Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (507) | 23 июня 2014г.
 

Наивность или коррупция?

Системообразующие заказчики электротехнического оборудования в России почему-то продолжают «смотреть» в сторону Украины

Георгий Кизельгур

27 июня Европейский Союз (ЕС) намерен подписать экономическую часть соглашения об ассоциации с Украиной. Об этом 16 июня сообщил официальный источник Совета ЕС. Для российской стороны это должно стать поводом принятия решения о запрете беспошлинного ввоза со стороны Украины продукции промышленного производства. В противном случае российская промышленность и экономика столкнется с угрозой, о которой президент РФ Владимир ПУТИН предупреждал еще в 2013 г. Однако складывается впечатление, что далеко не все сегодня на федеральном уровне осознают это. Отвечая на вопросы Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», в ОАО «РЖД» не стали говорить об отказе от закупок электротехнического оборудования украинского производства.

Заграница не поможет

Сегодня руководство Украины активно двигается в сторону ЕС, пытается без оглядки на прошлое перевести свою страну на рельсы западной экономики. Участники рынка стран ЕС это приветствуют, т.к. Украина -это для них новая свободная территория, способная принять их продукцию. Причем без какой-либо конкуренции. Решение уступить свой рынок Западу — дело для Украины сугубо внутреннее. Однако бездействие со стороны российского руководства в этом плане может серьезно ударить по экономическим интересам российского производителя. В первую очередь это связано с вопросами таможенного регулирования. Президент РФ Владимир Путин неоднократно об этом говорил. Причем задолго до сегодняшних событий на Украине.

Одно из таких высказываний прозвучало почти год назад, 22 августа 2013 г., в ходе совещания о социально-экономическом развитии Ростовской обл. Отвечая на опасения одного из участников, Путин пояснил: «Если наши соседи пойдут на существенную либерализацию таможенного режима с Евросоюзом, то на рынок Украины действительно неизбежно хлынут товары достаточно неплохие по качеству и по цене. Но это приведет к тому, что они будут выдавливать с собственного украинского рынка товары именно украинского производства. И тогда странам Таможенного союза придется подумать о защитных мерах. Такая возможность существует».

Причина того, почему на совещании о развитии отдельно взятого региона РФ — Ростовской обл. — прозвучало заявление Путина о проблемах международной торговли, будет доступна для понимания чуть позже, а пока еще раз напомним: это прозвучало в августе прошлого года. Но даже в то время Путин давал понять: «Опасность заключается еще и в том, что трудно будет понять маркировку, т. е. страну происхождения товара. Это может поставить, конечно, наших производителей в достаточно сложное положение». Логика этих слов простая: желания одной из сторон межгосударственных торговых отношений изменить их не могут быть реализованы только лишь с учетом интересов одной стороны.

9 апреля 2014 г. президент России Владимир Путин провел совещание с членами правительства, в ходе которого обсуждалась ситуация на Украине, перспективы развития экономических контактов двух стран, в частности в сфере энергетики. В совещании приняли участие председатель правительства Дмитрий Медведев, заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин, помощник президента Андрей Белоусов, министр иностранных дел Сергей Лавров, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, министр энергетики Александр Новак, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Алексей Улюкаев, заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Виталий Маркелов.

В ходе проведенного совещания министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил: «Мы провели достаточно глубокий анализ основной номенклатуры товаров, которые поставляются с Украины. Пришли к выводу, что серьезной зависимости у нашей страны по поставкам товаров с Украины нет. Если будут приняты какие-то ограничительные меры с украинской стороны, то наши предприятия смогут полностью заместить производство своей номенклатуры по кооперации».

Свою позицию высказал и Владимир Путин: «...нам нужно заранее быть готовыми к любому развитию ситуации, в т. ч. с точки зрения импортозамещения. Нам нужно заранее подумать о том, где, на каких предприятиях, в какие сроки и за какие деньги мы сможем развернуть свое собственное производство»; «...ситуация складывается очень сложная, если не сказать, что она является критической».

21 мая 2014 г. в ТПП РФ состоялось расширенное заседание Комитета Палаты по промышленному развитию с целью обсуждения путей и механизмов создания полноценной индустрии импортозамещения с учетом пожеланий промышленникам и предпринимателям, высказанных президентом России Владимиром Путиным на вышеуказанном совещании, в связи с угрозой прекращения поставок с Украины продукции для ряда отраслей российской промышленности.

