Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (505) | 2 июня 2014г.
 

Операция «консолидация»

Олег Кузичкин, похоже, опять взялся за старое

Павел Андреев

Принятие в третьем чтении новой редакции ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» пока вызвало в самарской политической элите некое подобие нервного шока. Реакция вполне понятна. Новая редакция есть, а указаний к действию нет. Однако, судя по всему, далеко не все впадают в политический ступор из-за отсутствия директив свыше. Если верить самарской блогосфере, то глава группы компаний (ГК) «ФАБРИКА КАЧЕСТВА» (ФК) Олег КУЗИЧКИН опять начал интенсивную политическую кампанию. Понятно, безоговорочно верить тому, что пишут «независимые» блогеры, — народ смешить. Однако в данном случае с высокой степенью вероятности можно предположить, что дым возник не без огня. А что если Кузичкину действительно удастся консолидировать в своих руках сколько-нибудь заметный политический ресурс? Как только это случится, кое-кому будет не до смеха.

VIP-амбиции

Наиболее адекватное сообщение на этот счет разместил генеральный директор ЗАО ««Коммерсантъ» в Самаре» Андрей Федоров. 28 мая т.г. в facebook он совместил руководителя ГК «ФАБРИКА КАЧЕСТВА» Олега Кузичкина с тольяттинским отделением КПРФ. По словам Федорова, «Кузичкин активно работает в городской ячейке КПРФ в Тольятти, фактически стал ее первым, но неофициальным лицом». Кое-кто из блогеров отреагировал с традиционно ненормативной лексикой. На том дело, казалось бы, и кончилось. Но не тут-то было. Если бы у блогер-сообщества историческая память превышала хотя бы пару недель, то хотя бы кто-то из него мог бы вспомнить, что 15 мая 2013 г. все та же блогосфера ассоциировала Кузичкина с другой парламентской партией — ЛДПР. В принципе, на все это можно было бы не обращать внимания, если бы не стремительно развивающаяся реформа органов местного самоуправления (МСУ). Можно не сомневаться, новая редакция закона еще себя покажет. На ее долю еще придется оценка результатов и анализ задач. Однако первое, что дает почти любая реформа, это новые возможности. И вот тут Кузичкин, которого не принято в политическом бомонде Самарской обл. воспринимать всерьез, вполне может достичь тех результатов, о которых мечтал последние 10 лет.

Собственно говоря, путь Олега Кузичкина в политику типовой. Расправившись (в деловом понимании этого слова) со своими конкурентами на региональном рынке производства и продвижения мясопродуктов, предприниматель, вполне естественно, возжелал иметь какой-то соответствующий статусу досуг. Примечательно, что статус досуга должен соответствовать 70% колбасного рынка региона, которые ФК обеспечивает собственной продукцией. Понятно, что здесь банальными VIP-развлечениями не обойдешься. К тому же люди прагматичные (а в этом Кузичкину не откажешь) стремятся совмещать приятное с полезным. Поэтому игры в политику вполне могут соответствовать и желаниям, и задачам человека, у которого, казалось бы, есть уже все.

Риск оправдывает средства

Первый политический опыт лидера мясопереработки не задался. Блогосфера потешалась: впустую выброшенные деньги, массированная пиар-кампания не принесли ничего. В общем-то, Кузичкин не единственный бизнесмен, попытавшийся говорить с функционерами политического рынка на языке бизнеса. Но опыт есть опыт, и если человек обучаемый, то даже такой ценой можно добиться результата. Плакаты, украшавшие Самару и Тольятти в 2011 г. битые полгода, свое дело сделали. Кузичкина знают в лицо. Осталось только «обкэшить» (в политическом смысле) эти наработки. И вот тут возникает вопрос: не зря ли блогеры смеются?

«Люди дела» — политическая оферта для среднего класса
«Люди дела» — политическая оферта для среднего класса

Главное, чем в очередной раз рискует Кузичкин, это вновь впустую потратить непосильным трудом заработанные миллионы. Но теперь мы видим явную смену метода работы. Если раньше глава ФК не шел дальше неуклюжих попыток вписаться в общий тренд, который зачастую и трендом-то не являлся, то теперь Кузичкин явно консолидирует ресурсы. Пожалуй, не следует переоценивать потенциал ФК в политических интригах, но в ситуации, когда политический бомонд банально не знает, как демонстрировать лояльность федеральному центру, самое время заняться политическим прикормом. Особенно если есть чем кормить.

С тольяттинской ячейкой КПРФ случай просто классический. До недавнего времени контроль над ячейкой приписывали тольяттинской группе «Дельта». Сегодня от группы мало что осталось. А тому, что осталось, опять же сегодня не до политических VIP-амбиций. Тем более что с этими амбициями можно усугубить свое и без того не очень блестящее положение.

