Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (507) | 23 июня 2014г.
 

Впервые за 14 лет

В Самарской области началась кампания по выборам губернатора

Егор Кошеров

18 июня Областная избирательная комиссия Самарской обл. (ОИК) приняла первые документы от выдвиженца в кандидаты на пост губернатора Самарской обл. Для того чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата, необходимо собрать в свою поддержку подписи 266 муниципальных депутатов различных уровней. Пройти «муниципальный фильтр» будет не просто, следовательно, перед руководством самарских реготделений партий «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР может встать необходимость выдвинуть консолидированного кандидата. Если им станет депутат Госдумы от ЛДПР Михаил ДЕГТЯРЕВ, то это лишний раз укажет на то, что за всеми ими стоят интересы бенефициаров холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ). Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» еще год назад прогнозировал такое развитие событий, когда Дегтярев был неожиданно выдвинут в качестве кандидата на выборах мэра Москвы.

Правила для всех

С учетом того, что в Самарской обл. около 3800 депутатов различных уровней (от сельских поселений до городских округов), максимально на пост губернатора может быть зарегистрировано до 14 кандидатов. Но это в теории. На практике все может оказаться гораздо сложнее. Ни одна из политических партий в Самарской обл., за исключением «Единой России» (ЕР), не имеет необходимого для прохождения «муниципального фильтра» количества депутатов муниципального уровня. Более того, даже объединив усилия, оппозиционные партии могут столкнуться с проблемой преодоления этого барьера. И дело здесь вовсе не в попытке кого-либо ущемить принципы демократичности выборов. Никто не мешал партиям загодя планомерно работать на муниципальном уровне, быть ближе к избирателям, участвовать в муниципальных выборах не только в Самаре и Тольятти, но и во всех сельских поселениях Самарской обл. ЕР этим занималась, ее конкуренты — нет.

Потенциальные кандидаты должны пройти «муниципальный фильтр», т. е. собрать 266 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных глав этих муниципалитетов. Из этих подписей 49 должны поставить депутаты и всенародно избранные главы городов и муниципальных районов, остальные могут быть депутатами поселений. Поддержать претендента должны представители как минимум 28 муниципальных образований, имеющих статус городских округов и муниципальных районов. Каждый депутат своей подписью может поддержать лишь одного соискателя статуса кандидата. При этом подписной лист регистрируется нотариально. Выдвигаться кандидаты могут вплоть до 20 июля. А необходимые депутатские подписи они могут собирать до 30 июля, как и все необходимые для регистрации документы. Списки уже зарегистрированных кандидатов на пост главы региона в ОИК должны составить не позднее 10 августа.

Мастера интриг

От ЕР выдвинут врио губернатора Самарской обл. Николай Меркушкин. На прошлой неделе ЕР начала в регионе праймериз (см. стр. 9, 15). О своем желании участвовать в выборах губернатора Самарской обл. уже успел заявить член ЛДПР, депутат Госдумы от Самарской обл. Михаил Дегтярев. 19 июня в Москве в ходе заседания президиума центрального совета (ЦС) партии «Справедливая Россия» (СР) был рассмотрен вопрос о согласовании кандидатов на должности высших должностных лиц субъектов РФ на выборах 14 сентября 2014 г. В Самарской обл. руководство ЦС СР решил выдвинуть Михаила Маряхина. Представители КПРФ и самарского реготделения СР пока молчат.

Надо быть очень наивным человеком, чтобы поверить в то, что они молчат исключительно из-за своего желания на предстоящих выборах проявить лояльность по отношению к Меркушкину. Ничего подобного. 10 июня в Самарской губернской думе (СГД) перед началом голосования за принятие регионального законопроекта, предусматривающего новую форму создания органов муниципального самоуправления в Самарской обл., они не молчали. Пытались всячески блокировать инициативу главы исполнительного органа власти Самарской обл. привести региональное законодательство в соответствие с обновленным федеральным.

Молчание глав самарских региональных отделений (СРО) партий СР и КПРФ по поводу своих выдвиженцев для участия в выборах губернатора Самарской обл. очень даже показательно.

