Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (516) | 22 сентября 2014г.
 

Подарок судьбы

Связке Арсентьев-Матвеев могут доверить «расстрельную» роль в деле предстоящей реформы МСУ в Самаре

Егор Кошеров

В ходе прошедшей 15 сентября пресс-конференции по случаю окончания выборов избранному губернатором Самарской обл. Николаю МЕРКУШКИНУ задавали вопросы о том, будет ли в Самаре проведена реформа МСУ и по каким механизмам в 2015 г. в Самаре будут формироваться органы МСУ. Меркушкин был предельно дипломатичен. Однако ряд наблюдений позволяет предположить, что определенная часть работы по реализации процедуры предстоящей реформы МСУ в Самаре администрацией губернатора может быть поручена связке Сергей АРСЕНТЬЕВ — Михаил МАТВЕЕВ. И ведь кому как не им знать, что будет с ними в случае неудачи.

Жесткие рамки

В своих ответах на тему предстоящих реформ МСУ на территории Самарской обл. Николай Меркушкин дал понять, что вопрос о принятии соответствующего регионального закона должен быть решен не позже ноября, как этого требует соответствующее федеральное законодательство (ФЗ). Т.е. в течение 6 месяцев с момента принятия соответствующего ФЗ. Таким ФЗ стал закон о внесении 27 мая 2014 г. существенного пакета изменений в ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Обновленный ФЗ №131 предписывает регионам РФ самим определиться с тем, по какой схеме формировать на своей территории органы МСУ. Для городов, предусматривающих внутригородское деление на районы, предложено формировать представительный орган городского округа (Думу) путем делегирования в него депутатов из состава районных советов, избранных в результате всенародного голосования. А уже из состава сформированной таким образом думы избирать председателя, который будет одновременно с этим наделен функциями главы городского округа. При этом орган исполнительной власти городского округа — администрация — будет формироваться путем назначения на должность главы администрации кандидатуры, утвержденной соответствующей конкурсной комиссией, состоящей из представителей городской думы и администрации губернатора.

Применительно к Самаре этот вариант на неформальном уровне начал обсуждаться еще в марте 2014 г. В тот самый момент, когда стало известно только лишь содержание соответствующего федерального законопроекта. Однако уже тогда самарские политические круги начали примерять это лекало к Самаре. Выборы губернатора отодвинули данную тему на второй план, но это не означало, что она была забыта.

С позиции сегодняшнего дня следует говорить о том, что администрация избранного 14 сентября губернатора должна быть полностью уверена в том, что задуманная реформа МСУ в Самаре ни на одном этапе ее реализации не испытает пробуксовки. Ведь для того, чтобы провести в Самаре выборы в органы МСУ в сентябре 2015 г. по новой схеме, надо, чтобы уже к началу июня 2015 г. все юридические процедуры были полностью завершены. Это обусловлено тем, что выборы в органы МСУ проводятся в соответствии с теми нормами, которые считаются действующими на момент принятия решения о выборах уполномоченным на то органом. Такое решение принимается в пределах жестко установленного законодательством срока — в период от 80 до 90 дней до даты голосования.

После выборов губернатора перед Михаилом Матвеевым (справа) могут открыться новые перспективы
После выборов губернатора перед Михаилом Матвеевым (справа) могут открыться новые перспективы

Соответственно, в Самаре на все про все остается очень мало времени: с ноября 2014 г. до конца мая 2015 г. За это время надо принять соответствующий закон Самарской обл., затем начать процедуру изменения устава Самары, одновременно организовать проведение референдумов с гражданами всех территорий Самары о смене границ внутригородских районов. Далее необходимо молниеносное и незамедлительное решение действующего сейчас состава ДГОС о вынесении проекта нового устава Самары на публичные слушания, затем надо очень слаженно пройти процедуру слушаний по всей территории города, потом опять утверждение думой и регистрация в Минюсте. Причем процедуры, связанные с проведением референдумов и публичных слушаний, подразумевают определенные интервалы времени, связанные с заблаговременным оповещением о начале проведения этих мероприятий. Это лишь дополнительно сжимает временные рамки для тех, кто должен будет успеть обеспечить прохождение всех необходимых действий, связанных с реформой системы формирования органов МСУ в Самаре, до момента, когда будет необходимо принимать решение о старте предвыборной кампании.