В качестве индикатора можно привести проект «Люди дела» с Андреем Сажневым на баннерах и с обещаниями защитить бизнес там же (Тольятти, первое полугодие 2013 г.). Этакий поход в деловые массы. Как правило, тольяттинские политики используют такие ходы для низших страт. Можно напомнить публичные предвыборные обещания одной из некогда успешных политических сил Тольятти о пересчете квитанций по квартплате, а также защите интересов жителей от управляющих компаний. А тут на тебе, некто Сажнев бизнес взялся защищать. В этом и есть гримаса отечественной политической жизни очередной уходящей эпохи. Хватая все, что под руку попадется, можно собрать неплохую электоральную матрицу. Пенсионерам — КПРФ, среднему классу — «Люди дела», молодежи — ЛДПР. Оставалось только подобрать подходящие выборы. До последнего времени эта позиция политического ассортимента была в дефиците. Однако надежды питает не только подрастающее поколение. Реформа МСУ стартовала, и -теперь все может быть.

Основная проблема одна: потенциальных спонсоров в Самарской обл. не так чтобы много, но на те партии, которые есть, хватает.

Третьим будешь?

По оценкам экспертов Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», сегодня в Самарской обл. есть два перспективных политических игрока. Это холдинг «Волгопромгаз» (ВПГ) Владимира Аветисяна и группа экс-мэра Самары Георгия Лиманского. Конечно же, абсолютным лидером является ВПГ. Здесь не только мощный финансовый ресурс, но и годами выстроенные отношения с людьми федерального масштаба. Среди них председатель правления ОАО «Роснано» Анатолий Чубайс, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Вячеслав Володин, генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов.

К числу характерных черт бенефициаров ВПГ приписывают то, что они умеют делать ставку на выборы. Отсюда и повышенный интерес к малым партиям. Принцип понятен. В формировании списков «Единой России» (ЕР), с одной стороны, задействовано слишком много людей, с другой — среди этих людей встречаются такие, с которыми не поспоришь. В малых партиях все с точностью до наоборот.

Группа Лиманского гораздо скромнее в плане ресурсов. До сих пор явной активности тут предпочитают не демонстрировать. Однако недооценивать электоральный потенциал этой группы не следует. Значительная часть старшего поколения Самары может поддержать именно представителей той самой, казалось бы, забытой самарской элиты десятилетней давности. Тем не менее от соратников Лиманского разумнее ожидать продвижения по ветви исполнительной власти, которую уже давно грозятся лишить избирательного статуса. А это уже спойлер-технология. Можно строить колонны для походов в представительные органы, а главу исполнительной власти возьмут да и назначат из регионального центра. Вопрос: где будут брать кандидатуру? Впрочем, разумнее прогнозировать комбинированные действия от этих групп влияния. И тут вдруг появляется третий полюс — Кузичкин.

Ведь не зря же эксперты в очередной раз вспоминали Олега Кузичкина в конце марта, прогнозируя его альянс с депутатом Самарской губернской думы (СГД) Александром Милеевым. Близкие Милееву менеджеры сегодня имеют большинство голосов в комитете по местному самоуправлению в Думе г.о. Самара (ДГОС). Буквально 18 марта в ходе пленарного заседания ДГОС эта группа едва ли не впервые вдруг взяла и заявила о себе в полный голос в свете предстоящей реформы избирательной системы в органы МСУ (см. «Хронограф» №10 (497) от 24.03.14). Для многих это было полнейшей неожиданностью. Тогда все считали, что представительные органы городских округов в результате реформы будут формироваться из делегатов от дум внутригородских районов (райсоветов). Чтобы обеспечить прохождение в ту же ДГОС большинства кандидатов, лояльных областным властям, а не местным ФПГ, потребуются значительные ресурсы. В то время фаворитом в борьбе за право заняться организацией прохождения команды губернатора в райсоветы Самары многие считали именно Милеева. Однако это было в марте, когда реформа МСУ только набирала первые обороты.

Сегодня мы видим, что закон в итоге получился не таким, каким он виделся в формате законопроекта на этапе первых информвбросов в феврале. Причины таких метаморфоз требуют отдельного анализа. Сегодня же очевидно, что роль Милеева с его комитетным ресурсом существенно девальвировала. Зато Кузичкин, судя по всему, раздавая деньги налево и направо, рискует оказаться в выигрыше. Правда, выигрыш тоже может выйти боком. С ростом ресурса растут и враги. Сможет ли не искушенный в политике местный олигарх проявить гибкость во все более усложняющейся политической реальности? Вопрос открытый.

Сегодня КПРФ и «Справедливая Россия» чувствуют политическую перспективу в Самарской обл. Об этом говорят их намерения по предстоящим выборам в Думу г.о. Новокуйбышевск (см. «Хронограф» №16 (503) от 19.05.14). Может быть, в изменении политических предпочтений электоральных масс и кроется причина ерничаний Андрея Федорова по поводу гипотетического альянса Кузичкина и КПРФ. По крайней мере, несколько лет назад он об этом говорил публично.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Андрей ФЕДОРОВ, генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ» в Самаре» (из интервью «Новой газете в Самаре» от 8.12.11)

- Я трезво смотрю на окружающую меня действительность и не всегда поддерживаю ныне действующую власть: чиновники совершают много ошибок, но я очень не хочу возвращения коммунистов. Честное слово, что хотите со мной делайте! Не хочу и все. Я считаю, что возвращение коммунистов — очень серьезная опасность, потому что в стране нет никакой оппозиции.