Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (511) | 21 июля 2014г.
 

Взыщут с родни

В осколках ГК «Уран» все еще можно заметить следы родственников Владимира Купцова

Георгий Кизельгур

Сегодняшние банкроты ООО «Славичстрой» и ООО «Русич» с ИНН 6367053350 (назовем это общество Русич-1) ранее входили в ГК «Уран», создателем которой был Владимир КУПЦОВ. Он занимал ключевые должности в ряде структур ГК «Уран», привлекал заказы, подписывал важные бумаги. Однако после избрания в депутаты Самарской губернской думы (СГД) в декабре 2011 г. Купцов попытался дистанцироваться от своего строительного бизнеса, выйдя из состава его участников и начав официально заявлять о том, что считает некорректным выражать мнение по поводу работы организаций, входящих в ГК «Уран». Однако сегодня есть все основания полагать, что депутату Купцову не безразлично, как протекает процесс банкротства Славичстроя.

Цепная реакция

Пока еще сохраняется вероятность того, что взыскание по обязательствам должника в лице ООО «Славичстрой» может быть обращено именно на Купцова. В таком случае ему придется отвечать уже своим личным имуществом и денежными средствами либо имуществом своих родственников. Логично, что возглавляющий в СГД комитет по строительству и транспорту Купцов вряд ли заинтересован в подобном исходе: семейный бизнес депутата потеряет своего последнего и самого преданного лоббиста.

В пользу версии о том, что Купцов сейчас очень опасается включения требования ООО «СБК Уран» (подконтрольно ОАО «Сбербанк Россия») размером почти 1 млрд р. в реестр требований кредиторов Славичстроя, говорит следующий момент. 5 ноября 2013 г. арбитражный суд по результатам проведения 29 октября 2013 г. очередного заседания по рассмотрению заявления тогда еще Сбербанка о включении в реестр требований кредиторов должника вынес определение о необходимости привлечения для рассмотрения заявления банка в качестве заинтересованных лиц Русич-1 и его временного управляющего Вячеслава Уфимского, ООО «Русич» с ИНН 6319070500 (назовем это общество Русич-2) и его временного управляющего Андрея Сафронова, ООО «Альтаир», ООО «Уран», ООО «Тукан» (все компании имеют отношение к ГК «Уран» Купцова) и лично Владимира Купцова. Суд также обязал временного управляющего Славичстроя Евгения Старостина отложить проведение первого собрания кредиторов должника до завершения рассмотрения требования Сбербанка. Банку было предложено направить копии заявления и документов дела привлеченным лицам, которые в свою очередь должны были представить к следующему заседанию каждый по мотивированному отзыву на требование кредитора.

Однако в следующем заседании, прошедшем 29 ноября 2013 г., требование Сбербанка не стали рассматривать из-за того, что до Купцова и перечисленных юрлиц якобы не довели обязанность по подготовке отзывов и их присутствию в суде. «Принимая во внимание необходимость извещения участвующих лиц о месте и времени судебного заседания, судебное разбирательство следует отложить», — определил осенью прошлого года суд. И так в дальнейшем происходило несколько раз, вплоть до 4 июля 2014 г., когда суд по делу успевшего перейти в стадию конкурсного управления Славичстроя вновь указал, что для рассмотрения ходатайства уже «СБК Уран» по существу необходимо представить дополнительные доказательства и известить участвующих лиц. Если так пойдет и дальше, то «СБК Уран» рискует вообще не включить в реестр тот самый почти 1 млрд р.

Впрочем, сложно представить, чтобы «СБК Уран» не могло в кратчайшие сроки надлежащим образом известить вышеуказанных заинтересованных лиц об их привлечении к участию в деле. А Купцова особенно. Он ведь депутат, ему извещение можно было вручить прямо в руки, например на пленарном заседании СГД. Может быть, Купцов и другие лица все же получили повестки, но, чтобы саботировать подготовку отзывов и явку в судебное заседание, продолжают делать вид, что им ничего не поступало и они вообще не при делах? Что, если они все вместе решили уйти от ответа по обязательствам банкрота? Ведь на пустом месте Сбербанк не стал бы добиваться их привлечения к участию в деле. Значит, со стороны Купцова и пяти близких ему компаний могли быть совершены некие действия, способствовавшие формированию обязательств Славичстроя перед кредитором по кредитным договорам. Вероятно, это некие допсоглашения, договоры залога или поручительства, а может быть, даже подписи самого Купцова под влекущими ответственность заинтересованных лиц документами, о которых в материалах дела может не сообщаться как раз по причине отсутствия в суде этих самых лиц.

