Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (508) | 30 июня 2014г.
 

Альянс поддержит АВТОВАЗ

Николай Меркушкин обсудил с руководством Волжского автозавода перспективы автогиганта

Борис Кротов

26 июня в Тольятти состоялось годовое общее собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ». Это первое итоговое годовое собрание, которое прошло после закрытия сделки по приобретению контрольного пакета ОАО «АВТОВАЗ» альянсом Renault-Nissan. Акционеры определили состав совета директоров компании, его председателем стал президент альянса Renault-Nissan Карлос ГОН. Заместителем Гона в совете директоров стал генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей ЧЕМЕЗОВ. В общем годовом собрании принял участие губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН. После собрания он провел рабочую встречу с Карлосом Гоном. На ней присутствовал президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу АНДЕРССОН.

После завершения сделки по приобретению контрольного пакета ОАО «АВТОВАЗ» доля альянса в СП составляет 67,13% (у Renault -50,1%, у Nissan — 17,03%), у «Ростеха» — 32,87%). По словам главы альянса Карлоса Гона, завод в Тольятти должен стать площадкой для выпуска автомобилей Lada и брендов альянса. Но основная задача президента Бу Андерссона — это рост продаж и доли на рынке именно у автомобилей Lada, сохранение лидерства марки в России. Собственно, об этом и шел разговор сначала на общем годовом собрании акционеров, а потом и в ходе рабочей встречи Николая Меркушкина с Гоном и Андерссоном.

За последний год, в преддверии сделки по изменению принадлежности контрольного пакета, были изменены некоторые принципы ведения производственной деятельности. Реакцией на стагнирующий автомобильный рынок стал переход на ежемесячное планирование производства и продаж, что позволило не допустить перепроизводства и увеличения складских запасов. АВТОВАЗ продолжал совершенствовать дилерскую сеть как в России, так и за ее пределами. В области стимулирования продаж и оптимизации издержек началась подготовка к внедрению с 1 июля 2014 г. принципа работы с потребителями по форме предзаказа. Эта практика позволяет максимально удовлетворить спрос потребителей, при этом уменьшая вложения в производство непопулярных комплектаций автомобилей. Задачей всего комплекса мероприятий было сокращение издержек производства, а также попытка нарастить конкурентные преимущества.

Не произошло отказа и от других ключевых задач, которые стоят перед предприятием. Тремя главными достижениями 2014 г. стали создание принципиально новой модели Lada Vesta, вывод на рынок еще одной модификации лидера российских продаж в сегменте В — Lada Granta в кузове лифтбек и предстоящее расширение «нишевой» продукции путем запуска линейки машин Lada Kalina Cross, Lada Largus Cross, Lada 4*4 Urban и Lada Kalina Sport.

Бу Андерссон сообщил, что в последние недели завод ежедневно выпускал 2200 автомобилей в день, причем качество продукции выросло приблизительно на 20%: «Я вижу, что есть движение вперед, сотрудники предприятия берут новые рубежи».

В 2015-16 гг. АВТОВАЗ планирует запустить в производство три новые модели. Это Lada Vesta, Lada XRay и Lada XRay Cross. Также параллельно будут запускаться новые модификации серийных автомобилей. Это Lada Kalina Cross, Lada 4*4 Urban и Lada Largus Cross. Цель -достижение рыночной доли в 20%. А с учетом производства автомобилей под брендами Renault и Nissan совокупный объем производства должен достичь 1 млн штук в год. Кроме того, в 2014 г. АВТОВАЗ планирует выйти на прибыль. При этом в ОАО «АВТОВАЗ» рассчитывают на восстановление позиций ОАО «АВТОВАЗ» без таких непопулярных мер, как масштабные сокращения. Кадровая оптимизация запланирована в объемах естественного сокращения персонала, которое, по оценкам АВТОВАЗа, составляет 7-8 тыс. человек в год.

Во время рабочей встречи Николай Меркушкин заявил о своей поддержке тех шагов, которые предпринимает руководство альянса. Особо глава региона подчеркнул появление стратегии развития предприятия. «Настрой на то, чтобы вывести завод в число передовых в группе Renault, говорит о многом. Недавно мы прошлись по цехам, пообщались с управляющим персоналом, с рабочими. Видно, что с коллективом проводят серьезную работу. Я уверен, что она просто необходима», — отметил Николай Меркушкин. «Нововведения руководства, которые могли спасти ситуацию и вывести предприятие на новый уровень, даже самые простые, воспринимались негативно. Сейчас же ситуация меняется. Управленческий уровень абсолютно разделяет мысли и идеи Бу Андерссона, значит, выработана некая общая стратегия работы команды. У рабочих больше нет озлобленности, в основном улыбки на лицах, появилось и понимание руководства. Но, с другой стороны, нужно вести и более детальную работу, чтобы каждый рабочий понимал, из чего складывается его заработная плата, как его работа влияет на качество, прибыль и возможность конкурировать», — заключил Николай Меркушкин. При этом регион заинтересован в динамичном и стабильном развитии тольяттинского автопроизводителя.

Диалог между заводом и правительством области обещает быть продуктивным. По словам Карлоса Гона, Николай Меркушкин очень хорошо понимает промышленность и механизмы работы автомобилестроительной отрасли в частности. «Сегодняшняя ситуация довольно сложная. Но я абсолютно уверен, что все действия, которые предпринимаются для улучшения качества продукции, роста производительности и сокращения затрат, приведут к изменению ситуации. Если начнет расти рынок — нам это тоже поможет», — считает Гон. При этом в прямом выигрыше от ситуации оказывается и Тольятти, и регион в целом. Экспорт автомобилей даст Тольятти явную отдачу. «Речь идет не только о поставках автомобилей за рубеж. Здесь, в Тольятти, мы сможем найти и своих поставщиков, которые будут отгружать детали на наши предприятия за пределами России», — пояснил Гон.

Комментарии

Николай МЕРКУШКИН, исполняющий обязанности губернатора Самарской обл.

- Впереди еще много работы. Один из положительных факторов, который поможет подняться бренду Lada, — производство на АВТОВАЗе моделей Renault-Nissan. Ведь если люди будут знать, что на АВТОВАЗе производят машины, продающиеся не только в России, но и за рубежом, они поймут: завод способен обеспечить должное качество.

Карлос ГОН, председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ»

- По сравнению с прошлым годом на заводе видны позитивные изменения. В первую очередь существенно улучшилось качество автомобилей. Это результат работы абсолютно всех работников компании. Мы надеемся, что российский потребитель увидит, что автомобили марки Lada стали намного качественнее.