%. Напомним, такие договоренности были достигнуты во время работы согласительной комиссии по подготовке бюджета 2014 г. Впрочем, народных избранников настораживает, что отказ от оптимизации не позволяет городу получить экономию на исполнение социально важных программ. Между тем необходимость сокращения управленческих расходов впервые была обозначена губернатором Самарской обл. Николаем МЕРКУШКИНЫМ еще в августе 2012 г., но до сих пор Тольятти в этом вопросе продвинулся мало, что дает основания предположить чиновничий саботаж.
Секретная штаткаРабота комиссии по бюджету и работа депутатов Думы г.о. Тольятти во время пленарного заседания закончилась с одним и тем же результатом. Депутаты в очередной раз отметили, что мэрией не представлены штатные расписания ряда муниципальных учреждений, данные о фактической текучке кадров и планы по оптимизации численности работающих в мэрии г.о. Тольятти. Отвечая на вопросы депутатов, руководитель департамента финансов мэрии Тольятти Григорий Гильгулин сообщил, что сокращать практически нечего. У комиссии по бюджету и экономической политике ТГД другое видение того, почему и как должны реализовываться обязательства, принятые на себя мэрией в части сокращения расходов. «Данный вопрос (о сокращении управленческих расходов. – Прим. авт.) был отражен в решении согласительной комиссии. Все участники это помнят — как мы приходили к этому решению, как подписывался протокол. Решение отражено в бюджете, соответственно, он должен исполняться», — считает председатель профильной комиссии Сергей Колмыков. По сути, депутатам остается констатировать, что во время работы согласительной комиссии были достигнуты договоренности, которые никто не собирается выполнять. Хотя речь идет не о схватке амбиций между мэрией и ТГД, а о банальной оптимизации городского администрирования. Интересная практикаВозможно, к таким мыслям депутатский корпус подталкивает история с МКУ «Ресурсный центр». В мае 2014 г. депутаты довольно подробно разобрали этот вопрос. Этому МКУ перешел ряд функций департамента образования, что потянуло увеличение его бюджета на 2,9 млн р. Ситуация выглядела следующим образом -в МКУ были созданы 15 рабочих мест, не обеспеченные соответствующей расходной статьей. Думу об этом уведомили постфактум, предложив увеличить бюджет МКУ и апеллируя к тому, что в противном случае работники останутся без заработной платы. Такая постановка вопроса не нашла понимания у депутатов. | | Сокращения чиновников мэрии вообще происходят довольно своеобразно. Уменьшение численности аппарата, как правило, приводит к тому, что часть функций вместе с людьми переходит в какое-либо МКУ, где те же самые люди за те же самые деньги выполняют ту же самую работу. При этом складывается впечатление, что в результате рокировок размывается привычный административный функционал и теряется привычный порядок. Об этом депутаты тоже упомянули, в контексте другого МКУ — ЦХТО. Пример с ЦХТО показателен тем, что наглядно иллюстрирует суть административных трансформаций в Тольятти. С 1 января 2013 г. по 1 февраля 2014 г. штатная численность мэрии уменьшилась на 127,4 единицы. 30 мая 2013 г. создано МКУ «ЦХТО», штатная численность которого на 1 февраля 2014 г. составила 138,5 единицы, т.е. фактически больше, чем было сокращено из мэрии. Денег на содержание нового учреждения вместе с персоналом, как и было принято, решили просить постфактум. В настоящий момент в ЦХТО переходит часть функций по организации и проведению муниципальных закупок. При этом управление торгов в мэрии также остается. Депутаты, хотя и одобрили изменение в структуре мэрии, все же высказали сомнения в целесообразности трансформации системы муниципальных торгов и вывода ряда функций в МКУ «ЦХТО» г.о. Тольятти. По мнению народных избранников, процедура передачи функции может сказаться на качестве и оперативности проведения ряда ответственных процедур, которые уже запланированы и находятся в стадии реализации. «В чем целесообразность? И не получился ли сбой во время передачи функций в ЦХТО? И есть ли там специалисты в этом плане? Передача функций на бумаге — как она отразится в жизни?» — задал интересующие его вопросы заместитель председателя ТГД Александр Денисов. «Учитывая сбои, которые у нас были в прошлом году по ремонту школ, опасения есть», — добавил председатель ТГД Дмитрий Микель. Что касается передачи части функций по организации торгов ЦХТО, то и здесь могут быть скрытые мотивы. Об этой возможности на заседании ТГД депутаты также высказались. «Я поддержал это решение. Мы за любые решения, которые идут на пользу руководства, оптимизации. Но сейчас пошли разные нехорошие слухи. Якобы есть данные о задачах по сокращению управления торгов. По каким-то личным мотивам», — прокомментировал свою позицию председатель постоянной комиссии по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики ТГД Константин Кузнецов. | | Опасения Кузнецова, высказанные руководству города, отражают появившиеся у наблюдателей подозрения о том, что трансформация системы муниципального заказа может нести в себе дополнительный смысл, а именно ослабление позиций руководителя управления организации муниципальных торгов Игоря Лыткина. Возможно, сейчас лицам, принимающим решения в мэрии г.о. Тольятти, требуется более управляемая фигура с целью установления большего контроля над системой муниципального заказа. Найди ответственногоВ условиях бесконечных перетасовок, размытого функционала и дублирования функций теряется возможность наладить четкий контроль за исполнением каждым чиновником своей работы. При этом дисциплинарного взыскания очень часто не следует. Об этом говорит неисполнение мэрией п.4.4. решения ТГД №371 от 9 июля 2014 г. «О ежегодном отчете мэра г. о. Тольятти о результатах его деятельности и деятельности мэрии г. о. Тольятти за 2013 г.». Депутаты потребовали дисциплинарно наказать первого заместителя мэра Алексея Бузинного, заместителя мэра по строительству и имущественным отношениям Сергея Харитонова, руководителя департамента экономического развития Дмитрия Богданова, руководителя управления потребительского рынка Рафаиля Сунгатуллина, руководителя управления физкультуры и спорта Александра Лысова. Требования депутатов полного исполнения так и не получили. Если какая-либо реакция и последует, то, скорее всего, взыскания будут иметь формальный характер. Меж тем практика непривлечения к ответственности чиновников, допустивших серьезные промахи в основной деятельности, может привести к срывам важнейших муниципальных проектов. Где уж тут говорить о сокращении расходов на нужды мэрии. В ТГД уверены, что сокращения могут быть и не столь драматичными, как это пытается представить Гильгулин. В первую очередь чиновники могли бы пересмотреть расходы непосредственно на содержание мэрии, в т. ч. расходы на служебные командировки, в т.ч. и за рубеж. Кроме того, по мнению депутатов думы, мэрии можно и нужно добиваться исключения дублирования функций между структурными подразделениями, территориальными органами и муниципальными учреждениями. О том, что такая практика имеет место в думе, говорилось не раз. Однако фактическое непредоставление мэрией хотя бы каких-то четких планов наталкивает на мысли о саботаже решений думы. Пока там, где требуется проявить волю, лица, принимающие основные решения, ограничиваются шутками и воспоминаниями о мультфильме про семь шапок из одного куска овчины. |