Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (516) | 22 сентября 2014г.
 

Атаковали Кирюшина

На чапаевском боеприпасном полигоне вспомнили о долгах СМАРТС

Георгий Кизельгур

15 сентября Арбитражный суд Самарской обл. принял очередное заявление от ФКП «Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон» (ПГБИП) о взыскании с ОАО «СМАРТС» задолженности. ОАО «СМАРТС» находится под контролем семьи Геннадия КИРЮШИНА (на фото). На территории ПГБИП у телекоммуникационной компании СМАРТС располагается одна из ее базовых станций. У СМАРТС возникла задолженность перед ПГБИП по договорам размещения этой базовой станции на территории полигона. 26 августа и 2 сентября суд уже удовлетворил два аналогичных требования ПГБИП по отношению к СМАРТС. Удивляет то, что ФКП «ПГБИП» активизировался по отношению к ОАО «СМАРТС» сразу после того, как в июне должность гендиректора ОАО «СМАРТС» покинул Александр КУРОЧКИН.

ОАО «СМАРТС» задолжало чапаевскому ФКП «ПГБИП». Полигон получил широкую известность на всю страну после того, как в июне 2013 г. на нем произошел неконтролируемый взрыв нескольких миллионов единиц боеприпасов. На территории этого полигона ОАО «СМАРТС» разместило базовую станцию радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800, радиорелейных систем (РРС) и антенно-фидерных устройств (АФУ), необходимых для обеспечения работоспособности фрагмента сети GSM ОАО «СМАРТС». С ФКП «ПГБИП» был заключен соответствующий договор, на основании которого оператор сотовой связи взял на себя обязательства производить оплату за размещение своей базовой станции. В какой-то момент ОАО «СМАРТС» не исполнило взятых на себя обязательств, допустив задолженность перед ФКП «ПГБИП». В итоге руководство полигона было вынуждено взыскивать с оператора сотовой связи деньги через суд.

2 июля 2014 г. ФКП «ПГБИП» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. сразу с двумя исковыми заявлениями о взыскании с ОАО «СМАРТС» задолженности. По этим заявлениям было возбуждено два дела. Одному был присвоен № А55-247/2014, второму № А55-273/2014.

В рамках дела № А55-247/2014 ФКП «ПГБИП» пыталось взыскать 233,5 тыс. р., в т.ч.: 177,4 тыс. р. -задолженность по договору от № 347/ХФДю от 28 декабря 2012 г.; 56,1 тыс. р. — пени. Как следует из материалов дела, по условиям этого договора ФКУ «ПГБИП» обязалось оказывать ОАО «СМАРТС» услуги по размещению базовой станции сотовой радиотелефонной связи, а СМАРТС в свою очередь принял на себя обязательство принять и оплатить оказанные услуги.

В материалах дела № А55-247/2014 говорится: «В подтверждение оказания ответчику (ОАО «СМАРТС». – Прим. авт.) услуг по согласованной в п. 2.1. договора цене истец (ФКП «ПГБИП». – Прим. авт.) представил акты приемки услуг, оказанных в 2013 г. Указанные акты подписаны ответчиком без замечаний и возражений. Однако услуги ответчиком оплачены не были». В итоге этот процесс длился не долго. Уже 2 сентября суд удовлетворил требование ФКП «ПГБИП», уполовинив лишь размер пени, которые предъявил истец к ответчику.

Процесс по второму делу — № А55-273/2014 завершился еще раньше. 26 августа суд удовлетворил другое требование ФКП «ПГБИП» к ОАО «СМАРТС». Сумма задолженности в нем была значительно меньше — всего 37,3 тыс. р. Долг сформировался в рамках неисполнения руководством ОАО «СМАРТС» норм договора № 07/ХФДю от 1 февраля 2012 г. Предмет договора был аналогичным тому, который был заключен между ФКП «ПГБИП» и ОАО «СМАРТС» 28 декабря 2012 г. — оплата за услугу по размещению базовой станции на территории полигона.

Вот как в материалах дела № А55-273/2014 отражены детали взаимоотношений между сторонами: «Как следует из п. 2.3 договора, заказчик (ОАО «СМАРТС». – Прим. авт.) производит оплату за предоставляемые исполнителем услуги ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя (ФКП «ПГБИП». – Прим. авт.) на основании счета, представляемого исполнителем в срок до 1-го числа, следующего за расчетным. Услуги исполнителем оказаны в полном объеме надлежащим образом, что подтверждается актами выполненных работ, подписанными обеими сторонами на сумму 29 566, 70 р. Для расчета в адрес ответчика (ОАО «СМАРТС». – Прим. авт.) были направлены счета-фактуры № 366 от 30.11.2012 на сумму 14 783, 35 р. и № 397 от 31.12.2012 на сумму 14 783, 35 р. Однако обязательства по оплате оказанных услуг ответчиком не исполнены, задолженность по указанным счетам-фактурам составила 29 566, 70 р., что подтверждается актом выверки взаиморасчетов исх. № 00530/166 от 16.04.2014». На сумму этого долга были начислены пени в размере 7,7 тыс. р.

Между тем 15 сентября ФКП «ПГБИП» обратилось в суд с очередным требованием к ОАО «СМАРТС». На этот раз руководство полигона пытается взыскать 120 тыс. р. В ближайшее время по этому заявлению будет начат процесс.

Достаточно странно в этой истории то, что компания СМАРТС так долго затягивала с оплатой услуг по договорам на столь незначительные суммы. С другой стороны, руководство ФКП «ПГБИП» почему-то лишь в конце июня 2014 г. вдруг вспомнило о задолженности, которую допустило ОАО «СМАРТС» еще в 2012 г. И это притом что описанные выше договоры были заключены сторонами уже после того, как ныне действующий директор ФКП «ПГБИП» Дмитрий Кияткин был назначен на эту должность. Напомним, что его назначение случилось в июне 2011 г. Т.е. озвученные выше договоры со СМАРТС готовились и заключались уже при нем.

По всей видимости, до определенного момента между руководством ФКП «ПГБИП» и ОАО «СМАРТС» могли иметься некоторые договоренности неофициального характера. Если вдруг выяснится, что это действительно так, то затяжка сроков по взысканию с ОАО «СМАРТС» может получить некоторое объяснение. Напомним, что в июне 2014 г. в ОАО «СМАРТС» сменилось руководство. С 1 июля 2014 г. новым генеральным директором ОАО «СМАРТС» стал Константин Кирюшин — сын основателя компании Геннадия Кирюшина. До этого с февраля 2012 г. гендиректором ОАО «СМАРТС» был Александр Курочкин, покинувший этот пост в июне 2014 г. Лишь после этого, как видно из приведенной хронологии событий, ФКП «ПГБИП» приступило к взысканию долга с ОАО «СМАРТС».

Хотя, с другой стороны, столь запоздалую реакцию ФКУП «ПГБИП» можно было бы списать на просчеты в работе аппарата управления полигоном или на отсутствие должного контроля. Ведь почему-то же случился там в прошлом году взрыв?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.