Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (511) | 21 июля 2014г.
 

Под видом неликвида

Волгатранстерминал продадут с аукциона

Татьяна Федорова

До 5 августа принимаются заявки на участие в аукционе по реализации пакета акций ОАО «Волгатранстерминал» (ВТТ). Министерство имущественных отношений Самарской обл. (МИО), возглавляемое Юлией СТЕПНОВОЙ (на фото), решило продать 84,7% принадлежащих ему акций. Начальная цена определена всего в чуть более 270 тыс. р. Общество под руководством Артема ШУХОРОВА в последние несколько лет показывало убытки. Вполне возможно, что на продажу будет выставлено еще одно подконтрольное МИО лицо — «ОАО «Транспортно-логистическая корпорация» (ТЛК), которым также руководит Артем Шухоров. Согласно отчету за 2013 г. компания показала убытки в размере 2,6 млн р. Эта компания владеет зданием «Дом промышленности».

23 июня Минимущества издало приказ «Об условиях приватизации акций ОАО «Волгатранстерминал». Согласно этому документу предметом продажи является доля в размере 84,7%, что составляет 27053 шт. акций. Начальная цена определена в 270 тыс.р. Согласно опубликованным документам размер уставного капитала ВТТ составляет 9,17 млн р. Общее количество акций 31939 шт. Номинальная стоимость каждой акции 287,16 р. Кроме Минимущества свои доли в компании имеют ОАО Международный аэропорт «Курумоч», ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер», ОАО «Порт Тольятти», Специализированное финансовое муниципальное учреждение «Фонд имущества г. Тольятти» и ОАО «Самарский речной порт».

В 2013 г. и в первом полугодии 2014 г. ВТТ производственную деятельность не вело. Компания не имеет объектов недвижимости и земельных участков. Количество работающих — 1 человек. За 2012 г. убыток составил 4,3 млн р. Основные средства оцениваются в 5,58 млн р. Кредиторская задолженность составляет 22,7 млн р.

Идея создания ВТТ родилась еще у экс-губернатора Константина Титова. В 1995-1997 гг. по решению администрации Самарской обл. самарской консалтинговой фирмой ЗАО «НПЦ ИНФОТРАНС» совместно с известной германской логистической фирмой Fiege Logistik GmbH & Со. (Земля Северный Рейн, Вестфалия) был разработан пилотный российско-германский проект создания логистической системы и первого логистического центра. В конце 1997 г. было учреждено ВТТ. Основной задачей было создание управляющей компании, строительство и технологическое обеспечение логистических объектов. Фактически ВТТ не справилось с поставленными задачами.

В 2010 г. ВТТ подверглось проверке со стороны счетной палаты Самарской обл. (СПСО). Аудиторы решили, что ВТТ было «сориентировано на получение бюджетных средств».

Как выяснила проверка, в 2008-2009 гг. ВТТ работало лишь по госконтрактам с министерством строительства, передавая их субподрядчикам, вероятно, не без вознаграждения. В декабре 2009 г. компания выиграла конкурс на проведение ремонтных работ в здании, где располагается министерство транспорта. Напомним, что ранее совет директоров ВТТ возглавлял экс-министр транспорта Валерий Матвеев. Его имя неоднократно фигурировало в скандальных историях, связанных с расходованием бюджетных средств.

Особое внимание аудиторов привлекла сделка по покупке ВТТ в 2008 г. 66,2% акций ОАО «Самарский речной порт» за 680 млн р. Для покупки была использована сложная схема, которую наблюдатели сочли непрозрачной. В 2009 г. ВТТ продало акции речпорта ОАО «Самараоблавтотранс» (99,9% этой компании принадлежит Самарской обл.) за 700 млн р. Стоит отметить, что эти средства были выделены из бюджета для развития транспортного обслуживания населения внутренним водным транспортом. «В результате совершения крупных сделок с заинтересованностью, связанных с куплей-продажей акций ОАО «Самарский речной порт», ОАО «ВТТ», получена прибыль в размере 18 млн р., источником которой стали средства областного бюджета», — сделали вывод аудиторы. По итогам 2010 г. ВТТ не публиковало свою отчетность. По итогам 2011 г. и 2012 г. ВТТ при нулевой выручке от своей финансово-хозяйственной деятельности несло только управленческие и операционные расходы. Это вылилось в получение чистого убытка в размере свыше 6 млн р. и 4,33 млн р. соответственно.

В рекомендациях, выданных Минимущества СПСО по итогам проверки деятельности ВТТ, сказано: «Рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего участия Самарской обл. в ОАО «ВТТ» и возможности проведения приватизации акций общества, принадлежащих области, в связи с неэффективностью финансово-хозяйственной деятельности и отсутствием ее направленности на развитие региональной транспортно-логистической системы». Вполне возможно, что судьба ВТТ ожидает и ТЛК, которое было создано как фактически дублирующая компания. Ее также возглавляет Артем Шухоров. 100% акций ТЛК принадлежит Минимущества. Пост гендиректора ТЛК сын экс-заместителя начальника ГУ МВД РФ по Самарской обл. по

экономической безопасности Андрея Шухорова Артем Шухоров занял в декабре 2010 г. — сразу после создания этого общества. Его полномочия на этом посту истекают в 2015 г.

Официально ТЛК было создано для реализации государственной политики в области развития транспортно-логистических комплексов на территории региона. В уставный капитал общества из бюджета заложили 120 млн р. 3 июля 2014 г. был опубликован годовой отчет ТЛК, из которого следует, что компания терпит убытки.

10 июня прошлого года на баланс ТЛК в порядке увеличения уставного капитала было внесено здание Дома промышленности вместе с земельным участком общей стоимостью 450 млн р. Согласно годовому отчету ТЛК выручка от сдачи в аренду помещений за 2013 г. составила 5,7 млн р. Себестоимость продаж составила 4,18 млн р., как сказано в отчете: «Она сформировалась из-за начисленной амортизации, налогов на имущество и расходов по содержанию здания». Дебиторская задолженность составляет 4,18 млн р. Кредиторская задолженность оценивается в 3,5 млн р. В отчете указано: «После отражения управленческих расходов, прочих доходов и расходов в связи с начисленными налоговыми обязательствами чистый убыток отчетного периода составил 2,6 млн р.». В документе также говорится, что на протяжении трех лет стоимость чистых активов ТЛК меньше величины уставного капитала. «Это свидетельствует о существовании рисков прекращения деятельности предприятия», — отмечается в отчете. Вполне возможно, что и ТЛК будет приватизировано. Но в отличие от ВТТ, учитывая наличие в активах ТЛК здания Дома промышленности, вряд ли можно будет наблюдать отсутствие покупателей.

В прошлом году была обнародована информация о том, что к Дому промышленности проявляют интерес структуры, близкие депутату Самарской губернской думы Александру Милееву. По мнению экспертов, цена Дома промышленности в его нынешнем состоянии составляет 400-500 млн р. При этом расходы на реконструкцию могут превысить реальную стоимость здания в разы. Дом промышленности оптимально подходит для размещения в нем элитной гостиницы.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.