Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (508) | 30 июня 2014г.
 

Лишнее звено

Администрации Центрального района не нужны финансовые посредники

Илья Ширтанов

10 июня исполнительный директор ГБФ «Фонд Тольятти» (ФТ) Борис ЦИРУЛЬНИКОВ (на фото) заявил, что его организация не оказывает посреднических услуг по переводу муниципальных средств в ТОСы. Это случилось после того, как 26 мая на аппаратном совещании мэрии г.о. Тольятти глава администрации Центрального р-на Артем ГОНЧАРОВ предложил рассмотреть возможность исключения ФТ из схемы финансирования Территориальных общественных самоуправлений (TOC). Такая инициатива явно не входила в планы Цирульникова. Ведь участие ФТ в программе финансирования ТОСов не только наполняло фонд деньгами, но и могло позволять ФТ решать более деликатные вопросы.

Как выяснилось, мэрия Тольятти по каким-то причинам предпочитала не оказывать прямой финансовой поддержки ТОСам. «Мэрия перечисляет деньгу Фонду Тольятти, а фонд передает средства ТОС на их программы», — пояснил суть схемы Артем Гончаров. Созданная цепочка довольно странная, если не сказать больше. Как правило, подобные буферные схемы формируются с целью извлечения прибыли. Ведь, попадая к посреднику, деньги могут какое-то время использоваться бенефициарами организации-прослойки. Прибыль можно получить от размещения денег на банковских депозитах или, например, сделав краткосрочные вложения в ценные бумаги.

Однако в случае с ФТ его бенефициары имели возможность достигать иных целей. Не исключено, что ФТ, работая с мэрией и ТОС, мог увеличить поток поступающих средств. Хотя это вовсе не означает, что все в итоге шло исключительно в ТОСы. Фонд ведь не посредник. Проще говоря, у надзорных органов, таких как налоговая служба, могли возникнуть вопросы о природе появления на счетах ФТ некоторых сумм. Соответственно, чтобы избежать конфликта, эти деньги нужно потратить на социальные нужды, чем, собственно, и должен заниматься благотворительный фонд.

Очень похоже на правду, что у ФТ могла быть договоренность с некоторыми председателями ТОСов, которые, не исключено, за вознаграждение могли подписывать ведомости о поступлении и освоении денежных средств. О реалистичности содержащейся в этих документах информации знать могли совсем не многие.

Как это могло бы работать? Например, муниципалитет перечисляет в некий фонд 1 млн р. для дальнейшего распределения среди десяти органов ТОС. Т.е. каждый ТОС должен получить по 100 тыс. р. У фонда присутствует на счетах еще 1 млн р., который необходимо либо отразить в балансе, либо потратить на социальные нужды. Наверное, никто из председателей ТОСов не откажется получить в качестве личного бонуса лишние 10 тыс. р.

Таким образом, фонд может смело переводить в адрес каждого ТОСа удвоенную сумму, т.е. по 200 тыс. р. с условием возврата 90 тыс. р. сотруднику или представителю благотворительной организации. Получается, что фонд перевел в ТОСы деньги мэрии, списал со своих счетов «опасный» 1 млн р., раздал председателям ТОСов вознаграждения по 10 тыс. р. и вернул себе уже «отмытые», обналиченные 900 тыс. р. Все довольны, никто претензий друг к другу не имеет.

Ели это действительно так, то надзорные и контролирующие органы должны более внимательно присматриваться к деятельности благотворительной организации, особенно это касается проводимых ФТ финансовых операций. В любом случае ФТ, наверное, нужно будет объяснить свою функцию в схеме финансирования ТОСов.

Столь удачное для фонда сотрудничество с мэрией связывают с лояльным отношением городской администрации к исполнительному директору, члену правления ФТ Борису Цирульникову. Он же числится членом комитета по взаимодействию с органами власти попечительского совета ФТ. Как видно, не зря. В целом же можно сказать, что Цирульников является публичным лицом фонда и, судя по наблюдениям, большинство инициатив, направленных на привлечение денежных средств в ФТ, исходит именного от него.

К примеру, 12 мая 2014 г. на очередном аппаратном совещании мэрии Цирульникову даже было отведено время для доклада. Во время выступления Цирульников рекомендовал принять участие в благотворительности и детально разъяснил, что для этого необходимо делать: «Это очень простое заявление, в которое вносятся персональные данные. В заявлении отмечается сумма средств, которые благотворитель хочет в течение 12 месяцев перечислять на ту или иную программу. Ежемесячно, по вашему желанию, данная сумма списывается с вашей зарплаты и аккумулируется в Фонде Тольятти. Ежеквартально мы эти средства передаем некоммерческим организациям». Каковыми являются в т.ч. и ТОСы.

