Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (123) | 13 февраля 2006г.
 

Хетаг Тагаев:

Администрация способствует укрупнению честного предпринимательства

Борис Кротов

На прошлой неделе департамент потребительского рынка и предпринимательства муниципального округа Тольятти провел ряд встреч с представителями различных отраслей малого бизнеса. В условиях роста социальной напряженности вокруг вопроса, связанного с корректирующим коэффициентом К2 по единому вмененному налогу, администрация города решила в индивидуальном порядке выявить невыгодные каждому из участников рынка стороны К2 и донести до них ряд нюансов данного законопроекта, которые сводят на нет первичное эмоциональное недовольство предпринимателей. О некоторых из них «Хронографу» рассказал директор департамента потребительского рынка и предпринимательства Хетаг ТАГАЕВ.

- Хетаг Тазаретович, что в действительности позволили выявить встречи с представителями малого предпринимательства ?

- К сожалению, практически все встречи продемонстрировали, что у некоторых частных предпринимателей еще не наступила стадия осознания реальных последствий введения данного коэффициента. Все беседы большей частью строились на эмоциональном уровне, а не на знании фактической стороны законодательства. Например, вмененные налоговые выплаты, регулируемые К2, при практическом расчете снижаются на 50% от суммы налоговых отчислений предприятия с фонда оплаты труда. То есть получается, чем выше официальный ФОТ, тем меньше становятся выплаты по ЕВН. Прошедшие встречи продемонстрировали элементарную неосведомленность предпринимателей в данном вопросе. С другой стороны, много претензий было высказано относительно того, что у ряда организаций неполный рабочий день и особый график, а платить им придется как и всем.

Но не стоит забывать, что законодательством предусмотрена выплата данного налога с фактических объемов рабочего времени. Как это будет выстраиваться? Мэрия проработает этот вопрос в ближайшее время. Сегодня важно сказать то, что уже рассматривается альтернативная сетка корректирующих коэффициентов.

- В связи с чем ранее невозможно было выстроить выгодную городу и малому бизнесу стратегию работы?

- Вмененный налог затронул около 50 тыс. представителей малого бизнеса. Все они ранее были сильно разрознены. А радикальный коэффициент по ряду направлений способствовал росту их социальной активности и открытию диалога с администрацией. Таким образом, в круге данного вида бизнеса постепенно начало зарождаться осознание необходимости объединения, пока хотя бы для решения данного вопроса. В дальнейшем это может перерасти в объединение в более мощные и устойчивые экономические структуры. К сожалению, опыт показывает, что малая форма бизнеса не всегда жизнеспособна. Консолидация малых предпринимателей создаст возможность диктовать власти свои интересы.

- Что сегодня можно говорить о конечных размерах К2? Когда они будут приняты?

- Уже сегодня активные переговоры с участниками рынка способствовали склонению мэрии снизить К2 по бытовым услугам с 1 до 0,5. Примерно так же, учитывая реальные возможности других секторов, будут адаптированы и остальные коэффициенты. Администрация учитывает не только реальные возможности предпринимателей, но и социальную значимость деятельности каждого.

Окончательное решение по К2 будет принято по завершении встреч с представителями разных отраслей малого предпринимательства, на которые наш департамент официально приглашает всех желающих. Недели через две, я думаю, сформируется окончательная позиция по размерам К2.

- Достаточна открыта первичная цель К2 -увеличение ресурса местного бюджета. Однако невозможно отрицать, что данное решение не отразится на экономическом процессе и социальной ситуации...

- С помощью вмененного налога мэрия регламентирует предпринимателям нижнюю планку доходов, очерчивает границы выгодного бизнеса. Установленные требования будут способствовать поиску эффективных бизнес-решений по повышению отдачи от каждого предприятия. А если оно по структуре нежизнеспособно, то его реорганизация рано или поздно все равно состоялась бы. Стимулирование процесса вывода из тени фонда оплаты труда способствует сокращению расходов бюджета на социальные выплаты. Заявления предпринимателей, что их зарплата 1500-2000 р., с учетом стоимости жизни в Тольятти не вызывают доверия. И такие люди становятся претендентами на социальные льготы наравне с пенсионерами. Текущий бурный рост количества торговых центров и сектора интертеймента говорит исключительно о повышении покупательской активности населения. В дальнейшем переход на официальную систему оплаты труда предотвратит социальный взрыв. Его может повлечь наступление пенсионного возраста у активной части населения, получающей сегодня зарплату в конверте. Они просто-напросто останутся без элементарных средств существования. У мэрии есть уверенность в том, что переговоры завершатся устранением всех разногласий и новый коэффициент будет применяться с 1 января.