Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (517) | 29 сентября 2014г.
 

Алкогольное лобби

Ограничение продажи спиртосодержащих жидкостей в Тольятти буксует

Сейдамет Абреков

16 сентября появились новые подробности того, как тольяттинские органы местного самоуправления собираются решать проблему ограничения розничной продажи спиртосодержащих жидкостей. Мэрия г. о. Тольятти установила такие ограничения, что чуть ли не в половине магазинов алкоголь продаваться не будет. С просьбой помочь решить проблему руководители крупных продуктовых сетей, таких как «Посадский» (ООО «ШЭД»), «Пеликан» (ООО «Неотрейд»), обратились в Думу г. о. Тольятти (ТГД). Их заявления напоминают как минимум попытку оказать давление на власть.

Вопрос ограничения продажи алкоголя был рассмотрен 16 сентября на одном из заседаний комиссии по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики ТГД. Поводом для этого стало обращение руководителей крупных торговых сетей. «В соответствии с постановлением мэрии г. о. Тольятти... расстояние от обособленной территории (а при ее отсутствии — от входа в здание) организации, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до входа для посетителей в стационарный торговый объект, где осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, должно составлять 60 м и 80 м соответственно, а от медицинских организаций 30 и 35 м соответственно. Таким образом, на основании анализа перечня организаций, приведенного в указанных постановлениях, магазины ООО «Неотрейд» в количестве 28 торговых точек попадают в утвержденные границы, магазины ТД «Миндаль» в количестве 2 супермаркетов, магазины ООО «Елисейский-Магазины» в количестве 10, магазины ООО «ШЭД» в количестве 27 торговых точек», — говорилось в обращении.

Как видно из текста обращения, больше всех магазинов, попавших под требования постановлений мэрии г. о. Тольятти, оказалось у «Пеликана» и у «Посадского». Юридическое лицо «Пеликана» — ООО «Неотрейд», директором которого является Александр Чумаков. Юридическое лицо «Посадского» — ООО «ШЭД», директор Шарафеддин Демиров. Именно представители этих сетей наиболее активно вели себя в общении с членами комиссии ТГД.

«В связи с принятием мэрией г. о. Тольятти вышеуказанных нормативных актов каждая из наших организаций в значительной степени лишится существенной части прибыли по данным торговым точкам (от 20% до 50% ориентировочно), что, несомненно, приведет к вынужденному пересмотру кадровой политики и увольнения примерно 5ООО сотрудников, не говоря уже о том, что вышеуказанные торговые точки просто придется закрыть, а вследствие закрытие торговых точек приведет к уменьшению реализации продукции производителей, имеющих производственные мощности в Самарской обл. ... В итоге развитие событий приведет к уменьшению налогов, отчисляемых в бюджет всех уровней и криминализации населения в результате отсутствия возможности трудоустройства», — говорится в их обращении.

Пожалуй, впечататься подобного рода заявлениям могли бы только те, кто не совсем разбирается в ситуации. Ведь даже при поверхностном анализе можно было делать вывод о том, что в заявлении сетевиков содержится большая доля недосказанности, нет ссылок на конкретные данные, особенно касательно показателей падения выручки, прибыли, количества работников и прочей требующей высокой точности информации.

В целом же поведение руководителей и собственников торговых сетей больше напоминало попытку оказать давление на тех, от кого зависит порядок в такой деликатной отрасли, как продажа алкоголя.

Если же более трезво отнестись к ситуации, то можно сказать о том, что по каким-то причинам такие крупные сети, как «Магнит», «Пятерочка», «Покупочка», не стали настаивать на пересмотре расстояний и границ от объектов в г. о. Тольятти, где нельзя продавать алкоголь. А значит, их ситуация, наверное, устраивает. Т. е. изъятие из продажи алкоголя из некоторых магазинов этих сетей, очевидно, не приведет к тем последствиям, о которых так активно рассуждают в «Посадском» и «Пеликане».

Кроме того, многие магазины и сети как таковые никогда и не продавали алкоголь, но от этого они не становятся неприбыльными или убыточными. Как пример можно привести такие магазины, как «Фабрика качества», «Тольяттихлеб», да и многие другие несетевого формата. Более того, если руководство «Пеликана» и «Посадского» так уж озабочено тем, что частично потеряют возможность продавать такой, по их собственному выражению, прибыльный товар, как алкоголь, то вряд ли им что-то мешает организовать его продажу там, где магазин точно не подпадет под ограничения. Причем можно даже открыть специализированные точки только для продажи алкоголя, раз уж это для них так выгодно. Но этого почему-то не происходит.

Странно, но подобное развитие событий может свести на нет безусловно здравую и полезную идею государства, направленную на ограничение продажи алкоголя. По итогам заседания комиссии было решено вернуться к этому вопросу позже.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.