Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (514) | 8 сентября 2014г.
 

Умеют прощать

Сбербанк больше не надеется получить всех денег с «Восток-Лады»

Илья Ширтанов

В настоящее время филиал «Поволжский банк» ОАО «Сбербанк России», возглавляемый Владимиром СИТНОВЫМ (на фото), вдруг стал проявлять активность в делах о банкротстве ООО «Автомобильная компания (АК) «Восток-Лада» и ЗАО «Восток-Лада», некогда принадлежавших Игорю МЕЩЕРЯКОВУ. Однако кроме как фарсом эту деятельность банка назвать сложно, поскольку конкурсный управляющий этих организаций Игорь МАДЖУГА подвел банкротные процессы к финалу. Причем в Сбербанке уже смирились с потерей миллиардных сумм, некогда выданных фирмам Мещерякова. Такое отношение к должнику выглядит еще более вызывающе на фоне того, какие методы в Сбербанке применяют по отношению к рядовым гражданам, например, несвоевременно внесшим платеж по кредиту.

Защита «Восток-Лады»

10 июля Арбитражный суд Самарской обл. удовлетворил ходатайство ОАО «Сбербанк России» в лице управления «Автозаводское отделение» Самарского отделения № 6991, заявленное в ходе процедуры банкротства ЗАО «Восток-Лада» об изменении требований банка к должнику. С этого момента требования Сбербанка были установлены в размере 964,7 млн р. До этого Сбербанк настаивал на том, что ЗАО «Восток-Лада» должно вернуть кредитной организации 1,174 млрд р. Изначально требования были обеспечены залогом имущества должника. Теперь требования банка фигурируют как не обеспеченные залогом.

Конкурсный управляющий ЗАО «Восток-Лада» и АК «Восток-Лада» Игорь Маджуга успел реализовать все имущество должников. Об этом сообщил в ответе на запрос «Хронографа» начальник пресс-центра филиала «Поволжский банк» ОАО «Сбербанк России» Сергей Нагаев. Для наглядности стоит отметить, что суммарный размер претензий Сбербанка на момент начала банкротства этих фирм превышал 2 млрд р.

Весьма примечательной выглядит сама история взаимоотношений компаний Мещерякова со Сбербанком. В качестве примера можно рассмотреть деятельность ЗАО «Восток-Лада». В судебном определении говорится, что на протяжении 2008 г. Сбербанк перечислил ЗАО «Восток-Лада» более 1 млрд р. Суд установил, что ЗАО «Восток-Лада» свои обязательства по кредиту не исполняло, в связи с чем Сбербанк обратился в третейский суд. Между Сбербанком и ЗАО «Восток-Лада» было заключено мировое соглашение о погашении задолженностей до 28 февраля 2011 г. В марте 2009 г. третейский суд утвердил это соглашение.

По словам Нагаева: «Данная ситуация возникла из-за кризисных явлений в экономике РФ в 2009 г., в частности из-за сильного падения рынка продаж отечественных автомобилей». Такая версия очень выгодно подходит для обоснования позиции должника. Именно поэтому складывается впечатление, что в Сбербанке по каким-то причинам решили выступить в роли адвоката на стороне Группы компаний (ГК) «Восток-Лада», а может быть, и ее бенефициара Игоря Мещерякова.

События, происходившие в дальнейшем, лишь укрепляют во мнении, что банкирам мог быть безразличен итог процесса по истребованию задолженности с ЗАО «Восток-Лада».

Как отмечается в документах арбитражного суда: «В обеспечение исполнения обязательств по мировому соглашению между должником и банком 26 марта 2009 г. были заключены договоры ипотеки». Далее говорится о том, что в залоге у банка оказались административно-бытовой комплекс с автосалоном и ремонтной зоной общей площадью 5,5 тыс. кв. м на ул. Заставной,13. Кроме того, в залоге оказался и земельный участок площадью 19,4 тыс. кв. м с правом бессрочного пользования.

Банкротство по плану

1 июня 2013 г. Маджуга посредством официального сообщения в газете «Коммерсантъ» раскрыл информацию о продаже залогового имущества — административного комплекса и СТО в Тольятти по ул. Заставной, 13 — в пользу Игоря Волошина за 18 млн р. Это оказалось почти в 6 раз ниже стартовой цены, т.е. первоначально весь этот комплекс был оценен в 105,3 млн р. Это только один из эпизодов банкротства фирм из ГК «Восток-Лада». Остальные процессы отчуждения имущества должников ГК очень похожи на приведенную в пример ситуацию.