Десять лет назад

И вот здесь самое время напомнить о том, что что-то подобное в Самаре уже происходило на рубеже 2004-2006 гг. Сразу после того как 4 июля 2004 г. была избрана ДГОС IV созыва, большая часть депутатов под предлогом повышения эффективности муниципальной власти выступала за внесение изменений в устав Самары, согласно которым можно было бы выбрать главу города из состава депутатского корпуса. На официальном портале ДГОС эта страничка истории Самары отражена так: «На восьмом пленарном заседании ДГОС председатель комитета по местному самоуправлению Татьяна Братчикова предложила принять новый устав города... Главное новшество заключается в том, что мэр города должен был бы избираться из состава депутатов, а глава администрации быть нанимаемым по контракту».

По сути, ровно 10 лет назад в Самаре уже обсуждали то, что сегодня вновь на повестке дня. Но именно опыт десятилетней давности и настораживает. Тогда процесс по изменению системы формирования органа исполнительной власти МСУ затянулся почти на 2 года. И в итоге он ни к чему не привел. Хотя в какой-то промежуток времени депутатское большинство ДГОС IV созыва полагало, что им удалось принять устав Самары в новой редакции, подразумевающей избрание главы города из состава депутатов ДГОС и наем сити-менеджера. Однако в конце весны 2006 г. на всех этих инициативах была поставлена точка, и все осталось по-старому, т.к. уже в начале лета 2006 г. было необходимо принимать решение о назначении в Самаре выборов мэра и в думу на октябрь 2006 г. В итоге эксперимент закончился. В сегодняшних временных ограничениях подобное просто недопустимо.

Шанс есть

Все возвращается к тому, кто мог бы обеспечить сегодня прохождение процедуры реформы в Самаре. И вот здесь как раз впору напомнить, что основными публичными фигурами процесса по изменению устава Самары в 2004-2006 гг. были избранные в 2004 г. в ДГОС IV созыва депутаты Сергей Арсентьев (Октябрьский округ №7) и Михаил Матвеев (Октябрьский округ №8). Арсентьев с самого начала двигал вариант устава, подразумевающий сити-менеджера. Матвеев то был против, то выдвигал собственный вариант устава, на что Арсентьев предлагал ему просто внести поправки в версию устава с сити-менеджером (см. «Хронограф» №15 (134) от 2.05.06).

В любом случае и Арсентьев, и Матвеев на том обсуждении сумели сделать серьезный скачок в большую политику регионального формата. Причем объединяет их не только это. Во-первых, они оба имеют отличную электоральную поддержку на территории Октябрьского р-на — самого густонаселенного района Самары. Во-вторых, они уже давно научились достигать синергетического успеха путем совместных действий. Поговаривают, что Сергей Арсентьев вполне мог выступить в качестве одного из звеньев в цепочке связей, которые повлияли на решение самарского обкома КПРФ выдвинуть на выборах губернатора Самарской обл. Михаила Матвеева. Сегодня от некоторых источников приходится слышать о том, что именно Арсентьеву могли дать поручение начать вовлекать Матвеева в реализацию политических задач, которые по определению должны были возникнуть перед Меркушкиным после его избрания губернатором 14 сентября. Реформа МСУ в Самаре одна из них.

15 сентября стало показательным, что Михаил Матвеев пришел на пресс-конференцию Николая Меркушкина. В момент появления Матвеева в зале губернатор прервался, чтобы поприветствовать его. По окончании пресс-конференции Матвеев при включенных телекамерах вышел на сцену, чтобы публично поздравить Меркушкина с победой. Они пожали друг другу руки, сопровождая это улыбками и взаимными комплиментами. Причем все выглядело как достаточно искреннее взаимное проявление эмоций. Матвеев при этом не забыл напомнить, что именно в Самаре его поддержали лучше всего. А Меркушкин подчеркнул, что хоть Матвеев и был выдвинут от КПРФ, голосовали-то за него в основном не коммунисты. В общем, чувствовалось, что Матвеев ожидает хорошие для себя перспективы. Велика вероятность, что именно связке Арсентьев-Матвеев администрацией губернатора может быть поручена серьезная часть работы по реализации процедуры реформы МСУ в Самаре. Кому как не им знать, что будет в случае неудачи. Однако если им все удастся, то Арсентьев вполне может рассчитывать на должность председателя ДГОС VI созыва — главы г.о. Самара. Что касается Матвеева, то почему бы ему не попробовать себя в роли какого-нибудь министра Самарской обл.?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.