Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (508) | 30 июня 2014г.
 

АТП-3 в центре реформ

Муниципальный перевозчик увеличивает рентабельность и повышает качество услуг

Илья Ширтанов

Сейчас в Тольятти идет активное обсуждение предстоящих изменений маршрутной сети городских пассажирских перевозок. Основная обеспокоенность горожан вызвана уменьшением количества маршрутов общественного транспорта. Между тем у многих наблюдателей уже возникли подозрения, что это нововведение может негативно отразиться и на самих перевозчиках. Директор МП «ТП АТП-3» Александр АБРАМОВ заверил, что совершенствование схемы перевозок только улучшит транспортную доступность городских территорий. Что касается рентабельности, то, к примеру, АТП-3 уже сегодня провело значимую работу по оптимизации затрат, а обновления маршрутной сети в МП рассматривает лишь в ракурсе повышения эффективности работы.

Ненужное зачеркнуть

Цель, которую ставили перед собой разработчики «Концепции развития улично-дорожной сети с учетом развития городского пассажирского транспорта» из ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры», -это снижение нагрузок на городские транспортные магистрали. Побочным эффектом, если можно так выразиться, стало предстоящее сокращение маршрутов, по которым курсирует общественный транспорт.

Однако, как выяснилось, опасения были преждевременными. К такому выводу приводят высказывания местных специалистов отрасли пассажирских перевозок. В частности, Александр Абрамов пояснил, что: «Те маршруты, которые институт предложил АТП-3 оставить в работе, для муниципального предприятия будут оптимальны. Естественно, что как руководитель АТП-3 я был заинтересован в том, чтобы предприятие работало наиболее эффективно».

Заявленный тезис о повышении эффективности имеет под собой осязаемую почву и объясняется просто. В концепции идет речь не о простом математическом выражении в виде вычитания маршрутов из общей схемы. Ликвидированы будут только те маршруты, которые имеют аналог в схеме передвижения пассажирского транспорта, иными словами, дублера.

Таким образом, высвободившийся транспорт с прекративших свое действие маршрутов будет перераспределен на действующие линии. Это в свою очередь позволит значительно сократить интервал движения машин и, соответственно, время ожидания на остановках. Ведь, как заявлял мэр Тольятти Сергей Андреев, пассажирский транспорт должен стать удобным, доступным, а главное, предсказуемым средством передвижения для тольяттинцев. «Ликвидированные маршруты полностью перекрываются другими, т.е. людей никто не лишает привычных и удобных для них путей передвижения», -подчеркнул Александр Абрамов. Ну а что касается самого АТП-3, то, по словам директора данного муниципального предприятия, такое новшество будет лишь способствовать увеличению кондукторской выручки и, соответственно, доходной части организации.

Конкурировать готовы

Между тем известно, что на продолжение деятельности по перевозке пассажиров в Тольятти претендует не только АТП-3, но и коммерческие операторы. Ранее на уровне руководства города озвучивались более жесткие позиции с перспективой минимизировать присутствие на городских магистралях автобусов малой вместимости, которые, как правило, используют в своей работе коммерческие перевозчики.

АТП-3 готово обеспечить запросы тольяттинцев и собственного персонала
АТП-3 готово обеспечить запросы тольяттинцев и собственного персонала

В итоге была озвучена более демократичная система переформатирования рынка пассажирских перевозок.

По полученной информации, тем частным перевозчикам, которые пожелают остаться на данном рынке услуг, будет предложено принять ту систему, которая существует у муниципалов. Т.е. вывести тарифы на перевозки пассажиров на уровень тарифов муниципальных предприятий, принять на себя обязанности по перевозке льготной категории граждан, а также начать обслуживать население по проездным билетам и транспортным картам.

При выполнении таких условий частный оператор вполне может рассчитывать на победу в муниципальных торгах на право осуществлять перевозку пассажиров на том или ином городском маршруте. Для МП такое развитие событий не менее выгодно. По этому поводу Александр Абрамов сообщил: «Мы сейчас обслуживаем порядка 6 маршрутов, которые нам, по сути, приносят около 90% выручки. Есть и такие, на которых кондукторская выручка нулевая, поэтому доходная часть от деятельности на этих линиях всегда рискует превратиться в расходную.