Как видим, в условиях происходящих на Украине событий перед отечественными промышленниками и правительством РФ поставлена вполне адекватная, своевременная и экономически правильная задача по усилению политики импортозамещения внутри страны.

Хотя несколько ранее ряд «экспертов» высказали свое мнение о том, что при таком развитии событий Россия может недополучить с Украины некоторые товары, потерю которых будет не в состоянии компенсировать продукцией собственного производства. В частности, среди такой продукции были названы силовые трансформаторы и их детали.

Одновременно с этим особую настороженность вызывает факт нарастающей конкурентной среды со стороны известных мировых компаний и транснациональных корпораций, которые в последнее время не просто экспортируют в нашу страну продукцию, а организуют аналогичные трансформаторные производства на территории РФ и прилегающих государств с планами товарной интервенции. На этом фоне обеспокоенность российских производителей может быть сопряжена в т. ч. и с тем, что реализация столь дорогостоящих проектов подкрепляется готовностью российского истеблишмента гарантировать загрузку новых иностранных заводов. И это при свободных-то мощностях действующих российских предприятий более чем на 50% от их проектных показателей. Или что еще парадоксальнее — продолжать размещать заказы на украинских машиностроительных заводах.

Ждем форс-мажор

За примером далеко ходить не надо. По имеющейся в распоряжении ОАЕ «Хронограф» информации, предприятия, входящие в структуру ОАО «РЖД», в ближайшее время намерены продолжить осуществлять основной объем закупок (более 70%) необходимых трансформаторов у Хмельницкого публичного акционерного общества (ПАО) «Укрэлектроаппарат». И это притом что российский производитель способен полностью покрыть весь этот объем. Причем российский производитель готов поставить более энергоэффективное оборудование.

Безопасность стратегических отраслей не должна зависеть от политических процессов
Безопасность стратегических отраслей не должна зависеть от политических процессов

В адрес ОАО «РЖД» неоднократно обращалось ООО «Тольяттинский Трансформатор» (ТТ) с подробным описанием ситуации, которая сложилась вокруг закупок со стороны ООО «Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод» (ООО «ПК «НЭВЗ», г. Новочеркасск, Ростовская обл.) тяговых трансформаторов для своих электровозов (теперь понятно, почему «ростовчан» 22 августа 2013 г. на совещании с Путиным интересовал вопрос защиты российского рынка от экономической экспансии Запада через территорию Украины?). В письмах ТТ также была отмечена плодотворная работа, проводимая инженерными службами предприятия по совершенствованию продукции для ОАО «РЖД». В частности, сообщалось, что сотрудниками научно-технического центра ТТ была создана совершенно новая модернизированная конструкция тягового трансформатора, обладающая высокой энергоэффективностью, позволяющая окупать на 60-70% свою стоимость в течение срока эксплуатации за счет снижения потерь электроэнергии.

В свою очередь, руководство ОАО «РЖД» письменно констатировало: «В рамках создания и развития конкурентной среды поставщиков комплектующего оборудования для локомотивов, РЖД в 2013 г. по просьбе ЗАО «Трансмашхолдинг» обратилось к губернатору Самарской обл. с просьбой оказать содействие в скорейшем восстановлении производства тяговых трансформаторов в ООО «Тольяттинский Трансформатор». Тольяттинское предприятие откликнулось на просьбу РЖД и в кратчайшие сроки подготовило мощности под производство тяговых трансформаторов. «Однако имеющиеся на сегодняшний день объемы закупок существенно ниже заявлявшихся ранее. Основная доля закупок тяговых трансформаторов на 76% осуществляется в ПАО «Укрэлектроаппарат» (г. Хмельницкий, Украина)», — отмечалось в сообщении РЖД. Из вышесказанного следует вывод, что в РЖД планировали начать приобретать у российского производителя тяговые трансформаторы только лишь в рамках возникновения потребности в них после удовлетворения своего изначального заказа на украинском заводе. Но тут сразу же возникают вопросы: почему эти планы не подлежат пересмотру, что или кто этому мешает?

Возможно, в 2013 г. все это еще хоть как-то можно было оправдать желанием «создания и развития конкурентной среды поставщиков комплектующего оборудования для локомотивов». Но только не в 2014 г., когда на Юго-Востоке Украины началась полномасштабная гражданская война, а США в открытую обещают военную помощь одной из сторон. Больше всего не хотелось бы верить, что причина неповоротливости — банальная коррупция.

