Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (512) | 28 июля 2014г.
 

Мастера расчетов

У тольяттинских управляющих организаций от перемены мест слагаемых сумма меняется

Егор Кошеров

На прошлой неделе в редакцию ОАЕ «Хронограф» обратились жители г.о. Тольятти с просьбой разместить открытое письмо к врио губернатора Самарской обл. Николаю МЕРКУШКИНУ. Из данного письма можно сделать вывод, что тольяттинцы весьма обеспокоены тем, что в квитанциях, которые они каждый месяц получают от управляющих организаций (УО), не все четко и понятно. ОАЕ «Хронограф» решил разобраться, почему у жителей возникает множество вопросов: собрал и проанализировал квитанции 12 УО Тольятти. В результате выявились весьма интересные моменты, которые могут объяснить причины появления вопросов у населения к УО. Так, стоимость 1 куб. м горячей воды по Автозаводскому р-ну Тольятти у УО колеблется в диапазоне от 107 до 178 р.

2+2=?

Обращение жителей Тольятти к губернатору Самарской обл. может свидетельствовать о том, что сегодня в Тольятти деятельность УО вызывает больше вопросов, чем доверия у населения. Многолетние нерешенные вопросы, связанные с нормативами и тарифообразованием на горячую воду, потребляемую населением, а также по начислению платы за общедомовое потребление, привели к появлению непрозрачных схем начисления коммунальных платежей для конечного потребителя. Видимо, поэтому потребитель, наблюдая активную работу областных властей по улучшению отрасли ЖКХ, обратился к ним, чтобы получить достоверную информацию.

ОАЕ «Хронограф» собрал и систематизировал данные квитанций от 12 УО г. Тольятти. Квитанции отобраны случайным образом по домам с разными техническими параметрами, разной серии постройки, за разные месяцы первой половины 2013 г. Как видно из сводной таблицы ООО «МАИ+ЗН», ООО «УК №2 ЖКХ», ООО УК «Уютный Дом» выставляют населению стоимость 1 куб. м горячей воды, при этом как сформирована данная стоимость — можно только догадываться. Как можно видеть из таблицы, она варьируется от 115,64 р. до 122,08 за 1 куб. м. При этом из квитанций невозможно установить, каким образом УО рассчитывала данную стоимость. В итоге население, пользующееся горячей водой от одного и того же поставщика: ОАО «ТЕВИС», — в итоге по-разному за нее платит. По Центральному р-ну, где поставщиком тепла выступает ОАО «ВоТГК», а поставщиком компонента на холодную воду ООО «ВоКС», можно наблюдать разброс стоимости 1 куб. м горячей воды от 86,76 до 139,9 р. Различие более чем в полтора раза не может не вызывать вопросов, особенно у потребителя -населения.

Постановление Правительства РФ №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов» регламентирует, что с 1 января 2013 г. тариф на горячую воду (ГВС) должен быть двухкомпонентным. При открытой системе ГВС это компонент на теплоэнергию и компонент на теплоноситель. При закрытой системе ГВС тариф делится на компонент на холодную воду и компонент на теплоэнергию, состоящий из тарифа на теплоэнергию и расходов на содержание центральных систем горячего водоснабжения. Это затраты, которые несет УО при подготовке и подаче воды. Стоимость компонентов должна соответствовать тарифам, установленным регионом. Соответственно министерство энергетики и ЖКХ Самарской обл. издало приказы «Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей Самарской обл.» № 440 от 19.12.2013г, № 404 от 13.12.2013г. и №365 от 03.12.2013. В приказах прописана стоимость компонентов. Для ОАО «ТЕВИС» стоимость компонента на теплоноситель 29,12 руб./куб. м, компонента на тепловую энергию 1191,8 р., для ОАО «Волжская ТГК» 15,13 и 1100,94 соответственно, у ООО «ВоКС» стоимость компонента на холодную воду 15,13 р./куб. м. Эти данные были действительны до конца июня 2014 г.

Нормативный вопрос

Исторически в Тольятти сложилась ситуация, что организацией, занимающейся подготовкой и подачей ГВС, выступает УО. Она занимается эксплуатацией жилого фонда, в ее ведении находятся домовая система ГВС с водоподогревателями. Т.е. УО несет затраты по приготовлению горячей воды. При этом расчет стоимости подогрева 1 куб. м горячей воды также осуществляет УО.

Даже если у вас есть счетчик, вы не застрахованы от сюрпризов по квартплате
Даже если у вас есть счетчик, вы не застрахованы от сюрпризов по квартплате

Проблема заключается в том, что действующего утвержденного норматива потребления тепловой энергии для подогрева 1 куб. м теплоносителя не существует. Для того, чтобы хоть как-то регламентировать свою деятельность в этом вопросе, некоторые УО Тольятти продолжают использовать уже не действующее постановление мэра г.о. Тольятти от 28.11.2007 № 3815-1/п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг». Этим постановлением установлены нормативы расхода тепловой энергии на ГВС при расчетах с населением, имеющим установленные индивидуальные приборы учета горячей воды. При закрытой системе норматив варьируется от 0,0672 до 0,0660 Гкал на подогрев одной тонны воды. При открытой — от 0,0726 до 0,0780. А некоторые УО самостоятельно выводят данный «норматив», при этом алгоритм своих действий в квитанциях не отражают.

В то же время Жилищным кодексом РФ ст. 154 п. 4. установлено, что «Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение...». Соответственно, плата за горячую воду должна собираться управляющими компаниями в виде т.н. «готового продукта» в куб. м. Налицо расхождение между идеальным готовым кубом горячей воды в толковании ЖК РФ и фактическим, подогретым до нормативной температуры.

