Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (507) | 23 июня 2014г.
 

ТЛК без пяти минут лишнее

У аэропорта «Курумоч» появится новый куратор

Сергей Ромашов

Летом в международном аэропорту «Курумоч» должно стартовать строительство основной аварийно-спасательной станции. Соответствующее разрешение в конце апреля было выдано департаментом строительства и архитектуры (ДСА) г.о. Самара одному из крупнейших заказчиков в сфере строительства летной инфраструктуры — московскому ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГА). В этой связи убыточному ОАО «Транспортно-логистическая корпорация» (ТЛК) под руководством сына экс-заместителя начальника ГУ МВД РФ по Самарской обл. Артема ШУХОРОВА, похоже, придется оставить свои амбиции.

Простое сравнение двух компаний явно не в пользу ТЛК: на счету ФГУП — многомиллиардные контракты, связанные с реальными строительными работами, в активе ТЛК — только декларация амбициозных планов на фоне сдачи в аренду помещений.

Похоже, что в правительстве Самарской обл. всерьез озаботились привлечением опытного федерального игрока для развития инфраструктуры аэропорта «Курумоч» к Чемпионату мира по футболу 2018 г. По данным источников редакции, строительством только аварийно-спасательной станции дело не ограничится. АГА доверят реализацию и других проектов.

ФГУП АГА было создано в сентябре 2002 г. распоряжением правительства РФ № 1353-р. Предприятие является балансодержателем имущества гражданских аэродромов федерального значения, а также аэродромов, реконструируемых в рамках федеральных целевых программ. Это ФГУП находится в подчинении федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ.

География объектов, построенных или реконструированных силами ФГУП АГА, впечатляет: Абакан, Краснодар, Итуруп, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Сочи, Казань, Горно-Алтайск, Саранск, Пенза, Саратов, о. Русский. ФГУП АГА имеет доступ к очень большим финансовым ресурсам. Из последних тендеров, заказчиком которых выступило АГА, можно отметить открытый конкурс на право выступить подрядчиком строительно-монтажных работ при реконструкции аэропортового комплекса «Новый» (г. Хабаровск) на сумму 8,112 млрд р.

Также ФГУП АГА является заказчиком реконструкции аэропорта в г. Уфе на сумму 2,768 млрд р. На реконструкцию Волгоградского аэропорта в конце 2013 г. АГА выделило 1,865 млрд р.

Особняком стоит строительство в рамках реализации программы развития московского авиационного узла новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) в московском аэропорту «Шереметьево». На это предусмотрено 3,888 млрд р. И это далеко не все из действующих контрактов АГА. По многим строительные работы уже активно продвигаются. Можно заключить, что оператора такого уровня, как ФГУП АГА, и такой квалификации еще не было на рынке Самарской обл.

А теперь возьмем перспективы, которые в своих отчетах рисует ТЛК: «1. Участие в реализации проекта «Реконструкция и модернизация международного аэропорта «Курумоч», г. Самара. 2. Участие в строительстве транспортно-логистического центра (ТЛЦ) по обработке грузов в створе мостового перехода «Кировский». 3. Участие в строительстве мультимодального логистического центра в пос. Смышляевка Самарской обл. 4. Участие в строительстве альтернативного топливно-заправочного комплекса на территории аэропорта «Курумоч». 5. Участие в строительстве логистического терминала, в т. ч. склада-холодильника в районе международного аэропорта «Курумоч».

Отметим, что по первому пункту потенциальным приобретателем участков, купленных ТЛК в целях участия в реализации проекта реконструкции и модернизации аэропорта, значится именно ФГУП АГА. Спрашивается, в чем участие ТЛК? Не в купле ли и перепродаже участков с выгодой для себя? Зачем нужен такой посредник, когда вполне можно обойтись и без него? Похоже, что этим вопросом с некоторых пор задаются и в правительстве Самарской обл. Тем более что помимо декларации планов ТЛК ничем себя не зарекомендовало.

Взять хотя бы итоги работы корпорации в 2013 г. ТЛК занималось исключительно сдачей в аренду неких помещений. Но даже от ведения этой не требующей особых умственных способностей деятельности корпорация умудрилась понести убытки (см. «Хронограф» № 13 (500) от 14.04.14). Что же будет, если менеджерам ТЛК доверить миллиарды на развитие транспортно-логистической инфраструктуры? Не канут ли деньги в Лету? Или просто в дыру?

Впрочем, при изучении остальных пунктов из декларации ТЛК возникает ощущение, что, как в створе мостового перехода «Кировский» и пос. Смышляевка, так и в районе аэропорта «Курумоч», участие корпорации в реализации масштабных проектов некогда было запланировано ограничить исключительно операциями с землей, которую затем втридорога купили бы потенциальные застройщики, компетентные в плане развития инфраструктуры. Такие посреднические планы могли родиться исходя из интересов людей, хорошо знакомых экс-губернатору Самарской обл. Владимиру Артякову. Учитывая связи Артякова с экс-министром транспорта РФ Игорем Левитиным, в принципе можно объяснить, почему ТЛК так долго удавалось производить впечатление компании, занимающейся реализацией государственной политики по развитию транспортно-логистических комплексов. И почему до определенного момента Самарская обл. была недоступна для компаний уровня ФГУП АГА.

Сегодня шоры с глаз сняты. Ожидается, что на годовом общем собрании акционеров ТЛК будет рассмотрен вопрос о целесообразности дальнейшего функционирования корпорации и расформировании ее органов управления. А все полномочия по реализации инфраструктурных проектов, связанных с аэропортом, в ближайшее время постановят передать в АГА без помех со стороны бесполезных посредников.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.