Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (507) | 23 июня 2014г.
 

Хинштейн долетался

Следственный комитет России присматривается к поведению депутата

ИА «Центр-Инфо»

17 июня Следственный комитет РФ (СКР) начал проверку информации о противоправных действиях со стороны депутата Госдумы РФ от Самарской обл. Александра ХИНШТЕЙНА (на фото) на борту самолета. Если в ходе проверки полученная информация подтвердится и в действиях Хинштейна будут установлены признаки преступления, СКР инициирует процедуру получения согласия Госдумы на привлечение депутата к уголовной ответственности. Также согласно рассматриваемым поправкам в Воздушный кодекс РФ Хинштейн может быть внесен в «черный» список авиадебоширов. Признанных таковыми лишат возможности передвигаться на самолетах. Однако даже если Хинштейну удастся доказать, что претензии к нему не тянут на уголовное дело, отношение самарских избирателей к депутату вряд ли изменится в лучшую сторону.

Проверочные «качели»

Скорость распространения сообщения о намерении СКР провести проверку на предмет противоправности действий Хинштейна по ведущим федеральным электронным СМИ дала повод для предположений, что указание «поставить депутата на место» было получено следователями и медиасообществом на самом высоком уровне. Судите сами. 17 июня это сообщение появилось в топе на главной странице портала «Рамблер.ру» со ссылкой на первоисточник Forbes.ru и моментально было подхвачено ведущими информационными агентствами, электронными СМИ и сайтами федеральных телеканалов. По данным СКР, предварительно установлено, что вечером 29 мая Хинштейн, следуя авиарейсом № 1303 «Минеральные Воды — Москва», «предположительно находясь в состоянии алкогольного опьянения, грубо нарушал общественный порядок, инициировал ссору с членами экипажа воздушного судна, провоцировал их». Как уточнялось в сообщении СКР, в течение всего полета депутат отказывался занять свое место и пристегнуть ремень безопасности. «Он оставался в проходе салона, нелицеприятно высказывался в адрес пассажиров бизнес-класса, угрожал увольнением старшей бортпроводнице, мешая нормальной работе экипажа по обеспечению полета, при этом предупреждал всех, что с ним «опасно связываться», — цитировал Forbes следователей. В связи с «неадекватным» поведением депутата командир воздушного судна вынужден был подписать бланк предупреждения о необходимости прекращения нарушения правил поведения пассажиров. «Дважды при вручении предупреждения Хинштейн вырывал его из рук бортпроводницы и бросал на пол», — указывалось в сообщении.

СКР констатировал, что своими действиями депутат нарушил пункты 2.2 и 2.3 правил поведения пассажиров, обязывающие безоговорочно выполнять обоснованные требования командира воздушного судна. «Если в ходе проверки изложенные факты найдут свое подтверждение и в действиях Хинштейна будут установлены признаки преступления, то Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СКР будет инициировать процедуру получения согласия Госдумы на привлечение депутата к уголовной ответственности», — резюмировали в СКР.

Показательно, что одним из поводов для проверки послужили видеозаписи, сделанные очевидцами конфликта между Хинштейном и бортпроводниками самолета. Две из них выложены на портале youtube.ru, причем последняя, взятая у Lifenews.ru, размещена как раз 17 июня под заголовком «Найдены доказательства дебоша Хинштейна на борту самолета». То же агентство Lifenews.ru со ссылкой на пассажиров самолета, выступивших свидетелями инцидента, ранее сообщало, что пассажиры рейса «Минеральные Воды — Москва» сначала были вынуждены дожидаться «высокопоставленного лица», как объявила стюардесса. «В это время Хинштейн не торопясь шел по летному полю, а затем прощался с провожающими. В итоге самолет вылетел на 10 минут позже положенного срока. Уже в полете Хинштейн начал скандалить с сотрудниками авиакомпании.

На видеозаписях очевидцев отчетливо видно, как Хинштейн демонстративно снимал разговор со стюардами на свой телефон и отказывался выполнять их требования. После того, как самолет приземлился в аэропорту Шереметьево, на борт поднялись полицейские. Сотрудники МВД попросили депутата показать документы. На это требование Хинштейн достал удостоверение и потребовал отпустить его», — рассказывало агентство.

Любопытно, что сам депутат, как сообщает тот же Forbes, в конце мая якобы обратился в прокуратуру для проведения проверки, чтобы «расставить все точки над i». Хинштейн якобы принес извинения экипажу за доставленные неудобства, а также заявил, что «больше такого не повторится». Итоги этой либо какой-то третьей проверки 19 июня также посредством «Рамблер.ру» были растиражированы другими федеральными порталами. «Генпрокуратура проинформировала Госдуму, что серьезных нарушений при известном инциденте в самолете компании «Аэрофлот» депутат Александр Хинштейн не совершал. Об этом журналистам в четверг сообщил спикер нижней палаты Сергей Нарышкин, — написал «Рамлер». — «Я получил письменное разъяснение от Генеральной прокуратуры, в котором информируют депутатов Государственной думы о том, что силами транспортной прокуратуры проведена проверка информации, которая вам известна. Были опрошены бортпроводники, пассажиры и свидетели тех событий. В результате проверки каких-либо административных нарушений уголовного законодательства не выявлено», — сказал Нарышкин». Самое примечательное, что эта новость была размещена абсолютно по тому же адресу (http://news.rambler.ru/25574350/), с которого двумя днями ранее начало свое путешествие по интернету сообщение о старте проверки в отношении депутата силами СК. Эта проверка, в отличие от проверки прокуратуры, похоже, только набирает обороты.

