Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (514) | 8 сентября 2014г.
 

Артем Литвишков:

Все, что связано с проектом центра, важно, мелочей нет

Борис Кротов

В октябре на базе ГБУЗ Самарской обл. «СОКБ им. Калинина» начнется строительство центра гемокоррекции и клинической трансфузиологии. Проект реализуется в рамках стратегического партнерства государства и бизнеса. Инвестором, который после завершения работ станет эксплуатировать центр, является ООО «Фарм СКД». О важном значении гемодиализного центра и об особенностях его работы «Хронограф» беседовал с к.э.н., заместителем генерального директора по экономике и финансам, маркетингу и логистике, руководителем направления ЛЛО ООО «Фарм СКД» Артемом ЛИТВИШКОВЫМ.

- Артем Евгеньевич, в апреле т.г. ООО «Фарм СКД» победило в конкурсе, организованном региональным Минэкономразвития, на право ведения строительства и эксплуатации гемодиализного центра частным партнером. Расскажите о том, что вашей компании предстоит реализовать.

- Если вкратце, то площадь центра составит 4,7 тыс. кв. м. Это четырехэтажное здание с подвальными помещениями. Центр будет оснащен 48 аппаратами искусственной почки. Он сможет одновременно принять до 270 пациентов, а за год в нем должно проводиться до 52,5 тыс. процедур гемодиализа. 20 койко-мест будут выделены под стационар. Могу заверить, что в центре появится самое современное оборудование, а для пациентов создадут максимально комфортные условия. 10 и даже 5 лет назад люди, страдающие хронической почечной недостаточностью, не могли получать комплексного лечения. Здесь существуют три варианта медицинской помощи. Первый — это перитонеальный диализ, когда процедура очищения происходит через брюшную полость. Со временем этот орган от подобных процедур изнашивается. Лечение таким способом уже устарело. Второй — процедура аппаратного гемодиализа, от которого организм не страдает и не изнашивается (как раз то, что будет в новом центре). Однако в этом случае человек раз в три дня в обязательном порядке должен проходить процедуру, т.е. ставить ее в свой график. При этом он живет полноценной жизнью, работает, воспитывает детей, активно занимается спортом. Третий — трансплантация, когда пересаживают донорский орган. До этого пациент также зависит от процедуры гемодиализа. Тут может дойти до полного выздоровления пациента. Но, к сожалению, приходится констатировать, что трансплантация в нашей стране в силу ментальных особенностей развита слабо.

- На каком этапе сегодня находится реализация проекта центра?

- Два месяца назад мы подписали первое концессионное соглашение о государственно-частном партнерстве. Это трехсторонний контракт, заверенный правительством Самарской обл., больницей им. Калинина и нами. Сейчас проект находится в активной исполнительной стадии. Подходят к концу проектные работы. Для этого мы обратились к опыту мирового лидера в области организации диализного лечения, разработки и производства высококачественного оборудования и расходных материалов для заместительной почечной терапии — немецкой компании Fresenius Medical Care. В октябре начнется строительство здания. По контракту центр должен быть введен в эксплуатацию к 2017 г. По нашим прогнозам, это случится раньше.

- Поясните, почему данный проект заинтересовал именно ООО «Фарм СКД»?

- С 1993 г. наша организация занимается дистрибуцией фармацевтических препаратов. Тема гемодиализа, расходных материалов при лечении почечной недостаточности нам известна давно. С 2005 г. мы этим занимаемся вплотную. Стояли у истоков создания отделений гемодиализа в больницах региона. В начале 2000-х годов подобного рода медпомощь была практически недоступна.

Еще 10 лет назад люди зачастую не дожидались своей очереди на аппаратный гемодиализ. Спрос огромен, а мощностей для приема всех нуждающихся в Самарской обл. не хватало. К тому же почечная недостаточность прогрессирует с ростом продолжительности жизни. В основном это возрастная болезнь. Чтобы продлить качество жизни, необходима процедура аппаратного гемодиализа. Еще десять лет назад мы понимали, что необходимо что-то делать, чтобы эту технологию развивать, чтобы ею могли воспользоваться все, кому это необходимо. Именно поэтому заинтересовались вопросом создания центра.

Безусловно, и областные власти исследовали описанную проблему. Сегодня мощности по аппаратному гемодиализу имеются. Эту процедуру проходят все, кому это показано. Но в силу неразвитости инфраструктуры больницы оказывают услугу внутри своих отделений. Аппараты заняты практически в круглосуточном режиме. Это не совсем правильно и хорошо. Во-первых, если пациент работает, он вправе выбирать время для этой процедуры. Во-вторых, надо учитывать, что пациент тратит на процедуру очищения около четырех часов раз в каждые три дня. По сути, это часть его жизни, личной жизни. Чтобы пациенту было комфортно, нужно создать ему удобства. Не только физические, но и психологические. Положительные эмоции от оказания качественной услуги влияют на качество жизни.

- Какой практики будет придерживаться в своей работе новый центр?

