22 июля администрация Самары сообщила об очередном обновлении подвижного состава городского общественного транспорта за счет средств частных инвесторов. Так, закуплено три низкопольных автобуса марки МАЗ-206, которые начали работать на линии маршрута № 5Д. Также на днях на маршрут №24 вышли 14 таких же автобусов. Транспорт оборудован валидаторами для внедрения системы электронного проездного, откидной аппарелью для инвалидов-колясочников и т.д. Характерно, что инвесторы учитывают требования, которые выдвигают сегодня сами пассажиры. Приход частных инвестиций, с одной стороны, позволит модернизировать городской транспорт, с другой — даст больше возможностей по оптимизации пассажирских перевозок.
Частные транспортные компании начинают вкладывать средства в муниципальный транспорт. Департаментом транспорта г.о. Самара разработан принципиально новый подход к организации пассажирских перевозок, основанный на принципах государственно-частного партнерства. При этом главные требования выдвигает сам пассажир. Жителям города сегодня необходим современный транспорт, удобный для всех категорий, практичный в обслуживании независимо от того, коммерческий он или муниципальный. В этом году транспортными предприятиями закуплено больше 40 новых низкопольных автобусов для маршрутов №70, 41, 5д и 24. Новый транспорт удобен для пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. Машины оснащены специальной откидной аппарелью, по которой в салон можно завезти инвалидную коляску. Кроме этого, подвижной состав оборудован валидаторами для внедрения системы электронного проездного. Во всех автобусах будут действовать все виды льгот, а проезд можно оплатить с помощью транспортных карт. Таким образом, в городе становится все больше муниципальных маршрутов и меньше коммерческих. Планируется, что в перспективе во всех автобусах в Самаре пассажиры смогут оплатить поездку безналичным способом и воспользоваться правом на льготный проезд независимо от того, кто обслуживает маршрут — частное или муниципальное предприятие. | | Еще недавно по маршруту №24 курсировали неудобные «газели»
Надо сказать, что положительные изменения отмечают сами жители города. Сегодня проезд удобно оплачивать именно картами, которые действуют на всех видах транспорта. К тому же с недавнего времени их можно пополнять прямо на остановках. Несколько специальных павильонов установлены в рамках совместного проекта администрации и Сбербанка. Примечательно, что сегодня по-новому работают автобусные маршруты №70 и №24. Здесь ранее курсировали как муниципальные автобусы, где действовали льготы, так и коммерческие автобусы — без льгот. Теперь каждый маршрут обслуживает только одна транспортная компания. Главное требование к предприятию — безопасность перевозок, четкое соблюдение графиков и маршрутов, единые новые автобусы, единый билет, включая льготный проезд. Учитывая, что на каждом из этих маршрутов работают не сразу несколько перевозчиков, а только один, то случаи обгонов одного автобуса другим в борьбе за право первым взять на борт пассажира будут исключены. Кроме того, каждая единица нового подвижного состава оснащена системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, что позволяет жестко контролировать работу новых автобусов, в частности смотреть, соблюдают ли водители расписание, маршрут, ПДД. Одновременно с этим происходит замена неудобного, уже устаревшего транспорта, такого, например, как «газели». За счет большей вместимости новых автобусов появляется возможность не использовать на линии малогабаритные маршрутки. На маршрутах №24 их не будет вообще. Напомним также, что в настоящее время более тысячи автобусов малой вместимости исчезли с дорог города. | | Важно, что описанные реформы не снижают роль муниципального предприятия «Пассажиравтотранс». Напротив, появляется возможность переставлять их подвижной состав на другие, также востребованные пассажирами маршруты. Например, автобусы, которые работали на 70-м маршруте, дополнительно добавили на 47-й и 21-й маршруты. Здесь машин стало больше, следовательно, сократился интервал их движения. Регулярные пользователи этих направлений уже заметили положительные изменения: муниципальные автобусы на 47-м и 21-м стали ходить чаще. А пассажиропоток здесь значительно вырос. Любопытно, что аналогичная практика управления пассажирскими перевозками существует всего в нескольких городах страны, например в Москве и Перми, где некоторые маршруты обслуживают только частные компании, но на одинаковых для всех условиях: единый транспорт, единый билет, безопасность перевозок и культура обслуживания. В основном же такой опыт накоплен в западных странах. Как отметили в городском департаменте транспорта Самары, работа в этом направлении ведется со всеми перевозчиками города. Все больше представителей бизнеса готовы отказаться от привычных правил и начать инвестировать в развитие транспорта. В городе создается конкурентная среда, которая дает стимул транспортным компаниям заменять старые автобусы новыми, современными, повышать качество услуг. От этого зависит и востребованность транспорта среди пассажиров. Городские власти рассчитывают, что постепенно ситуация будет меняться и частные компании будут работать на пользу города. |