Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (511) | 21 июля 2014г.
 

Навязчивый чиновник

УФАС защитило перевозчиков от департамента транспорта и «Транспортной карты»

Сергей Ромашов

На прошлой неделе УФАС по Самарской обл. раскрыло «Хронографу» подробности судебного разбирательства между департаментом транспорта г. о. Самара и антимонопольным ведомством. Департамент, возглавляемый Дмитрием ВОЙНИЧЕМ, пытается отменить решение УФАС о нарушении ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции». К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Транспортная карта» (ТК). Как и предполагал «Хронограф», департамент допустил действия, которые способствовали повышению оборотистости ТК в ущерб самарским перевозчикам. В частности, обязательным условием торгов на право пассажирских перевозок по Самаре было обязательное внедрение электронной карты ТК.

В прошлом номере «Хронограф» писал о том, что департамент транспорта г. о. Самара обратился в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением к УФАС. Ведомство Войнича требует отменить решение УФАС № 3-9383-13/7 от 18 декабря 2013 г. о нарушении департаментом ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». К участию в деле в качестве третьих лиц суд привлек депутата Самарской губернской думы Михаила Маряхина, прокурора г. Самары Андрея Шевцова, а также МП г. о. Самара «Пассажиравтотранс», ЗАО «Золотая корона» и ТК.

«Хронограф» предполагал, что претензии УФАС к департаменту могут быть связаны с исключительным положением, которое занимает ТК. Например, по согласованию с Дмитрием Войничем в прошлом году мог быть выпущен нормативный акт, обязывающий всех перевозчиков заключать договоры именно с ТК. Иначе говоря, на частных перевозчиков оказывалось некое давление для внедрения электронных проездных на своих маршрутах. В ответе на запрос «Хронографа» УФАС подтвердило версию издания. В сообщении антимонопольного ведомства говорится: «В Самарское УФАС России поступило заявление от депутата пятого созыва Самарской губернской думы Маряхина М.И. и материалы прокуратуры г. Самары за подписью прокурора г. Самары

на действия департамента транспорта администрации г. о. Самара при проведении открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам. В конкурсной документации были прописаны следующие условия оказания услуг по перевозке: По лотам с № 1 -5 — перевозки необходимо осуществлять по установленным администрацией тарифам по плате проезда и провоза багажа на городском пассажирском транспорте в г.о. Самара, по всем видам льгот, а также с использованием автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда и провоза багажа «Электронный проездной — Самара». По лоту №6 — перевозки необходимо осуществлять по установленному перевозчиком тарифу с использованием автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда и провоза багажа «Электронный проездной — Самара»».

УФАС установило, что правообладателем системы «Электронный проездной — Самара» является ЗАО «Золотая корона». ТК заключила договор с «Золотой короной», вследствие чего стало хозяйствующим субъектом, осуществляющим организацию данной системы на территории Самары. Комиссия УФАС выяснила, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе победителем стало МП г.о. Самара «Пассажиравтотранс».

При этом для осуществления перевозок МП г. о. Самара «Пассажиравтотранс» привлекло на договорной основе ООО «Самара-АвтоГаз», ООО «Менеджмент Прожект», ООО «Авто-Консалт». Однако данные общества представили сведения, что их транспортные средства не оборудованы устройствами, которые позволяют считывать микропроцессорные пластиковые карты.

«Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что включение в конкурсную документацию положений, предусматривающих обязанность внедрения и использования системы «Электронный проездной — Самара» при перевозке пассажиров за счет средств победителей конкурса,

создает необоснованные препятствия деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку. Также установление в конкурсной документации условий о необходимости осуществлять перевозки по установленным администрацией тарифам по плате проезда и провоза багажа на городском пассажирском транспорте для субъектов, независимо от их организационно-правовой формы, не соответствует положениям действующего законодательства в сфере местного самоуправления. Вышеуказанные обстоятельства являются экономическим барьером выхода на рынок осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом», — говорится в сообщении УФАС.

На основании сказанного действия департамента были признаны не соответствующими статьям 15, 17 ФЗ «О защите конкуренции», а условия конкурса — противоречащими требованиям антимонопольного законодательства.

В случае, если правомерность вынесенного управлением решения будет подтверждена решением суда, департамент транспорта администрации г.о. Самара не сможет при проведении аналогичных конкурсов устанавливать условия, создающие необоснованные препятствия деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку (в т.ч. о необходимости осуществлять перевозки с использованием системы «Электронный проездной- Самара»).

"Хронограф" будет следить за развитием событий.