Михаил Дегтярев предпочитает анонсировать свои политические планы в федеральных СМИ
Михаил Дегтярев предпочитает анонсировать свои политические планы в федеральных СМИ

В силу определенных обстоятельств они могут иметь интерес молчать, но при этом негласно предпринимать активные действия. Негласно, потому что подобного рода действия известных региональных партфункционеров КПРФ и СР рядовым активом двух этих партий могут быть восприняты крайне негативно.

Ведь решение ЦС СР согласовать кандидатуру еще не означает, что эта фигура может реально начать участие в выборах. Принятое на федеральном уровне решение выдвинуть может иметь совершенно формальный характер — есть партия, должен быть и выдвиженец. Что делать дальше — решать функционерам на местах. Подобная комбинация также очень удобна для начала политического торга.

По сути, перед первым секретарем самарского обкома КПРФ, депутатом СГД Алексеем Лескиным и председателем политсовета СРО СР, депутатом СГД Александром Колычевым может стоять задача мобилизовать всех своих крайне немногочисленных муниципальных депутатов отдать голоса поддержки за выдвиженца от ЛДПР Дегтярева. Депутаты-то, может быть, эту установку и примут (куда им деваться от партийной дисциплины), но вот рядовые члены этих партий и тем более традиционные избиратели могут их не понять.

Все они видят, как себя в Госдуме ведет лидер ЛДПР Владимир Жириновский по отношению к федеральным лидерам КПРФ и СР. Как этим людям объяснишь, что с партией Жириновского в Самарской обл. у КПРФ и СР вдруг возник стратегический союз? Да никак. Не существует для этого вразумительных аргументов. Не будут же Лескин и Колычев объяснять своим избирателям, что этого требуют интересы бизнеса лиц, с которыми им приходится считаться? Вот и получается, что Лескин и Колычев уже, скорее всего, вовсю работают по мобилизации своего малочисленного партактива на обеспечение продвижения кандидата от партии Жириновского — Михаила Дегтярева. Однако где Жириновский и где Самарская обл.?

Кто знает, был бы сегодня Дегтярев в окружении Жириновского, если бы не финансово-административный ресурс бенефициаров холдинга ВПГ? Тут сразу же вспоминается эпизод с участием в прошлом году Дегтярева в качестве кандидата на выборах мэра Москвы. Все, кто профессионально следит за политическими процессами в стране, помнят, что изначально для участия в выборах мэра Москвы Жириновский всем федеральным телеканалам и печатным СМИ презентовал совершенно другого человека — москвича с более чем 20-летним стажем Владимира Овсянникова. Однако позже вдруг оказался вынужден изменить свое мнение и сделать ставку на Дегтярева (см. «Хронограф» №25 (469) от 22.07.13). Хотя термин «сделать ставку» по отношению к Дегтяреву на тех выборах — это очень громко сказано. Рядовым членам ЛДПР в Москве оставалось только недоумевать от столь необъяснимого для них действия Жириновского. Однако кому как не Жириновскому могло быть известно, кто именно подсуетился тогда за Дегтярева? В тот момент ОАЕ «Хронограф» выдал прогноз, что участие Дегтярева в выборах мэра Москвы могло быть выгодно исключительно бенефициарам ВПГ. Нет, у них не было амбиций отхватить часть Москвы. Ставка могла быть сделана на аналогичные выборы в Самарской обл. в 2014 г. Сегодня мы видим, что Дегтярев к ним уже морально готов. Дело за малым — обеспечить ему ресурс для прохождения «муниципального фильтра», а затем вывода борьбы во второй тур.

Модераторы политических процессов в Самарской обл. по линии ЛДПР пошли дальше, чем это было сделано в Москве. В СРО ЛДПР вдруг решили провести праймериз, чтобы определиться с кандидатурой. Ранее понятия «праймериз» и ЛДПР можно было считать двумя несовместимыми политическими терминами. В ЛДПР всегда все решал и продолжает решать Жириновский. Однако в случае с выборами сначала мэра Москвы, а теперь уже и губернатора Самарской обл. основатель ЛДПР почему-то предпочитает не мешать слому устоявшихся традиций. Конкурентами Дегтярева на предстоящих праймериз будут руководитель фракции ЛДПР в СГД Михаил Усов и заместитель председателя СГД, руководитель СРО ЛДПР Михаил Белоусов.

