Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (123) | 13 февраля 2006г.
 

Владимир Жуков:

Налогооблагаемая база требует адекватного экономического обоснования

Алиса Власова

14 и 15 февраля предприниматели г. Тольятти планируют выступить за снижение корректирующего коэффициента К2 по единому вмененному налогу. Митинги состоятся перед зданиями мэрии и городской думы. Но это не окончательные последствия данного преобразования. И в случае его необратимости специалисты прогнозируют стагнацию сектора малого бизнеса и как следствие — снижение его экономической отдачи. Траекторию выхода из сложившейся ситуации показывает президент Торгово-промышленной палаты муниципального округа Тольятти Владимир ЖУКОВ.

- Владимир Анатольевич, какова реальная экономическая опасность введения К2, предложенного департаментом финансов мэрии?

- Те границы К2, которые наметил департамент, увеличат налоговое бремя на малое предпринимательство в 5-7 раз. О том, что это для них совершенно неприемлемо, свидетельствует тот факт, что уже сегодня началось формальное сокращение штата в некоторых парикмахерских, мастерских и на других объектах, деятельность которых попадает под действие К2. В дальнейшем данный процесс выльется в увеличение теневого сектора рынка труда и экономики в целом. И город окажется перед опасностью потерять уверенность в получении прежних объемов поступлений. Для Тольятти это рост безработицы и социальных выплат. Дестабилизация в социальной среде волной распространится и на другие сферы. И в то время когда федеральная власть держит курс на снижение налогов для частных предпринимателей, местная власть своими действиями уменьшает привлекательность данного вида деятельности, снижает возможность проявления населением экономической активности. В результате в дальнейшем вновь потребуется разработка стратегии по реанимации малого бизнеса.

Вдобавок к этому рост налогов в потребительском сегменте так или иначе приведет к увеличению стоимости услуг, а значит, затрат всех граждан. К2 фактически будет выплачиваться из кармана населения. Продолжится процесс удорожания жизни.

Городское бизнес-сообщество до сих пор помнит налог за право торговли, введенный в 1996 г. У Тольятти уже есть неположительный опыт применения чрезмерных требований к малому предпринимательству. Они повлекли не только нарастание общественного недовольства, но и приостановили рост экономического развития территории. Высока вероятность, что и К2 повлечет за собой цепь неблагоприятных событий. Администрация наверняка предвидела подобные последствия и на этот раз. Однако перспектива получить живые деньги сейчас показалась более важной. За первый квартал мэрия рассчитывает благодаря К2 получить 56 млн. р.

- Что способствовало возникновению данной ситуации?

- Государство предоставило полномочия местным органам власти принимать адекватные решения о размере корректирующего коэффициента, ориентируясь на экономические возможности территорий. Верхняя планка К2 сориентирована на объекты, находящиеся в зоне высокой доходности. К таким можно отнести центр, Москву, но никак не весь Тольятти.

Несмотря на это, бытовые услуги, техобслуживание и мойки департамент финансов наделил коэффициентом 1, а автостоянки -0,8, вне зависимости от сезонных и географических особенностей. Тольяттинская администрация не применила систему градации коэффициента с целью стимулирования развития периферии. Всех поставили в одинаковые условия, хотя понятно, что уровни потребительской активности центра и удаленных районов значительно отличаются. Чтобы установить реальные возможности в разных зонах и сферах малого предпринимательства, необходимо произвести серьезные экономические расчеты. Склонение местной администрации в сторону максимального размера коэффициента позволяет предположить, что такими расчетами всерьез не занимались.

А тот аргумент, что по итогам первого квартала 2006 г. установленные ставки будут пересмотрены, уже привел к социальной напряженности. Пока только в среде тех, кого это затронуло в первую очередь — частных предпринимателей. Ведь за текущий квартал у них нет возможности рассчитаться.

- Как может деятельность ТПП реально способствовать урегулированию данной ситуации?

- В нашем договоре с мэрией прописано, что интеллектуальные и экономические ресурсы ТПП могут использоваться для разработки проектов положений, подобных К2. Для города реализация такого решения была бы весьма выгодна, поскольку компетенция наших специалистов сомнения не вызывает. ТПП функционирует уже 12 лет. Объективность же расчетов, произведенных ТПП, гарантирует наша независимая позиция — и от города, и от мелких предпринимателей. В итоге соответствие К2 реальным возможностям и потребностям обеих сторон не вызвало бы нарастающего сегодня напряжения и обеспечило бы стабильные поступления в бюджет.