Поэтому мы сделали предложение такие маршруты выставлять на торги и разыгрывать их среди заинтересованных структур. Ведь там, где наш автобус большой вместимости фактически работает в убыток, машина малой вместимости (13-15 человек) принесет прибыль. Если же будет принято условие о наделении всех без исключения перевозчиков равными правами и обязанностями, тогда, естественно, не будет возникать никаких проблем ни у льготников, ни у тех, кто приобрел проездной билет».

И если такой план будет реализован, то для АТП-3 это будет еще одна возможность высвободившиеся автобусы пустить на более рентабельные маршруты. А это, как уже отмечалось выше, выливается в дополнительные доходы муниципального предприятия, позволяет выводить на достойный уровень заработные платы сотрудников, решать различные социальные вопросы, модернизировать собственную материальную техническую базу.

Тем не менее потребность в подвижном составе сохраняется. Описывая ситуацию на предприятии, Александр Абрамов отметил: «Конечно, мы часть машин переориентируем, но необходимость в расширении парка все равно будет ощущаться. Еще бы 50 машин добавить на город, и мы смогли бы организовать перевозки с минимальным интервалом движения на уровне 5-6 мин. Причем уточняю, автобусы нужны именно для увеличения подвижного состава, а не для замены старых, хотя у нас в настоящее время не менее 90 машин практически готовы к списанию, но пока в рейсы выходят».

Причем, по убеждениям директора АТП-3, обновление подвижного состава должно полностью укладываться в современные веяния, уже продиктованные на федеральном уровне. Еще весной 2013 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости перевода городского транспорта на газовое топливо. Ранее этот тезис неоднократно озвучивался президентом России Владимиром Путиным.

Речь о федеральной программе переоснащения транспортных предприятий современными автобусами, работающими на метане. Их к 2020 г., согласно целевым показателям программы, должно быть от 30 до 50%, в зависимости от количества населения (см. «Хронограф» №17 (504) от 26.05.14). Насколько известно, департамент дорожного хозяйства и транспорта (ДДХиТ) мэрии Тольятти вплотную занимается этим вопросом. В частности, стало известно, что ДДХиТ направил соответствующую заявку в министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. о приобретении 102 новых машин.

Тренд на развитие

Стоит отметить, что одновременно руководство АТП-3 активизировало работу по оптимизации собственных расходов. Ведь сбалансированное ведение хозяйственно-финансовой деятельности предполагает не только наполнение предприятия денежными средствами, но и их разумное расходование. Буквально на днях АТП-3 прекратило использовать в качестве диспетчерского пункта площадку на ул. Спортивной, тем самым сократив строку расходов предприятия на несколько миллионов рублей. «Мы уже давно планировали отказаться от этого пункта. На Спортивной в хозведении АТП-3 находилась только асфальтобетонная площадка. Сама диспетчерская — это имущество АТП-1, которое мы арендовали. В год нам приходилось отчислять порядка 6 млн р. за пользование земельным участком. Для сравнения: аренда всех площадок, которые использует предприятие в своей деятельности, обходится АТП-3 около 12 млн р. в год», — подкрепил свои высказывания цифрами Александр Абрамов. Столь высокая стоимость аренды диспетчерского пункта на ул. Спортивной объясняется тем, что несколько лет назад мэрия, еще в бытность Анатолия Пушкова, посодействовала переводу этой территории в градостроительную зону жилой застройки.

Теперь автобусы базируются на «ДП «Западная». По сути, пассажиров эти изменения и вовсе не коснулись. «Порожние прогоны по километражу остались те же самые. Что касается перевозок, то технологически ничего не изменилось», — заверил директор АТП-3.

Конечно, такие перестановки нельзя назвать системообразующими, но за этим прослеживаются последовательные шаги в плане подготовки к глобальному изменению всей маршрутной сети. Как можно заметить, в АТП-3 к реформам оказались готовы. Более того, в муниципальном предприятии нацелены только на положительные результаты от предстоящих изменений.