Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (510) | 14 июля 2014г.
 

Теория большого куша

Борьба за наполнение бюджета Тольятти за счет наружной рекламы может обернуться пшиком

Георгий Кизельгур

7 июля мэрия Тольятти была вынуждена констатировать провал муниципальных торгов на размещение рекламных конструкций в г. о. Тольятти из-за полного отсутствия интереса к этому аукциону у его потенциальных участников. Полным отсутствием желающих прийти на рекламный рынок Тольятти завершилась борьба ряда депутатов Думы г.о. Тольятти (ТГД) за резкое увеличение рекламных поступлений. Это была борьба с жесткой пикировкой и привлечением к работе правоохранительных органов. Нездоровый политический ажиотаж отдельных депутатов вспугнул даже тех, кто на рекламном рынке Тольятти работал практически с момента его возникновения.

Богатеют думкой

429 млн р., привлечения которых депутаты Думы г.о. Тольятти рассчитывали добиться через «наведение порядка на рынке наружной рекламы», похоже, так и рискуют остаться несбыточной мечтой. Первый аукцион на размещение рекламных конструкций, подготовленный в Тольятти, не состоялся. Не нашлось ни одного претендента, желающего такой договор заключить. А всего на торги было выставлено 20 рекламных конструкций на площадках вдоль Обводного ш., ул. 70 лет Октября и Коммунальной. Годовая плата по договору за установку и эксплуатацию рекламной конструкции составляет 328,3 тыс. р. При этом начальная цена аукциона на право заключения договора зафиксирована на планке 820,8 тыс. р. По сравнению с предыдущим годом стоимость выросла для желающих заключить такие договоры более чем в 5,5 раза. Обсуждать экономическую обоснованность цен для участников аукциона в редакции расчетов 2012 г. или редакции 2014 г. большого смысла уже, наверное, не имеет. Важно другое: в 2014 г. Тольятти рискует не увидеть и вовсе никаких средств за эксплуатацию рекламных конструкций. Причем предпосылки для пессимизма определенно есть.

Стоимость размещения рекламной конструкции и стоимость участия в аукционе берется не с потолка, и произвольно она уменьшена быть не может. Базовые цифры, из которых складывается цена вопроса, заложены в «Методику по определению размера платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, землях и ином имуществе, находящемся в собственности г.о. Тольятти». Эта методика была утверждена решением ТГД от 16 мая 2012 г. В мае 2014 г. депутаты ТГД с большой помпой эту методику еще раз поменяли.

Сейчас к вопросу о том, что и сколько будет стоить в Тольятти, станет возможно вернуться только после депутатских каникул, которые уже начались. Как правило, обсуждение и работа ТГД начинается не раньше сентября. А выход на заключение новых договоров — и того позже.

Мэрии Тольятти в этом вопросе остается только декларировать провал муниципальных конкурсов на установку и эксплуатацию рекламных носителей. «В настоящее время на территории г.о. Тольятти объявлены аукционы на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, которые оказались под угрозой срыва в связи с отсутствием претендентов на участие в них. Полагаем, что данное обстоятельство вызвано завышенной ценой платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», — официально обратился руководитель управления потребительского рынка мэрии Тольятти Рафаиль Сунгатуллин к мэру г.о. Тольятти Сергею Андрееву.

Пока Сунгатуллин пишет письма и подсчитывает упущенную выгоду, традиционные тольяттинские игроки рекламного бизнеса Вячеслав Батдиев (соучредитель ООО «Революция рекламы», учредитель ООО «РПС «Миллениум») и Александр Котляр (учредитель ООО «Ректол», ООО Торговая компания «Ронто») закрепили за собой право эксплуатировать рекламные щиты в г. Самаре. Компания Батдиева заплатит в бюджет г.о. Самара 28,139 млн р. за эксплуатацию 25 рекламных щитов. Компания Котляра принесет бюджету Самары 21,28 млн р. за 26 щитов.

Еще до опытов над «Методикой» рекламщикам Тольятти уже было сложно реализовать свои площади
Еще до опытов над «Методикой» рекламщикам Тольятти уже было сложно реализовать свои площади

По очень грубым подсчетам, один щит тольяттинским бизнесменам в Самаре обошелся в сумму от 818,5 тыс. р. до 1,125 млн р., что, в принципе, сопоставимо с современными расценками Тольятти. Что же заставило участников рекламного рынка Тольятти сменить насиженные места? Возможно, более чем пятикратное повышение привычных цен. Возможно, затевая кампанию по борьбе за кристальную прозрачность рекламного рынка, депутаты ТГД забыли простой постулат: бизнес любит тишину и стабильность. Чего-чего, а тишины и особенно стабильности в последние месяцы на рекламном рынке Тольятти не наблюдалось. В результате этого с рынка ушли те, кто хоть как-то был на нем легализован. Остались те, кто привык работать без оглядки и на мэрию г.о. Тольятти, и на грозные окрики из ТГД. Ждать от них денежных потоков более чем наивно.

Дайте таблеток от жадности...

Сложно сказать, что заставило депутатский корпус ТГД поставить доходы от наружной рекламы в качестве одной из ключевых доходных статей бюджета г.о. Тольятти. Люди, мало-мальски имеющие представление о принципах работы рекламного бизнеса, знают, насколько нервно рекламщики реагируют на любые социально-экономические потрясения. Наверное, ни для кого не секрет, что в случае любой экономической нестабильности любая организация первым делом сокращает расходные статьи именно по разделу «Реклама». Как следствие — автоматически падает доход и тех, кто работает на рынке рекламы. При таких обстоятельствах выкрутить рекламщикам руки и заставить их одномоментно заплатить весьма внушительные суммы за эксплуатацию рекламных конструкции — задача почти нереальная. Между тем есть все основания полагать, что рекламные деньги могут быть лишь приятным дополнением к бюджету Тольятти, но не его основой.