Не стоит сомневаться, что по-настоящему «профессиональный» бюрократ сумеет обосновать свой на первый взгляд не совсем логичный выбор даже в условиях военного положения: «Процесс закупок должен быть прозрачным и обеспечивать равные условия для всех поставщиков». Спорить с этим невозможно, но только в условиях, когда экономические процессы и торговые взаимоотношения развиваются в стабильных условиях. Когда на территории страны-поставщика авиация бомбит города, то в самый ответственный момент жди форс-мажор. Любой бизнесмен знает, в какой части договора прописывается это условие и что оно означает.

В этой связи возникает обеспокоенность за историю дальнейших взаимоотношении российских заводов-производителей в части продолжения поставок трансформаторов для нужд ОАО «РЖД», т. к. обозначенная ситуация и по сей день никоим образом не улучшилась. В случае если события будут развиваться по данному сценарию, многие российские промышленные предприятия из-за ситуационного снижения производственных планов будут вынуждены не только заморозить свои инвестиционные проекты, но и рассмотреть вопрос о снижении уровня зарплаты и (или) численности персонала, а также пересмотреть политику социальной ответственности на местах.

Дополнительно осложняет ситуацию и наличие т. н. «нулевой» ставки ввозных таможенных пошлин при импорте украинских трансформаторов. Соответственно, по данному виду украинской продукции совершенно не предусмотрено какой-либо защитной функции в отношении отечественных производителей, что наносит непоправимый ущерб интересам нашего государства. В такой ситуации отечественным промышленным предприятиям остается лишь надеяться на активную поддержку как на региональном, так и федеральном уровнях, что происходит крайне редко и не всегда по адресу.

Шанс для прорыва

Изучив информацию по поставкам украинского трансформаторного оборудования в РФ, а также проанализировав возможности отечественного производителя такого оборудования, с полной уверенностью можно заявить о том, что ООО «Тольяттинский Трансформатор» и другие проверенные десятилетиями заводы по производству трансформаторов, расположенные на территории РФ, в состоянии полностью и своевременно обеспечить отечественный рынок высококачественной и надежной продукцией собственного производства в случае прекращения поставок с Украины.

Как бы это ни звучало, но сегодняшняя ситуация может оказаться выгодной как отечественным производителям, так и Самарскому региону в целом. По сути, такое положение вещей должно способствовать процессу импортозамещения в России.

Данные предприятия провели модернизацию основных производственных фондов и конструкций. Их продукция отличается высокой наукоемкостью. Наличие высокотехнологических производств, безусловно, способствует повышению конкурентоспособности региона.

Как известно, в настоящее время на рынке промышленных товаров России наблюдается устойчивая тенденция снижения объемов производства и потребления.

К сожалению, ситуация в энергетической отрасли последнее время меняется не в лучшую сторону. ОАО «Россетти» и ОАО «РЖД», которые являются основными заказчиками трансформаторного оборудования, уже объявили о сокращении своих инвестиционных программ в 2014 г. и в последующие годы. В частности, в результате заморозки тарифов естественных монополий инвестиционная программа российских энергосетевых компаний, по мнению экспертов и оценкам самих компаний, может сократиться почти в два раза. Это непременно приведет к снижению спроса, а значит, и сокращению объемов производства электротехнической продукции, а также к стагнации (или еще хуже — снижению) машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей промышленности. Это обстоятельство самым негативным образом может сказаться на деятельности не только ООО «Тольяттинский Трансформатор», но и многих других аналогичных отечественных предприятий.

Между тем известно, что возможности тольяттинского трансформаторного завода, а также других российских предприятий, занятых в этой сфере промышленного производства, способны полностью обеспечить решение задачи импортозамещения. Актуальность этой проблемы очевидна.

Комментарии

Вячеслав СТЕПАНОВ, начальник службы корпоративных коммуникаций Куйбышевской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

Ответ подготовлен 10 июня 2014 г. (вопросы были заданы президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину, начальнику департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» Максиму Луневу)

- В условиях нынешней нестабильной политической и экономической ситуации на Украине стремление руководства ОАО «РЖД» продолжать активно закупать тяговые трансформаторы в этой стране может привести к самым непредсказуемым последствиям. В т. ч. и для обеспечения безопасности перевозок на железной дороге. Насколько стратегически верным можно считать решение руководства РЖД продолжать закупать трансформаторы на Украине, отказываясь вкладывать деньги в развитие российского промышленного потенциала?