И закон, и прецедент

По всей видимости, в ближайшие недели пойдет т.н. «перетягивание каната», когда убежденные в том, что Хинштейн чист, будут искать средства против доказательств сторонников версии, что депутат совершил правонарушение, быть может, даже тянущее на уголовную статью. В особенности этической стороной действий Хинштейна должны быть озабочены в генсовете партии «Единая Россия» (ЕР) и в руководстве Государственной думы РФ. Сегодня для граждан, отличающихся нескромным поведением в самолетах, в Госдуме с подачи единороссов готовят неприятный сюрприз. 11 июня нижняя палата государственного заксобрания уже приняла в первом чтении проект поправок в Воздушный кодекс РФ, позволяющий авиакомпаниям составлять «черные» списки авианарушителей и впоследствии отказывать им в заключении договора авиаперевозки в одностороннем порядке. Эта мера касается лиц, которые были замечены в неадекватном или агрессивном поведении на борту самолетов в течение последних 5 лет. К нарушению правил поведения на борту новый законопроект относит, в частности, невыполнение распоряжений командира воздушного судна, а также нарушение правил поведения, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц. «Черные» списки нарушителей перевозчик будет вправе публиковать для всеобщего доступа.

Если СКР доведет проверку до конца, то не исключено, что действия Хинштейна на борту самолета «Минводы-Москва» (в частности, отмеченное следователями невыполнение распоряжений командира воздушного судна) как раз могут подпасть под требования нового закона. Другое дело, что закон, скорее всего, будет действовать лишь в отношении тех лиц, которые нарушат правила поведения на борту уже после вступления закона в силу. А ведь впереди еще второе чтение, в ходе которого поправки могут быть отклонены.

Но это маловероятно. Тем более что в этом случае депутатов можно будет заподозрить в потворстве своим коллегам.

Напомним, что авиаинцидент с участием Хинштейна — не первый, где засветился действующий депутат Госдумы. Вечером 8 октября 2013 г. на рейсе «Аэрофлота» «Санкт-Петербург — Москва» себя проявил депутат Андрей Исаев. Полиция сняла с самолета помощника Исаева Александра Поглазова, находившегося в нетрезвом состоянии, а вылет задержался на 36 минут. Согласно разъяснению руководителя департамента общественных связей «Аэрофлота» Андрея Согрина, Исаев при этом требовал пересадить своего нетрезвого помощника в салон бизнес-класса, угрожал членам экипажа увольнением и личными неприятностями.

Сначала Исаев уверял, что не имеет к инциденту «практически никакого отношения» (сегодня свое участие в инциденте на рейсе № 1303 также склонен минимизировать Хинштейн). Однако 9 октября Исаев объявил, что берет на себя ответственность за инцидент в самолете и намерен приостановить свое членство в президиуме генсовета ЕР, а также подал заявление о сложении с себя полномочий заместителя секретаря генсовета партии. Спустя еще месяц после инцидента половина россиян, по данным социологического опроса Левада-центра, выразили желание лишить Исаева депутатского мандата в Госдуме. При этом 50% знающих о дебоше определенно высказались за лишение мандата, а еще 38% были настроены как «скорее да». За то, чтобы Исаев продолжал работать в Госдуме, выступили лишь 5% опрошенных.

«Нет» неприкосновенности

Случай с Исаевым также активизировал парламентскую дискуссию об отмене депутатской неприкосновенности для членов Федерального собрания. Сегодня эту дискуссию самое время развить. Причем хорошо было бы, если бы этот вопрос поднял сам Хинштейн. Например, он мог бы по примеру Исаева отказаться от членства в генсовете и президиуме генсовета ЕР или хотя бы приостановить его до полного прояснения деталей инцидента. Или заказать соцопрос в Левада-центре, чтобы узнать, как на самом деле россияне, и в первую очередь его избиратели в Самарской обл., относятся к дальнейшему пребыванию Хинштейна в Госдуме, видят ли они в этом смысл и пользу для региона? А если Хинштейн не решится на это пойти, то самое время взять слово руководству ЕР и Госдумы. Тем более что на носу единый день голосования. А на слуху пример Исаева. Вряд ли сейчас уместно плодить двойные стандарты.

Кстати, по отдельным сигналам, поступающим с начала июня с территории региона, можно представить, что кредит доверия, полученный в декабре 2011г. от жителей Самарской обл., Хинштейн практически исчерпал. Так, нарастает недовольство участников различных объектов долевого строительства пассивностью Хинштейна на фоне препятствий, которые чинят дольщикам чиновники, отвечающие за надзор и контроль в этой сфере. Также людей раздражает то, как отдельные чиновники, прикрываясь именем Хинштейна, пытаются уйти от уголовной ответственности. Свое отношение к депутату недвусмысленно выразили и местные элиты. 5 июня в рамках подведения итогов ежегодной премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Самары и Тольятти» одним из награжденных оказался Хинштейн. Сам депутат не смог присутствовать на мероприятии, а потому ему предоставили слово по видеоконференцсвязи. И когда он начал выступать, в сторону экрана понесся оглушительный свист из уст самарского бомонда с призывами прекратить делать то, что происходило в самолете.

С учетом описанных обстоятельств маловероятно, что «варяг» Хинштейн осмелится баллотироваться в Госдуму от Самарской обл. на второй срок. Ему бы досидеть первый.