Вопреки этому в течение полугода со стороны ряда депутатов шла довольно жесткая накачка на тему «мэрия саботирует работу по наведению порядка на рынке наружной рекламы». Одновременно с этим росли и аппетиты. Если еще в ноябре 2013 г. обсуждалась цифра прогнозируемого дохода в 225 млн р., то уже к маю она превысила 420 млн р. Для того, чтобы хоть как-то обосновать перспективу получения именно такой суммы, и были внесены изменения в «Методику по определению размера платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций...». Иными словами, правила игры подгонялись не под реальные и экономически обоснованные доходные перспективы, а под желаемую цифру дохода. «Напомним, что согласно утвержденному бюджету на 2014 г. собственные доходы от рынка наружной рекламы должны составить более 429 млн р. Нехитрые подсчеты позволяют понять, что принятых мер недостаточно для того, чтобы выполнить эти плановые показатели. Либо базовая ставка должна стать еще на порядок выше, либо необходимо увеличить количество рекламных конструкций», — говорится на официальном сайте ТГД. Помимо этого депутаты предложили актуализировать значения коэффициентов места расположения рекламных конструкций. Председатель комиссии ТГД по муниципальному имуществу Борислав Гринблат по этому поводу заявил: «За это время территория с низким коэффициентом могла стать привлекательной». Но это если верить в иллюзию неких теорий. Несостоявшийся аукцион показал, как обстоит дело на практике. Можно отметить, что у рекламщиков сформировано свое представление о привлекательности территории. За нее они проголосовали рублем. Вернее — его отсутствием.

Невзирая ни на что, изменение методики было презентовано едва ли не как победа здравого смысла над чиновничьей косностью.

«Теперь при начислении платы будет применяться фиксированная базовая ставка в размере 3,8 тыс. р. за один квадратный метр в год. Раньше она рассчитывалась по формуле. Таким образом, вырастет цена аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции как минимум в 5,5 раза», — отрапортовали на сайте ТГД сразу после изменения методики словно о своем достижении. Робкие попытки чиновников мэрии Тольятти донести до обладателей депутатских мандатов несостоятельность одномоментного и резкого повышения цен одновременно с агрессивной «антирекламной» информационной кампанией успеха не имели. Имеем то, что имеем: конкурсы провалились, рекламщики разбежались. А у местных политиков вновь появился повод во всем винить Сунгатуллина. Возможно, ему следует перенять поведенческие паттерны народных избранников, для того чтобы в дальнейшем более эффективно доносить свою позицию.

От греха подальше

Если бы речь шла всего лишь о ценовых спорах, наверное, в этом было бы меньше негативных последствий для бюджета г.о. Тольятти. В конце концов, о цене можно договориться, а методику скорректировать. Гораздо более гнетущее действие на участников рынка могла оказать неуемная активность в части привлечения различных сторон, в т.ч. и силовых, к пикировке мэрии Тольятти с ТГД. «Подготовлено соответствующее обращение в прокуратуру Тольятти, Следственный отдел по г. Тольятти и Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Самарской обл. По мнению депутатов, рынок наружной рекламы вышел за пределы правового поля — большинство рекламных конструкций на территории города не имеют разрешения на размещение, а со стороны мэрии не ведется работа для выявления и предотвращения нарушений федерального законодательства и муниципальных правовых актов», — сообщал официальный сайт ТГД 5 июня 2014. Обращались некоторые депутаты к правоохранителям и частным порядком.

Сотрудниками прокуратур районов г. Тольятти совместно с управлением потребительского рынка мэрии проводилась проверка произведенного демонтажа рекламных конструкций согласно указанным мэрией адресам. По результатам проверки внесено представление мэру и материалы проверки направлены в У МВД России по г. Тольятти. Если отбросить всю информационную шелуху, то ответственность понесли вполне легальный и публичный мэр и вполне конкретные муниципальные чиновники. Серые рекламщики от депутатской активности не пострадали. Они-то прекрасно знают, что возведение незаконной конструкции — дело нескольких дней, а ее снос может занять несколько месяцев. Разумеется, после повышения цены вопроса на рекламном рынке и демонстрации явного недружелюбного интереса со стороны представительного органа желания легализоваться у них явно не прибавилось.

Зато свои и далеко не радужные выводы сделали рекламщики, более-менее легально работающие в Тольятти. Судя по результатам тендеров, они предпочли убраться с неспокойного рынка от греха подальше.

Свести дебет с кредитом в сфере официальной городской наружки теперь очень просто. Не видно предпосылок к тому, что Тольятти соберет не только увеличенный, но и хотя бы привычный объем доходов от рекламы. В расходной части заложено 6 млн р. — на демонтаж незаконных рекламных конструкций. Хотя логичнее было бы предложить «серым» рекламщикам такие условия, при которых им было бы проще легализоваться и работать с бюджетом официально. В конце концов, речь идет почти о восьмистах незаконных рекламных конструкцях, которые уже фактически установлены и приносят доход. Федеральные игроки, о которых было сказано так много громких слов, так и не пришли. Они почему-то предпочли более спокойную Самару. Возможно, не все оказались готовы к тому, что их бизнес может стать площадкой для политических игрищ местных деятелей?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.