Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (510) | 14 июля 2014г.
 

Стратегический ход

Опыт Самары донесли до президента РФ и учли в новом Федеральном законе

Сергей Ромашов

В конце июня Владимир ПУТИН подписал ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который относит формирование долгосрочных приоритетов развития к полномочиям органов местного самоуправления. Предложение законодательно закрепить муниципальный уровень стратегического социально-экономического планирования глава Самары Дмитрий АЗАРОВ (на фото) озвучил главе государства еще осенью 2013 г. на первом Всероссийском съезде муниципальных образований. Самара уже имеет опыт подобного планирования — в 2013 г. была принята Стратегия развития города до 2025 г. Примечательно, что документ сработал в плюс и при разработке плана развития Самарско-Тольяттинской агломерации.

Подписанный президентом РФ ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» был принят Государственной думой РФ и одобрен Советом Федерации. Федеральный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, а также полномочия органов федеральной, региональной власти, местного самоуправления. ФЗ также устанавливает порядок взаимодействия органов власти с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

Главной особенностью нового закона является то, что впервые формирование долгосрочных приоритетов развития территории отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В пояснениях к документу подчеркивается, что ключевая идея нового закона — создать правовую основу для построения и функционирования комплексной системы стратегического планирования в области социально-экономического развития и национальной безопасности России на всех уровнях. Новый закон, выходя за рамки бюджетного цикла в 3 года, расширяет период прогнозирования и планирования и регулирует принятие и реализацию среднесрочных решений в срок до 6 лет, а долгосрочных решений — свыше 6 лет. Важно, что проекты документов обязательно должны проходить через общественное обсуждение.

Следует отметить, что в новый закон органично вписывается деятельность, которая ведется в Самаре в этом направлении уже не первый год. Еще осенью 2013 г. глава Самары Дмитрий Азаров на первом Всероссийском съезде муниципальных образований в Кремле озвучил президенту Владимиру Путину инициативу законодательно определить и закрепить за муниципалитетами право стратегического планирования.

В пример был приведен случай, когда надзорные органы запрещали городам стратегически мыслить и работать, обосновывая претензии отсутствием таких прав с формулировкой «не относится к вопросам местного значения». Тогда же, вслед за стратегией, Азаров отметил необходимость грамотного управления агломерационными процессами и создания нормативно-правовой базы в этой области. Свои доводы глава Самары подкрепил информацией о важности развития Самарско-Тольяттинской агломерации. В конце июня 2014 г. на заседании специальной межведомственной рабочей группы при Минрегионразвития РФ проект Самарско-Тольяттинской агломерации был включен в число пилотных в России для реализации.

Самарско-Тольяттинская агломерация является третьей в стране по величине и включает более 85% населения губернии. Помимо двух крупнейших городов, в ее состав входят Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Жигулевск, Ставропольский р-н, Октябрьск, Кинель, а также Безенчукский, Кинельский, Красноармейский, Волжский, Красноярский, Приволжский, Сызранский, Шигонский р-ны.

Эксперты, принимая во внимание мировую практику, уверены, что развитие агломерации связано с исчерпанием возможностей городов для размещения производства, инфраструктуры и необходимостью их развития на более широкой территориальной базе. Эти вопросы должны решаться комплексно, с учетом перспектив развития прилегающих к городам территорий в формате агломерации. Именно по этой причине в создании агломераций видят «точки роста» представители потенциальных городов-участников Самарской обл., что объясняет заинтересованность главы Самары Дмитрия Азарова в решении вопроса о законодательном регулировании системы управления агломерациями для скорейшей реализации такого подхода.

Агломерационный подход к развитию Самарского региона уже довольно длительное время позиционируется как одно из стратегических преимуществ Самарской обл. В настоящее время эффективное использование потенциала Самарско-Тольяттинской агломерации рассматривается специалистами как общая «точка роста» Самарской обл. и Приволжского федерального округа,

что нашло отражение в Стратегии социально-экономического развития Самарской обл. на период до 2020 г. и Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г.

Хорошим заделом для развития агломерации наблюдатели называют как раз наличие долгосрочных стратегий развития ядер агломерации Самары и Тольятти. Речь идет о Стратегии комплексного развития г.о. Самара до 2025 г. и Стратегическом плане развития г.о. Тольятти до 2020 г.

Почти 2,5 года проект Стратегии развития Самары разрабатывался вместе с городским сообществом. В разработке участвовало максимальное количество жителей: проводилось анкетирование десятков тысяч человек, проходили открытые для всех горожан стратегические сессии и дискуссии. К обсуждению были привлечены представители науки, промышленности, бизнес-сообществ, других отраслевых сообществ. Проект документа широко обсуждался в сети Интернет. Т.е., по сути, в Самаре велась деятельность, отраженная сегодня в ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». При этом новый федеральный закон обязывает разработать документы стратегического планирования до 1 января 2017 г., тогда как в Самаре этот документ уже был принят в 2013 г. Не исключено, что соседние регионы захотят перенять опыт Самары в этом направлении.

Комментарии

Дмитрий АЗАРОВ, глава г. о. Самара

- В процессе работы над стратегией развития Самары мы получили важнейший опыт взаимодействия различных социальных групп, возможность договариваться друг с другом. У нас даже такой феномен был, когда «рассерженные горожане» в процессе работы над стратегией развития города сами себя стали называть «профессиональными горожанами», т. е. они всецело погрузились в процесс. Сегодня уже всем понятно, что четкие долгосрочные цели, которые определяются на уровне местного самоуправления, важны не только для развития бизнеса, но и для всего городского сообщества. Это создает условия в т.ч. для преемственности власти, что тоже очень важно. Есть немало примеров, когда со сменой главы территории на 180 градусов пытаются развернуть ситуацию. А документ, который разрабатывается именно всем городским сообществом, мог бы ситуацию стабилизировать. Уверен, как раз в этом залог позитивных преобразований в любом городе.