А как же к этому отнесутся в КПРФ и СР, кто у них спросит -Усов, Белоусов или Дегтярев?

В интервью газете «Известия» Дегтярев уже успел дать по поводу предстоящих в Самарской обл. выборов губернатора свои оценки и прогноз: «Пройти муниципальный фильтр очень сложно, это я по Москве знаю... Поэтому финальный список в бюллетене будет состоять только из партийных кандидатов, максимум пять человек». О сложностях прохождения «муниципального фильтра» в Москве для выдвиженца от ЛДПР стоит отметить, что именно у ЛДПР там были самые слабые в этом плане позиции по сравнению с КПРФ и СР. Они-то в отличие от ЛДПР в Москве могли пройти фильтр. Их представительства в муниципальных органах власти в Москве в разы выше, чем у ЛДПР. Здесь стоит напомнить и еще одну принципиально важную деталь. Основной претендент на пост мэра Москвы Сергей Собянин пошел на те выборы как самовыдвиженец, а не как представитель партии ЕР. Следовательно, руководство ЕР позволило своим партийным муниципальным депутатам в Москве отдавать голоса поддержки выдвиженцам от других партий. Это и стало залогом участия Дегтярева на выборах в Москве. В Самарской же области у ЕР есть свой кандидат. И этим все сказано.

Цель обозначена

Странно еще и то, что о событиях в Самарской обл. Дегтярев решил побеседовать в издании федерального уровня. Куда логичнее было бы делать это с расчетом, что твои идеи и высказывания будут доведены до максимального количества избирателей региона. Самарский избиратель, вспомни! Когда ты последний раз подписывался на газету «Известия», чтобы получать из нее новости о своем регионе?

Помимо того что там появилось предвыборное интервью Дегтярева, через эту газету в свое время делались информационные вбросы негативного толка о Николае Меркушкине. Причем исключительно уже после его перехода на работу в Самарскую обл. Вероятно, это не просто совпадение.

Заострим внимание на том, что посредством газеты «Известия» Дегтярев вдруг решил озвучить свое видение параметров предстоящих выборов губернатора Самарской обл.: «... финальный список в бюллетене будет состоять только из партийных кандидатов, максимум пять человек». К чему это стремление увидеть в бюллетене для голосования 5 человек? Ответ прост. Именно такое количество кандидатов чисто теоретически делает возможным перевод предвыборной борьбы во второй тур. Но почему об этом не говорит ни представитель от самарского обкома КПРФ, ни от СРО СР? Ведь если следовать логике Дегтярева, все пять выдвиженцев якобы сумеют собрать необходимое количество голосов поддержки муниципальных депутатов, то среди них должен быть и выдвиженец от КПРФ, и от СР. Но областное руководство этих партий в отличие от Дегтярева по-прежнему молчит. О вероятных причинах этого молчания мы уже сказали выше.

Прогноз ОАЕ «Хронограф» на предстоящие выборы губернатора Самарской обл. такой: кандидатов будет три — от ЕР, от ЛДПР и беспартийный. Выборы пройдут в один тур. Дегтярев — человек достаточно грамотный, а потому и он вполне мог прийти к такому выводу еще до того, как давать интервью «Известиям». Если это так, то зачем же он назвал цифру 5? Ответ очевиден. Таким заявлением можно было бы попытаться создать точку отсчета для дальнейших действий или даже провокаций. Вот как могли бы транслировать свои установки организаторы провокаций: «Будет зарегистрировано кандидатов больше 5, значит, с демократией в Самарской обл. все в порядке, меньше — непорядок». Однако с учетом реальной готовности присутствующих в регионе партий к предстоящим выборам губернатора это, конечно же, не более чем попытка организовать повод для политических спекуляций и манипулирования общественным мнением.

Причем уже сегодня у аналитиков ОАЕ «Хронограф» есть основания полагать, что Дегтярев, заявляя в интервью «Известиям» цифру пять, вполне может начать оспаривать в суде ход предстоящей предвыборной кампании, если вдруг кандидатов будет не пять, как он того желал бы, а три. Главное, чего надо опасаться избирателю, — это не того, сколько будет кандидатов, 3 или 5, а того, что кто-то в силу своих непомерных амбиций может пойти на крайние меры — саботаж процесса, который вдруг пошел не по его сценарию.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.