Успели эвакуироваться

Проверенным способом ухода от обязательств для юрлица является его банкротство с последующей ликвидацией либо отчуждение старыми участниками своих долей новым собственникам, которые на момент приобретения могут даже не подозревать об обременении, висящем на компании, ну, или на худой конец делать вид, что не в курсе. Пойдем по порядку. Русич-1 и Русич-2 уже признаны банкротами решениями Арбитражного суда Самарской обл. от 13 марта 2014 г. и 3 декабря 2013 г. соответственно. Конкурсным управляющим обоих Русичей утвержден Сергей Ершов (о нюансах банкротства Русич-1 и Русич-2 — в следующих публикациях. – Прим. авт.). Заявление о банкротстве Русич-1 поступило в суд 10 июля 2013 г., но за несколько дней до этого Купцов успел вывести близких ему людей из компании. Фердинат Мавлиев покинул пост директора, уступив место Елене Тархановой, а Валерий Герасимов уступил той же Тархановой 100% в уставном капитале общества. Заявление о банкротстве Русич-2 поступило в суд 6 мая 2013 г. А уже 23 мая 2013 г. новым директором общества вместо Михаила Виленского стал некто Сергей Хусаинов. Правда, «про-купцовский» собственник Русича-2 Вячеслав Маклашов задержался в участниках компании аж до января 2014 г., пока его 100% уже в ходе конкурсного производства (!) не отошли Андрею Мазину. Интересно, куда смотрел конкурсный управляющий Ершов? И почему, если право владения Русичем-2 выставлялось на торги, об этом не было никаких обязательных для опубликования сообщений? И вообще, законно ли было организовано отчуждение Маклашовым своих долей в момент, когда компания уже была признана банкротом?

Теперь об ООО «Уран». Заявление с требованием признать его банкротом поступило в суд 21 ноября 2013 г. Однако директором и единственным учредителем «Урана» известного в Самаре ликвидатора компаний Юлию Глубокову поставили заблаговременно — еще 10 июля 2013 г. До Глубоковой участниками «Урана» были сам Владимир Купцов (51%) и его ближайший бизнес-партнер Николай Дворников (49%), а директором общества трудился Андрей Железников. Пока на «Уране» действует наблюдение (его ввели 4 марта2014 г., причем временным управляющим утвердили уже знакомого Купцову по Русич-1 Вячеслава Уфимского). Сомнений в том, что скоро в отношении должника откроется конкурсное производство, практически не остается.

Остались жены и дети

Что касается ООО «Альтаир» и ООО «Тукан», то здесь Купцов, похоже, опаздывает с заметанием следов. Пост директора «Тукана», занимающегося сдачей внаем собственного недвижимого имущества, Купцов покинул еще в июле 2008 г., поставив вместо себя Наталью Калинину. Однако супруга Купцова – Антонина Купцова — по состоянию на июнь 2014г., по данным ЕГРЮЛ, продолжала числиться в участниках «Тукана» с долей в 51%. Ее поддерживала дочь Николая Дворникова Ольга Дворникова с долей в 49%.

Единственным участником «Альтаира», занимающегося консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления, является сын Владимира Купцова Максим Купцов. Под прикрытием лояльного отцу менеджера на должности директора общества Татьяны Кукаевой Купцов-младший, похоже, пока не думает о том, чтобы экстренно эвакуироваться из компании. Хотя ему, равно как и Антонине Купцовой, самое время «сбросить» доли и притаиться: Сбербанк в походе за невозвращенными Славичстроем деньгами, видимо, догадался, откуда их можно вытащить вне процедуры банкротства.

В мае 2014 г. «СБК Уран» заявил прямой иск к «Тукану» и «Альтаиру» об обращении взыскания на заложенное имущество. О каком имуществе речь, пока не раскрывается (следующее заседание по делу состоится 28 июля). Однако привлечение к участию в разбирательстве в качестве третьих лиц Славичстроя и Русича-2 может указывать, что «Тукан» и «Альтаир» обеспечивали этим имуществом обязательства Славичстроя перед Сбербанком, как и предполагалось выше. А если обеспечивали, значит, должны нести ответственность вместе с банкротом или за него.

На что рассчитывает в столь неблагоприятных обстоятельствах Купцов как последнее из заинтересованных лиц в деле включения требований «СБК Уран» в реестр кредиторов Славичстроя, непонятно. Если перечисленные фирмы еще сохраняют возможность исчезнуть до вынесения решений о взыскании с них денежных средств либо имущества, то Купцову деваться некуда.

Быть может, он надеется на гарантии, данные ему лоббистами из команды экс-губернатора Владимира Артякова? Ведь в период их пребывания у власти в регионе компании ГК «Уран» собрали рекордный урожай бюджетных подрядов — более чем на 10 млрд р., а сам Купцов мог в обмен на помощь в проворачивании грандиозной схемы, детали которой вскрылись буквально пару месяцев назад, получить депутатский статус, сулящий столь призрачную сегодня неприкосновенность.