В ходе прошедшей 15 сентября пресс-конференции по случаю окончания выборов избранному губернатором Самарской обл. Николаю МЕРКУШКИНУ задавали вопросы о том, будет ли в Самаре проведена реформа МСУ и по каким механизмам в 2015 г. в Самаре будут формироваться органы МСУ. Меркушкин был предельно дипломатичен. Однако ряд наблюдений позволяет предположить, что определенная часть работы по реализации процедуры предстоящей реформы МСУ в Самаре администрацией губернатора может быть поручена связке Сергей АРСЕНТЬЕВ — Михаил МАТВЕЕВ. И ведь кому как не им знать, что будет с ними в случае неудачи.
Жесткие рамкиВ своих ответах на тему предстоящих реформ МСУ на территории Самарской обл. Николай Меркушкин дал понять, что вопрос о принятии соответствующего регионального закона должен быть решен не позже ноября, как этого требует соответствующее федеральное законодательство (ФЗ). Т.е. в течение 6 месяцев с момента принятия соответствующего ФЗ. Таким ФЗ стал закон о внесении 27 мая 2014 г. существенного пакета изменений в ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Обновленный ФЗ №131 предписывает регионам РФ самим определиться с тем, по какой схеме формировать на своей территории органы МСУ. Для городов, предусматривающих внутригородское деление на районы, предложено формировать представительный орган городского округа (Думу) путем делегирования в него депутатов из состава районных советов, избранных в результате всенародного голосования. А уже из состава сформированной таким образом думы избирать председателя, который будет одновременно с этим наделен функциями главы городского округа. При этом орган исполнительной власти городского округа — администрация — будет формироваться путем назначения на должность главы администрации кандидатуры, утвержденной соответствующей конкурсной комиссией, состоящей из представителей городской думы и администрации губернатора. Применительно к Самаре этот вариант на неформальном уровне начал обсуждаться еще в марте 2014 г. В тот самый момент, когда стало известно только лишь содержание соответствующего федерального законопроекта. Однако уже тогда самарские политические круги начали примерять это лекало к Самаре. Выборы губернатора отодвинули данную тему на второй план, но это не означало, что она была забыта. С позиции сегодняшнего дня следует говорить о том, что администрация избранного 14 сентября губернатора должна быть полностью уверена в том, что задуманная реформа МСУ в Самаре ни на одном этапе ее реализации не испытает пробуксовки. Ведь для того, чтобы провести в Самаре выборы в органы МСУ в сентябре 2015 г. по новой схеме, надо, чтобы уже к началу июня 2015 г. все юридические процедуры были полностью завершены. Это обусловлено тем, что выборы в органы МСУ проводятся в соответствии с теми нормами, которые считаются действующими на момент принятия решения о выборах уполномоченным на то органом. Такое решение принимается в пределах жестко установленного законодательством срока — в период от 80 до 90 дней до даты голосования. | | После выборов губернатора перед Михаилом Матвеевым (справа) могут открыться новые перспективы
Соответственно, в Самаре на все про все остается очень мало времени: с ноября 2014 г. до конца мая 2015 г. За это время надо принять соответствующий закон Самарской обл., затем начать процедуру изменения устава Самары, одновременно организовать проведение референдумов с гражданами всех территорий Самары о смене границ внутригородских районов. Далее необходимо молниеносное и незамедлительное решение действующего сейчас состава ДГОС о вынесении проекта нового устава Самары на публичные слушания, затем надо очень слаженно пройти процедуру слушаний по всей территории города, потом опять утверждение думой и регистрация в Минюсте. Причем процедуры, связанные с проведением референдумов и публичных слушаний, подразумевают определенные интервалы времени, связанные с заблаговременным оповещением о начале проведения этих мероприятий. Это лишь дополнительно сжимает временные рамки для тех, кто должен будет успеть обеспечить прохождение всех необходимых действий, связанных с реформой системы формирования органов МСУ в Самаре, до момента, когда будет необходимо принимать решение о старте предвыборной кампании. Десять лет назадИ вот здесь самое время напомнить о том, что что-то подобное в Самаре уже происходило