- Практика везде разная. И прежде всего относительно качества. В мире существует два вида медицинской помощи в части аппаратного гемодиализа: коммерческая, которая оказывается в основном частными компаниями, и бесплатная — по ОМС. В таких странах, как Германия, откуда аппаратный метод и пошел, Франция, Италия, Швеция, государственная медицина развита и подобные услуги отличаются самым высоким качеством. Частные центры характерны, например, для Польши, Венгрии, Чехии. У них нет инвестиций в свою инфраструктуру. Они приглашают тот же Fresenius Medical Care или другие частные компании, которые эту услугу оказывают. Основной минус частных центров — фокусирование только на процедуре аппаратного гемодиализа. Им больше ничего не интересно. Если пациент впадает в тяжелое состояние, что вполне возможно, ведь надо понимать, что почечная недостаточность — это серьезно, то они вызывают службу 911. Приедет скорая помощь и увезет пациента в больницу. Пока они едут, что угодно может случиться и, к сожалению, случается.

Мы ориентируемся на страны, где медицина развита. Когда услуги оказываются внутри больницы, внутри стационара. В данном случае пациент оперативно получает всю необходимую медпомощь от специалистов, которые могут не только поменять диализатор, но и проделать комплексную терапию. Это и есть наш подход. Почему мы осуществляем проект совместно с больницей Калинина, именно на ее территории, присоединяясь к ее инфраструктуре? Потому что у нас будет технологическая возможность в кратчайшие сроки (до 1-2 минут) доставить человека в необходимое отделение, если вдруг что-то пойдет не так. Ему сразу окажут комплексную помощь, которая позволит избежать осложнений. Жизнь и здоровье человека здесь главный ориентир. Центр рассчитан не только на тех, кто будет приходить раз в три дня, но и на больных, требующих госпитализации. Частные центры за таких пациентов не берутся.

- Можно ли полагать, что новый центр будет уникальным?

- Это даже можно утверждать. Мы считаем, что он во многом будет отличаться в лучшую сторону от других центров в ПФО и России в целом. Дополняя предыдущий вопрос, отмечу, что мы изучили опыт строительства и функционирования подобных центров в Саратовской, Оренбургской, Ульяновской обл., в Татарстане, в Чувашии и на многих других территориях. Учли все особенности и недостатки. От систем очистки воды, что при процедуре гемодиализа принципиально важно, до установки температурного режима. Все, что связано с проектом центра, важно, мелочей нет. Мы делаем все, чтобы возникла та инфраструктура, которая будет полезна не только в ближайшие 5 лет, а в течение 15, 20 и даже 40 лет. С учетом того, что способы оказания медпомощи меняются, развиваются технологии. На сегодня современным считается аппаратный гемодиализ. Возможно, через 10 лет все изменится. Тем не менее сам центр всегда будет отвечать всем современным требованиям и с момента запуска его в эксплуатацию значительно разгрузит больницу.

- Как бы вы могли оценить возможности, которые дает ООО «Фарм-СКД», государственно-частное партнерство?

- Для развития частного бизнеса в сфере ГЧП сейчас созданы весьма благоприятные условия. Данное партнерство заложено в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. и является одним из приоритетных направлений развития здравоохранения. Повышение инвестиционной привлекательности здравоохранения (и как следствие, создание государственно-частных партнерств в этой сфере) является тем, что позволит обеспечить снижение смертности от управляемых причин, повышение рождаемости, улучшение качества медицинской помощи, увеличение продолжительности жизни и экономию бюджетных средств. Около двух лет назад президент России Владимир Путин подчеркнул, что государство ждет бизнес-партнерства. Когда нужно работать не просто с государством, а работать на благо страны для развития чего-то нового. Мы занимаемся логистикой в госпрограммах, поставками лекарств. С государством у нас партнерство сложилось достаточно давно. Но было заявлено именно о создании чего-то эффективного, инфраструктурного и практичного. К этому наша организация была готова давно, но не было условий, гарантий, законодательных инициатив. Рынок данных отношений был не отрегулирован. Когда президент призвал, то пошел процесс поддержки местных инвесторов на госуровне — почва для проекта стала плодотворной. В таких условиях мы взялись за его реализацию с полным представлением о том, как это сделать. Мы понимаем, что вектор развития как на федеральном, так и на местном уровнях состоит в том, что все мы должны объединиться. Чтобы достичь целей, которые перед нами всеми стоят. Также мы осознаем, что не должны рассчитывать на западные инвестиции. Нам они сейчас не нужны. В России достаточно средств, возможностей, сил, людей, которые могут страну развивать. Просто нужно сплотиться и сделать все самим. Не ждать ни от кого никакой помощи. Мы считаем для себя принципиально важным делать вложения в экономику своего региона. И когда возникли условия, когда на региональном уровне, в частности от врио губернатора Николая Ивановича Меркушкина, поступила инициатива, мы, конечно же, сразу откликнулись на призыв и начали сотрудничать.