Причем есть веские основания полагать, что бенефициар ГК «Восток-Лада» Игорь Мещеряков (на фото) мог изначально быть настроен не рассчитываться со Сбербанком по обязательствам. Это подтверждается тем, что решение о ликвидации ЗАО «Восток-Лада» было принято на общем собрании акционеров в феврале 2011 г., т.е. в тот момент, когда истекал срок исполнения обязательств обществом перед Сбербанком в рамках мирового соглашения.

Однако понимая, что ликвидировать компанию с долгами не удастся, была инициирована процедура банкротства. В феврале 2011 г. в суд обратился некий Василий Староверов с заявлением о признании ЗАО «Восток-Лада» банкротом на основании задолженности в размере 250 тыс. р. Староверов известен как один из управленцев в системе бизнеса ГК «Восток-Лада». В частности, Староверов возглавлял ООО «Автоцентр Уренгой» (г. Новый Уренгой) и ООО «МК Моторс» (г. Тольятти, ул. Заставная, 13). Обе компании принадлежат или принадлежали Мещерякову и Михаилу Кочережко.

Причем можно наблюдать, как целенаправленно шла подготовка к банкротству ЗАО «Восток-Лада». Староверов заранее, в 2010 г., путем обращения в Автозаводский районный суд Тольятти узаконил свои права на взыскание задолженности с «Восток-Лады», что позволило без проблем инициировать дело о несостоятельности фирмы.

Ранее, в 2008 г., когда Сбербанк наполнял деньгами ЗАО «Восток-Лада», в трудовой договор с генеральным директором данной компании Мещеряковым было внесено весьма существенное дополнительное соглашение. А именно: «в случае принятия решения уполномоченным органом общества решения о досрочном прекращении (расторжении) договора, при отсутствии виновных действий (бездействий) генерального директора, общество обязано выплатить последнему компенсацию в размере 10 млн р.».

Нельзя спорить с тем, что действия Староверова и Мещерякова укладываются в рамки закона. Но возникает вопрос: каким образом на указанные события реагировала служба безопасности Сбербанка? Почему неизвестно об обращениях Сбербанка в компетентные органы с целью установить факт преднамеренного банкротства? Ведь уже тогда было понятно, в каком направлении будет развиваться судьба ЗАО «Восток-Лада».

На шаг позади

Тем не менее выяснилось, что Сбербанк пытался оспорить компенсационную выплату Мещерякову, которую Маджуга произвел за счет конкурсной массы должника. Однако сделать это не удалось, поскольку был предъявлен исполнительный лист от 12 октября 2011 г. на исполнение решения Автозаводского суда о выплате Мещерякову компенсации за досрочное расторжение трудового контракта. Получается, что Сбербанк всегда находился в роли догоняющего. Причем планы Мещерякова руками Маджуги были реализованы.

В оправдание действий Сбербанка Нагаев приводит доводы о том, что «банк не имел возможности определять кандидатуру конкурсного управляющего», а также «не имел права голоса на собрании кредиторов и мог только определять порядок реализации заложенного имущества». Между тем, наверное, многие клиенты Сбербанка, не успевшие вовремя внести платеж по кредиту, знают, как настойчивы бывают банкиры. Даже если эта сумма составляет 100 р.

Как бы в оправдание собственной нерасторопности Сбербанк решает инициировать отдельный судебный процесс в отношении Маджуги. 25 июня 2014 г. арбитражный суд возбудил производство по делу об истребовании с Маджуги в пользу Сбербанка немногим более 1,7 млн р. 25 августа в суде прошло предварительное заседание в рамках этого дела.

Возможно, банкирам удастся взыскать с Маджуги деньги. Но разве можно сравнить данные требования с теми потерями, которые Сбербанк уже понес в результате сотрудничества с фирмами Мещерякова?

Комментарии

Сергей НАГАЕВ, начальник пресс-центра филиала «Поволжский банк» ОАО «Сбербанк России»

- Перспектива погашения оставшихся требований банка в процедурах банкротства ЗАО «Восток-Лада» и ООО «АК «Восток-Лада» невелика, т.к. все имущество должников реализовано. На текущий момент банком и налоговой инспекцией поданы жалобы на конкурсного управляющего ЗАО «Восток-Лада» и ООО «АК «Восток-Лада» Маджугу И.П., часть из них удовлетворена.