Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (517) | 29 сентября 2014г.
 

Проявили дальновидность

Депутаты ДГОС поддержали реформу МСУ

Егор Кошеров

Принятый на прошлой неделе закон «О порядке избрания главы г. о. Самара», с одной стороны, несколько удивил самарскую общественность, т. к. никто не ожидал, что реформа МСУ начнется так стремительно. С другой стороны, предложенный губернатором Самарской об. Николаем МЕРКУШКИНЫМ законопроект был встречен с одобрением членами исполнительной и представительной власти Самары. Необходимость предусмотренных реформой МСУ перемен большинство депутатов Думы г. о. Самара (ДГОС) осознали еще до того, как Меркушкин вплотную занялся этим вопросом. А некоторые депутаты, несмотря на свое несогласие с законопроектом, предпочли не идти наперекор Меркушкину и своим коллегам, заявив о лояльном отношении к рассмотрению документа на заседании Общественной палаты (ОП) Самарской обл. 24 сентября.

14 сентября на выборах губернатора Самарской обл. победу одержал Николай Меркушкин. По итогам обработки 100% протоколов УИК за Меркушкина было отдано большинство голосов избирателей -91,35%. Главным итогом выборов можно назвать консолидацию всех жителей области вокруг власти и ее задач. Возможно, поэтому законопроект об упразднении всенародных выборов мэра Самары, внесенный Меркушкиным на прошлой неделе в Самарскую губернскую думу (СГД), хоть и стал неожиданным для широкой общественности, но, тем не менее, получил почти единогласное одобрение.

Сегодняшнее устройство управления государством требует слаженной работы органов управления всеми уровнями вертикали власти. В частности, доходная часть муниципального бюджета напрямую зависит от объемов трансфертов из вышестоящих бюджетов. А для этого нужно четкое взаимодействие по вертикали «президент — губернатор -сити-менеждер». Не менее важно добиться взаимодействия по горизонтали: когда наемный хозяйственник эффективен в работе со спикером и депутатами ДГОС.

«Согласно принятому закону город получит четкое разделение исполнительно-распорядительной и представительской функций городской власти. Вводится новая должность главы администрации Самары, который будет решать именно вопросы обеспечения города всем необходимым, развития инфраструктуры, строительства и капитального ремонта, при этом тесно взаимодействуя с областным правительством», — считает председатель ДГОС Александр Фетисов.

Учитывая, что в состав комиссии по назначению сити-менеджера войдут депутаты ДГОС и губернатор Самарской обл., связь между городом и областью станет еще теснее, т. к. от поддержки со стороны губернатора зависит многое, в частности, сроки и объемы поступления средств из вышестоящих бюджетов.

Отличающиеся стратегическим мышлением представители ДГОС понимали глубину и важность реформы МСУ еще до того, как Меркушкин поднял этот вопрос. «Отмена прямых выборов мэра — событие, которого я ждал почти 20 лет. Я считаю, что у нас всегда была проблема во взаимоотношениях мэра и губернатора, а страдал из-за этого в первую очередь город. Проблема не в личностях, а в существовавшей системе. А если не выстраивались взаимоотношения муниципальной власти с областью, то город всегда недополучал денежные средства. Моя позиция однозначна. Десять лет назад я голосовал против того устава, по которому мы живем, но тогда это не получилось», — комментирует депутат ДГОС Сергей Арсентьев.

Между тем далеко не все депутаты сегодня поддерживают нововведения, исходя из своих убеждений. 24 сентября на заседании ОП Самарской обл. депутат СГД Михаил Матвеев дал понять, что не согласен с законопроектом. «Единодушное одобрение законопроекта, которое я вижу в этом зале, может быть списано на консолидацию, которая произошла в результате убедительной победы Николая Ивановича. Проблема в том, что мы не спросили людей, нужна ли им такая система. К сожалению, мое предложение о том, чтобы до 14 сентября был проведен общественный опрос о форме избрания, не был поддержан и услышан», — отметил Матвеев. Однако Матвеев поспешил добавить, что будет сохранять лояльность большинству и помогать в становлении реформы МСУ. Остальные критики законопроекта также предпочли не вступать в конфронтацию с губернатором Самарской обл. и сторонниками реформы. «Я не поддерживаю данный законопроект. Депутатский корпус должен контролировать исполнительную власть. Если бы в думе было больше представителей различных партий, то было бы больше разных точек зрения и администрация чувствовала бы себя в постоянном тонусе», — сказал депутат ДГОС Максим Федоров уже после заседания ОП.

Создается впечатление, что противники реформы больше сожалеют о потере площадки для политического пиара, в качестве которой ДГОС служила им в течение последних 20 лет. Да и сама тема изменения устава Самары 10 лет назад помогла ряду народных избранников заработать политические дивиденды. Что же касается упомянутого Федоровым контроля, то и здесь основные достижения разумнее отнести к области политических дискуссий.

Комментарии

Александр ФЕТИСОВ, председатель Думы г. о. Самара

- В 2013 г. собственные средства Самары составили 14,4 млрд р., а безвозмездные поступления из других бюджетов -более 8 млрд р. В 2014 г. сумма собственных доходов уменьшилась, составив 14,1 млрд р. Зато возросла сумма средств, поступивших из вышестоящих бюджетов, -9,3 млрд р. Значительной составляющей во всех системах выборов является то, как народ реагирует на власть, и то, что получат люди после выборов. Насколько будет комфортнее и лучше нашим жителям, насколько они увереннее посмотрят в будущее.

Сергей АРСЕНТЬЕВ, депутат Думы г. о. Самара

- От принятия этого законопроекта область и город выиграют. Область будет получать федеральные деньги, а город — областные. Можно сказать, что выстроится вертикаль власти. Если говорить о роли главы города в виде председателя думы, то, на мой взгляд, это правильный подход. Когда председатель думы выбирается из числа депутатов, он является первым среди равных, это очень важно. Я четко понимаю, что в нынешних реалиях и при существующем строении бюджетного кодекса необходима система, при которой губернатор имеет право влиять на назначение главы администрации города.

Владимир СЮСИН, депутат Думы г. о. Самара

- Мне довелось работать в системе, когда глава города был и градоначальником, и председателем думы. Главой администрации был Георгий Лиманский, а сити-менеджером работал Николай Колесников, который был полностью погружен в хозяйственную деятельность. Та система управления (я не говорю про исполнителей) была эффективна. Время для возвращения этой системы назрело. Все-таки не дело главе города заниматься политическими вопросами. Он должен сосредотачивать усилия на хозяйственно-экономической деятельности города, а вопросы политики — зона ответственности председателя думы и по совместительству главы Самары. Изменятся и отношения города с областью. Регион подчиняется федеральному центру, а муниципальное образование, хоть и стоит особняком по европейским стандартам, зависит от области.