Как можно наблюдать, во всех вышеупомянутых документах не обозначена стоимость 1 куб. м горячей воды, т.е. отсутствует единая нормативная база. В результате УО получили определенное поле для маневра в расчетах стоимости ГВС: пользуясь в большей степени одними или другими нормативными актами, формируют стоимость услуги по ГВС с разной конечной стоимостью продукта, разного качества. При этом УО с транспортирующими и генерирующими организациями рассчитываются по единообразной схеме. Проще говоря, покупают все за одну и ту же цену, а продают по-разному. В результате люди, живущие в соседних домах, по-разному платят за разное качество продукта. В данном случае это температура горячей воды.

Формально УО могут пользоваться недействующими нормативами подогрева 1 куб. м теплоносителя, установленными в 2007 г. Но фактически, как можно наблюдать из таблицы, УО обозначают различные расходы Гкал на 1 куб. м теплоносителя: 0,1133, 0,087 до 0,066.

Можно предположить, что данная разница связана с фактом потребления Гкал, зафиксированным ОПУ тепла. Но сведениями, указанными в квитанциях, это определить невозможно. А ведь от расхода Гкал и зависит стоимость горячей воды. Получается, что с выбором УО собственник сегодня еще и выбирает стоимость коммунальных услуг. Хотя она должна быть единой и регламентированной субъектом.

Фактор доверия

Как видно из обращения жителей Тольятти, выставление платы за ресурсы, затраченные на общедомовые нужды (ОДН), вызывает не меньше вопросов. УО в соответствии с Постановлением правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг» выставляют коммунальные услуги за общедомовое потребление: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

Если в доме установлен общедомовой прибор учета (ОПУ) коммунальной услуги, то оплата за соответствующую услугу будет рассчитываться исходя из его показаний пропорционально площади квартиры, за вычетом показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ). Когда все помещения в многоквартирном доме оснащены ИПУ, тогда расчеты наиболее объективны. Несколько сложнее обстоит ситуация, когда часть помещении оснащена приборами учета, а другая не оснащена.

В этом случае для расчетов должен использоваться норматив потребления, утвержденный органами госвласти субъектов РФ. Но данные расчеты не всегда объективны, т.к. не всегда количество зарегистрированных граждан, на которых начисляются коммунальные платежи, соответствует реально проживающим в квартире людям. Разница ложится на ОДН, т.е. на других собственников помещений.

При этом УО не может выставить объем коммунальной услуги на ОДН выше, чем установленный регионом норматив расхода на ОДН. Если общим собранием собственников не принято иное решение. А все затраты, которые у УО превышают норматив ОДН, по сути, формируют ей убытки.

В Самарской обл. установлены нормативы потребления горячей и холодной воды на ОДН 0,03 куб. м на квадратный метр помещений в общедомовом имуществе. Необходимо понимать, что ОДН не могут превышать данный норматив, но могут отличаться от него в меньшую сторону. Но нет документов, устанавливающих единообразие выставления расчетов в квитанциях УО. В результате население получает квитанции разных типов. И тут вновь получается, что с выбором УО население выбирает и систему расчетов.

В части выставления платы УО за ОДН оказалось невозможным систематизировать данные, т.к. нет единообразия выставления платежа. Ряд компаний предоставляют гражданам широкий спектр информации по показаниям ОПУ, ИПУ, площади дома, должникам, нормативщикам и прочее. Из ряда квитанций можно сделать вывод, что ОДН — это, скорее всего, разница между ИПУ и ОПУ, но однозначно утверждать это невозможно. Ряд УО затраты на ОДН обозначают, но каким образом они получились, непонятно. К таким компаниям можно отнести крупнейшую в городе УО ООО «ДЖКХ». В квитанциях данной компании есть ОДН, но как она рассчитана, установить из данных в квитанции невозможно.

У компаний, ведущих активную работу по привлечению новых домов на обслуживание, можно наблюдать незаполненные строки ОДН в квитанциях, либо там попросту проставлены нули. Это может быть своеобразным маркетинговым ходом УО по привлечению доверчивых граждан. Хотя надо понимать, что если в квитанции ноль, то фактические расходы никуда не деваются, а формируются убытки УО, с которыми рано или поздно придется столкнуться гражданам. ООО УК «Уютный Дом» по 9-му кв-лу ведет подобную политику по домам, которые еще в начале весны обслуживала УК №1. ОАО «Управляющая компания №5» в феврале формально ОДН по воде представляло как разницу ОПУ и ИПУ, но по факту она сведена к нулю. И только у ООО «Комфорт» можно наблюдать применение норматива ОДН, равного 0,1579.

Интересно, что если ОДН по холодной воде есть у большинства компаний, то по горячей воде у ряда компаний его не наблюдаем: ООО «Управляющая компания ЖКУ», ООО «УК №2 ЖКХ».

Комментарии

Павел КАРАСЕВ, директор ООО «Квартплата 24»

- В Тольятти отсутствуют единые нормативы выставления стоимости коммунальных услуг. Есть рекомендации минрегионразвития, но придерживаться ли их — решают управляющие организации либо собственники самостоятельно. В части выставления платы за ОДН это наиболее заметно. Логичнее всего в квитанциях представлять наиболее полные данные, которые бы позволяли потребителю самостоятельно проверить корректность расчетов, произведенных управляющей организацией. Это бы могло повысить уровень доверия потребителя и, возможно, даже собираемость платежей.