на рубеже 2004-2006 гг. Сразу после того как 4 июля 2004 г. была избрана ДГОС IV созыва, большая часть депутатов под предлогом повышения эффективности муниципальной власти выступала за внесение изменений в устав Самары, согласно которым можно было бы выбрать главу города из состава депутатского корпуса. На официальном портале ДГОС эта страничка истории Самары отражена так: «На восьмом пленарном заседании ДГОС председатель комитета по местному самоуправлению Татьяна Братчикова предложила принять новый устав города... Главное новшество заключается в том, что мэр города должен был бы избираться из состава депутатов, а глава администрации быть нанимаемым по контракту». По сути, ровно 10 лет назад в Самаре уже обсуждали то, что сегодня вновь на повестке дня. Но именно опыт десятилетней давности и настораживает. Тогда процесс по изменению системы формирования органа исполнительной власти МСУ затянулся почти на 2 года. И в итоге он ни к чему не привел. Хотя в какой-то промежуток времени депутатское большинство ДГОС IV созыва полагало, что им удалось принять устав Самары в новой редакции, подразумевающей избрание главы города из состава депутатов ДГОС и наем сити-менеджера. Однако в конце весны 2006 г. на всех этих инициативах была поставлена точка, и все осталось по-старому, т.к. уже в начале лета 2006 г. было необходимо принимать решение о назначении в Самаре выборов мэра и в думу на октябрь 2006 г. В итоге эксперимент закончился. В сегодняшних временных ограничениях подобное просто недопустимо. | | Шанс естьВсе возвращается к тому, кто мог бы обеспечить сегодня прохождение процедуры реформы в Самаре. И вот здесь как раз впору напомнить, что основными публичными фигурами процесса по изменению устава Самары в 2004-2006 гг. были избранные в 2004 г. в ДГОС IV созыва депутаты Сергей Арсентьев (Октябрьский округ №7) и Михаил Матвеев (Октябрьский округ №8). Арсентьев с самого начала двигал вариант устава, подразумевающий сити-менеджера. Матвеев то был против, то выдвигал собственный вариант устава, на что Арсентьев предлагал ему просто внести поправки в версию устава с сити-менеджером (см. «Хронограф» №15 (134) от 2.05.06). В любом случае и Арсентьев, и Матвеев на том обсуждении сумели сделать серьезный скачок в большую политику регионального формата. Причем объединяет их не только это. Во-первых, они оба имеют отличную электоральную поддержку на территории Октябрьского р-на — самого густонаселенного района Самары. Во-вторых, они уже давно научились достигать синергетического успеха путем совместных действий. Поговаривают, что Сергей Арсентьев вполне мог выступить в качестве одного из звеньев в цепочке связей, которые повлияли на решение самарского обкома КПРФ выдвинуть на выборах губернатора Самарской обл. Михаила Матвеева. Сегодня от некоторых источников приходится слышать о том, что именно Арсентьеву могли дать поручение начать вовлекать Матвеева в реализацию политических задач, которые по определению должны были возникнуть перед Меркушкиным после его избрания губернатором 14 сентября. Реформа МСУ в Самаре одна из них. 15 сентября стало показательным, что Михаил Матвеев пришел на пресс-конференцию Николая Меркушкина. В момент появления Матвеева в зале губернатор прервался, чтобы поприветствовать его. По окончании пресс-конференции Матвеев при включенных телекамерах вышел на сцену, чтобы публично поздравить Меркушкина с победой. Они пожали друг другу руки, сопровождая это улыбками и взаимными комплиментами. Причем все выглядело как достаточно искреннее взаимное проявление эмоций. Матвеев при этом не забыл напомнить, что именно в Самаре его поддержали лучше всего. А Меркушкин подчеркнул, что хоть Матвеев и был выдвинут от КПРФ, голосовали-то за него в основном не коммунисты. В общем, чувствовалось, что Матвеев ожидает хорошие для себя перспективы. Велика вероятность, что именно связке Арсентьев-Матвеев администрацией губернатора может быть поручена серьезная часть работы по реализации процедуры реформы МСУ в Самаре. Кому как не им знать, что будет в случае неудачи. Однако если им все удастся, то Арсентьев вполне может рассчитывать на должность председателя ДГОС VI созыва — главы г.о. Самара. Что касается Матвеева, то почему бы ему не попробовать себя в роли какого-нибудь министра Самарской обл.? "Хронограф" будет следить за развитием событий. |