- Начиная с 2012 г. филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД» проводится планомерная работа по реализации положений ФЗ от 18 июля 2011 г. №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Информационное обеспечение процесса закупок товаров, работ, услуг для основных видов деятельности ОАО «РЖД» и его дочерних обществ осуществляется путем публикации в единой федеральной информационной системе. Таким образом, каждый внешний пользователь — потенциальный поставщик, ориентированный на поставку товаров (работ, услуг) для нужд ОАО «РЖД» и заинтересованный в сотрудничестве с бизнес-единицами холдинга РЖД, может заранее получить информацию о предмете, объемах, сроках и способах закупки для участия в конкурсе. Учитывая вышеизложенное, ООО «Тольяттинский Трансформатор» и другие заводы по производству трансформаторов имеют равные конкурентные возможности для освоения рынка и заключения контрактов с ОАО «РЖД».

Андрей ГУЦ, и.о. начальника департамента корпоративных коммуникаций (ЦОС) центрального аппарата ОАО «РЖД».

Ответ подготовлен 18 июня 2014 г. (вопросы были заданы президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину, начальнику департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» Максиму Луневу)

- В условиях нынешней нестабильной политической и экономической ситуации на Украине стремление руководства ОАО «РЖД» продолжать активно закупать тяговые трансформаторы в этой стране может привести к самым непредсказуемым последствиям. В т. ч. и для обеспечения безопасности перевозок на железной дороге. Насколько стратегически верным можно считать решение руководства РЖД продолжать закупать трансформаторы на Украине, отказываясь вкладывать деньги в развитие российского промышленного потенциала?

- ОАО «Российские железные дороги» не закупает тяговые трансформаторы для локомотивов. В настоящее время ОАО «РЖД» занимается исключительно эксплуатацией тягового подвижного состава при перевозках грузов и пассажиров. Производство локомотивов и их ремонт являются прерогативой машиностроительных предприятий и их сервисных подразделений. При приобретении продукции для хозяйства электроснабжения структурные подразделения компании руководствуются ФЗ от 18 июля 2011 г. № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Речь идет о проведении конкурсных процедур, в которых могут принимать участие все производители продукции, сертифицированной для использования на железнодорожном транспорте РФ. Таким образом, ООО «Тольяттинский Трансформатор» наравне с остальными участниками рынка имеет возможность предложить свою продукцию на проводимых ОАО «РЖД» тендерах на поставку оборудования.

Александр АКУЛОВ, начальник Дирекции по ремонту тягового подвижного состава (ЦТР) — филиала ОАО «РЖД».

Ответ подготовлен 20 июня 2014 г. (вопросы были заданы президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину, начальнику департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» Максиму Луневу)

- В условиях нынешней нестабильной политической и экономической ситуации на Украине стремление руководства ОАО «РЖД» продолжать активно закупать тяговые трансформаторы в этой стране может привести к самым непредсказуемым последствиям. В т. ч. и для обеспечения безопасности перевозок на железной дороге. Насколько стратегически верным можно считать решение руководства РЖД продолжать закупать трансформаторы на Украине, отказываясь вкладывать деньги в развитие российского промышленного потенциала?

- Согласно «Регламенту организации материально-технического снабжения холдинга «РЖД», утвержденному распоряжением ОАО «РЖД» от 16.09.2013 г. №1986р, закупка продукции и конкурсные процедуры по отбору поставщиков в компании осуществляет Росжелдорснаб — филиал ОАО «РЖД». В настоящее время заявки на закупку тяговых трансформаторов типа ОНДЦЭ от структурных подразделений Дирекции по ремонту тягового подвижного состава не направлялись в Росжелдорснаб. При наличии у Дирекции потребности Росжелдорснаб рассмотрит вопрос приобретения продукции производства ООО «Тольяттинский Трансформатор» и объявит о проведении соответствующих конкурсных процедур, пригласит ООО «Тольяттинский Трансформатор» для участия в предстоящих мероприятиях по закупке продукции. Информация о которой публикуется на сайте ОАО «РЖД» — www.rzd.ru». Вопросы, поставленные в вашем письме, не входят в компетенцию Дирекции по ремонту тягового подвижного состава.