Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (123) | 13 февраля 2006г.
 

Дмитрий Шаньков:

Диалог бизнеса и власти даст оправданный К2

Егор Кошеров

На этой неделе должен состояться митинг предпринимателей Тольятти против введения новых повышенных коэффициентов К2. При этом на минувшей неделе со стороны заместителя председателя комиссии по городскому хозяйству городской думы Дмитрия ШАНЬКОВА в рабочую группу были внесены предложения по расчету спорного коэффициента, которые, по мнению экспертов, могут снизить налоговую нагрузку с ряда видов деятельности, переведенных на ЕНВД.

- Дмитрий Павлович, вы были в числе тех депутатов, которые приняли положение о повышении коэффициента К2. Насколько оправдано было это решение?

- В понедельник в мэрии я уже попытался объяснить предпринимателям свою точку зрения. Тольяттинская дума обязана приводить свои нормативные акты в соответствие с федеральными законами. К сожалению, на тот момент, когда дума принимала 258-е постановление, нами не была получена вся необходимая информация, в том числе уровень базовой доходности. Даже я, будучи представителем той сферы, которую эти изменения коснулись, не мог в полной мере представить последствия данного решения. В начале февраля я получил обращение от 103 предпринимателей, в котором сказано, что в результате принятых коэффициентов, касающихся розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны площадью не более 150 кв. м, должны выплачивать налог 300 р. в месяц за квадратный метр торговой площади. Те, кто владеет ситуацией, понимают, что это непосильная плата. Тем более что в городе растет количество торговых площадей, а покупательная способность уменьшается. Федеральные власти и президент непрерывно говорят о том, что бизнес нужно выводить из теневой экономики. Именно поэтому одновременно с вмененным доходом и был создан корректирующий коэффициент, который позволяет скорректировать сумму вмененного налога исходя из местных условий.

- Сегодня существуют несколько проектов применения корректирующего коэффициента. Насколько они адекватны положению дел в малом и среднем бизнесе?

- На мой взгляд, эти проекты не совсем корректны. В них не учтены сразу несколько основных факторов: реальное количество предпринимателей, расходы отдельных видов бизнеса, фактор сезонности и т.д.

В соответствии с ФЗ №101 в числе видов деятельности, подпадающих под вмененный налог, оказались: распространение рекламы на всех видах транспорта, услуги общепита без зала обслуживания, услуги по временному проживанию, услуги по аренде рыночных торговых мест, не имеющих залов обслуживания. К ним предлагается применить максимальное значение коэффициента 1. Я считаю, что в расчете на 2006 г. физический показатель, то есть количество предпринимателей, которые попадают под этот налог, занижен. В расчетах департамента финансов мэрии он остался таким же, как и в 2005 г. Получается, что большое количество предпринимателей просто не учтено.

Применяемая методика не позволяет провести расчет поступления средств от данного налога и за счет этого снизить значение коэффициента, а также налоговое бремя, ложащееся на плечи предпринимателей. Следующий фактор, который не учли, — это новое соотношение доли налогов, которые остаются в местном бюджете. К примеру, раньше предприятие было на упрощенной системе налогообложения, при этом после уплаты им налогов в городском бюджете практически ничего не оставалось. В то время как после перехода на вмененный налог 90% отчислений остается в городской казне. И это значительно увеличивает доходную часть бюджета. То же самое касается парикмахерских и прочих предприятий бытовых услуг. В расчетах мэрии пока не учтена сезонность, которая в отношении мест нестационарной торговли имеет огромное значение. Достаточно вспомнить прошедшие две недели морозов. Люди, торгующие на нестационарных объектах, не выходили на работу, а вмененный налог надо платить. Чтобы получить адекватный коэффициент, нужно учесть все вышеизложенное.

Правительство, полагаясь на здравый смысл муниципальной власти, делегировало ей право устанавливать разумные корректирующие значения К2 исходя из местных условий бизнеса, социальной обстановки. По закону его можно корректировать от 0,005 до 1, не забывая о том, что малый и средний бизнес несут социальную нагрузку. Директор департамента финансов Валерий Кушнарев на заседаниях рабочей группы приводил пример, что в некоторых салонах цена за стрижку достигает 250 р. А вы представьте, сколько она будет стоить после того, как предприниматели заплатят в пять раз больше налогов. Половина парикмахерских просто закроется, а оставшиеся или поднимут цены, или «уйдут в тень». В этом случае очередной виток цен неизбежен. Те же рынки согласно городскому положению предоставляют 10% мест льготникам. По вмененному налогу рынок за эти места должен заплатить, а при таких коэффициентах он не сможет себе этого позволить. Это видно на примере бабушек, которые торгуют на Центральном рынке. Как их теперь считать — как торговые места? Тогда получается, что с ее двух ведер картошки рынок должен уплатить около тысячи рублей в месяц.

- Как, на ваш взгляд, можно выйти из сложившейся ситуации?

- Я считаю, что нужно понижать налоги и увеличить их собираемость. А вмененный налог, который ложится на малый и средний бизнес и в то же время является одним из основных местных налогов, собирать непросто. Но и увеличивать его выше разумного — не выход. Я предлагаю проявить здравый смысл и перераспределить нагрузку в сторону тех видов, которые не влияют на социальную обстановку, — к примеру, наружная реклама. На мой взгляд, митинги не способны решить проблему. Правильно поступили представители бизнес-сообщества. Были созданы инициативные группы, которые ведут активный диалог с властью. В настоящее время мы работаем с мэрией, готовим свое предложение совместно с рабочей группой, опираясь на имеющиеся замечания. И надеемся, что совместная работа приведет к тому, что мэрия предложит, а дума одобрит более гибкие и социально ориентированные коэффициенты. Уверен, что компромисс будет найден. А закон позволяет вновь утвержденный К2 применить уже с 1 января 2006 г.