Но эти версии могут объяснять лишь заинтересованность ФТ. Возникает вопрос относительно целей, которые преследовала мэрия, организовавшая такую процедуру взаимодействия с ТОСами. Для начала следует отметить, что ТОСы не всегда пользовались ощутимой финансовой поддержкой муниципалитета. Тем не менее независимые общественники, такие как Цирульников, прекрасно понимали, что при помощи ТОСов можно контролировать ситуацию на местах. Зачастую общественное мнение формируют те же председатели ТОСов — граждане с активной жизненной позицией. Для того, чтобы у представителей ТОСов сложилось лояльное отношение к муниципальной власти, необходимо всего лишь оказать посильную материальную поддержку общественникам.

Не исключено, что именно этот тезис и мог донести Цирульников до ответственных чиновников городской администрации. Возможно, что в мэрии и не предполагали, что ФТ может преследовать меркантильные цели, налаживая контакты с ТОСами. Тем не менее свежий взгляд нового главы администрации Центрального р-на, похоже, не оставил без внимания развернутую ГБФ деятельность. «Отдел работы с населением администрации Центрального р-на способен решить эту задачу самостоятельно, без участия Фонда Тольятти», — заявил Гончаров.

Надуманность присутствия здесь ГБФ «Фонд Тольятти» подчеркивает еще и то, что тольяттинская мэрия в свое время создала МКУ «Центр поддержки НКО и ТОС». Ежегодно на его функционирование из бюджета выделяются миллионы рублей. В отчете департамента социальной поддержки населения мэрии Тольятти о деятельности этого МКУ за 2013 г. сказано: «В 2013 г. МКУ «Центр поддержки НКО и ТОС» проведены 496 консультаций для НКО по ведению бухгалтерского учета, юридическим и др. вопросам». При этом МКУ «Центр поддержки НКО и ТОС» в 2013 г. удалось даже израсходовать денег меньше запланированного. «Расходы по подразделу 1002 «Социальное обслуживание населения» при плане 5 650 тыс. р. исполнены в сумме 4 525 тыс. р. (80,1%) на содержание МКУ «Центр поддержки НКО и ТОС», — говорится в заключении Контрольно-счетной палаты на Отчет мэрии Тольятти об исполнении городского бюджета за 2013 г.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей АНДРЕЕВ, мэр г.о. Тольятти

- На основании постановления мэрии г.о. Тольятти от 19.06.2013 г. № 1994-п/1...субсидии в размере 5 900 000 р. были предоставлены ГБФ «Фонд Тольятти» на проведение мероприятий, направленных на реализацию гражданами по месту их жительства в г.о. Тольятти собственных инициатив по вопросам местного значения, в т.ч. проводимых силами ТОС.

В декабре 2013 г. на общих собраниях ТОС по территориям районов состоялось обсуждение вариантов финансирования ТОС, на котором председатели ТОС Центрального и Комсомольского р-нов проголосовали за существующий механизм предоставления субсидий, признав данную схему удобной.

Борис ЦИРУЛЬНИКОВ, исполнительный директор ГБФ «Фонд Тольятти»

- В связи с тем что Городской благотворительный фонд «Фонд Тольятти» не оказывает посреднических услуг по переводу муниципальных средств в ТОСы и не сотрудничает ни с кем в плане предоставления таких услуг, не представляется возможным ответить на вопросы, указанные в письме.

Представляется, что наши организации достаточно серьезны, чтобы не основывать взаимоотношения на домыслах и предположениях, а апеллировать документально подтвержденными фактами. В связи с этим просим Вас при направлении запросов в адрес Городского благотворительного фонда «Фонд Тольятти» ссылаться на документы, а не на слухи.

Свое видение ситуации можем объяснить следующим образом. Учитывая явный вымысел, изложенный в Вашем письме, предполагаем, что Вы могли неверно адресовать письмо в Городской благотворительный фонд «Фонд Тольятти», перепутав адресатов. Фактов и документов, подтверждающих изложенное в Вашем письме, не существует.

Также просим Вас в будущем при составлении писем-запросов проявлять компетентность и не использовать сленговые выражения, имеющие двоякий смысл. Это позволит адресатам предоставлять Вам полный ответ.