Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (512) | 28 июля 2014г.
 

Для удобства самарцев

Частные инвесторы вкладывают в развитие городского пассажирского транспорта

Сергей Ромашов

22 июля администрация Самары сообщила об очередном обновлении подвижного состава городского общественного транспорта за счет средств частных инвесторов. Так, закуплено три низкопольных автобуса марки МАЗ-206, которые начали работать на линии маршрута № 5Д. Также на днях на маршрут №24 вышли 14 таких же автобусов. Транспорт оборудован валидаторами для внедрения системы электронного проездного, откидной аппарелью для инвалидов-колясочников и т.д. Характерно, что инвесторы учитывают требования, которые выдвигают сегодня сами пассажиры. Приход частных инвестиций, с одной стороны, позволит модернизировать городской транспорт, с другой — даст больше возможностей по оптимизации пассажирских перевозок.

Частные транспортные компании начинают вкладывать средства в муниципальный транспорт. Департаментом транспорта г.о. Самара разработан принципиально новый подход к организации пассажирских перевозок, основанный на принципах государственно-частного партнерства. При этом главные требования выдвигает сам пассажир. Жителям города сегодня необходим современный транспорт, удобный для всех категорий, практичный в обслуживании независимо от того, коммерческий он или муниципальный.

В этом году транспортными предприятиями закуплено больше 40 новых низкопольных автобусов для маршрутов №70, 41, 5д и 24. Новый транспорт удобен для пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. Машины оснащены специальной откидной аппарелью, по которой в салон можно завезти инвалидную коляску. Кроме этого, подвижной состав оборудован валидаторами для внедрения системы электронного проездного. Во всех автобусах будут действовать все виды льгот, а проезд можно оплатить с помощью транспортных карт. Таким образом, в городе становится все больше муниципальных маршрутов и меньше коммерческих. Планируется, что в перспективе во всех автобусах в Самаре пассажиры смогут оплатить поездку безналичным способом и воспользоваться правом на льготный проезд независимо от того, кто обслуживает маршрут — частное или муниципальное предприятие.

Еще недавно по маршруту №24 курсировали неудобные «газели»
Еще недавно по маршруту №24 курсировали неудобные «газели»

Надо сказать, что положительные изменения отмечают сами жители города. Сегодня проезд удобно оплачивать именно картами, которые действуют на всех видах транспорта. К тому же с недавнего времени их можно пополнять прямо на остановках. Несколько специальных павильонов установлены в рамках совместного проекта администрации и Сбербанка.

Примечательно, что сегодня по-новому работают автобусные маршруты №70 и №24. Здесь ранее курсировали как муниципальные автобусы, где действовали льготы, так и коммерческие автобусы — без льгот. Теперь каждый маршрут обслуживает только одна транспортная компания. Главное требование к предприятию — безопасность перевозок, четкое соблюдение графиков и маршрутов, единые новые автобусы, единый билет, включая льготный проезд.

Учитывая, что на каждом из этих маршрутов работают не сразу несколько перевозчиков, а только один, то случаи обгонов одного автобуса другим в борьбе за право первым взять на борт пассажира будут исключены. Кроме того, каждая единица нового подвижного состава оснащена системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, что позволяет жестко контролировать работу новых автобусов, в частности смотреть, соблюдают ли водители расписание, маршрут, ПДД.

Одновременно с этим происходит замена неудобного, уже устаревшего транспорта, такого, например, как «газели». За счет большей вместимости новых автобусов появляется возможность не использовать на линии малогабаритные маршрутки. На маршрутах №24 их не будет вообще. Напомним также, что в настоящее время более тысячи автобусов малой вместимости исчезли с дорог города.

Важно, что описанные реформы не снижают роль муниципального предприятия «Пассажиравтотранс». Напротив, появляется возможность переставлять их подвижной состав на другие, также востребованные пассажирами маршруты. Например, автобусы, которые работали на 70-м маршруте, дополнительно добавили на 47-й и 21-й маршруты. Здесь машин стало больше, следовательно, сократился интервал их движения. Регулярные пользователи этих направлений уже заметили положительные изменения: муниципальные автобусы на 47-м и 21-м стали ходить чаще. А пассажиропоток здесь значительно вырос.

Любопытно, что аналогичная практика управления пассажирскими перевозками существует всего в нескольких городах страны, например в Москве и Перми, где некоторые маршруты обслуживают только частные компании, но на одинаковых для всех условиях: единый транспорт, единый билет, безопасность перевозок и культура обслуживания. В основном же такой опыт накоплен в западных странах.

Как отметили в городском департаменте транспорта Самары, работа в этом направлении ведется со всеми перевозчиками города. Все больше представителей бизнеса готовы отказаться от привычных правил и начать инвестировать в развитие транспорта. В городе создается конкурентная среда, которая дает стимул транспортным компаниям заменять старые автобусы новыми, современными, повышать качество услуг. От этого зависит и востребованность транспорта среди пассажиров. Городские власти рассчитывают, что постепенно ситуация будет меняться и частные компании будут работать на пользу города.