Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (504) | 26 мая 2014г.
 

Прошлое не отпускает

Благодаря банку Виталия Вавилина ЖСК «Татищев» еще способен принести Виталию Евдокимову немало проблем

Сейдамет Абреков

4 июня продолжится судебный процесс в рамках процедуры банкротства Жилищно-строительного кооператива (ЖСК) «Татищев». Одним из наиболее интересных его эпизодов следует признать заявление конкурсного управляющего Сергея ВОРОБЬЕВА о привлечении бывшего директора и бывшего председателя ликвидационной комиссии ЖСК «Татищев» Виталия ЕВДОКИМОВА к субсидиарной ответственности — взысканию более 330 млн р. Но и до этого в ходе банкротства «Татищева» произошло немало других не менее примечательных и резонансных событий.

По сценарию Евдокимова

ЖСК «Татищев» занимался строительством жилых многоквартирных домов, в т.ч. с привлечением средств дольщиков — физических лиц. ЖСК был признан банкротом решением Арбитражного суда Самарской обл. от 10 ноября 2010 г. Инициатором банкротства выступил Виталий Евдокимов. Конкурсным управляющим был утвержден Сергей Пасенко. Но 19 декабря 2012 г. Сергей Пасенко был отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ЖСК «Татищев». Судя по всему, это стало следствием конфликта интересов между кредиторами, дружественными бывшему руководству ЖСК «Татищев», и теми, кто не разделял их взглядов. Именно такой вывод напрашивается из логики действий конкурсных управляющих ЖСК.

Что же касается кредиторов банкрота, то еще 19 января 2011 г. суд удовлетворил заявление ООО «Дива» о включении в реестр кредиторов ЖСК «Татищев» требования в общей сумме 350 млн р. «Требование ООО «Дива», Республика Башкортостан, г. Уфа, подтверждено договором поставки № 27-П от 8 декабря 2009 г., договором поручительства от 9 декабря 2009 г. к договору поставки № 27-П от 8 декабря 2009 г., товарными накладными, счетами-фактурами, выставленными к оплате», — пояснил суд. Показательно, что конкурсный управляющий Сергей Пасенко не возражал против включения ООО «Дива» в реестр кредиторов. Как позже выяснилось, эта компания на какой-то момент оказалась крупнейшим конкурсным кредитором ЖСК «Татищев».

Причем не трудно было догадаться, что ООО «Дива» является дружественной руководству ЖСК «Татищев» компанией. Об этом говорит целый ряд обстоятельств. Например, сам факт, что именно эта организация стала одной из первых, кто сумел включить требования в реестр. Как правило, среди тех, кто быстрее остальных умудряется прийти в суд и подать заявление о включении в реестр, чаще всего оказываются именно дружественные собственникам банкротов компании. Это позволяет контролировать ход процедуры банкротства.

Помогает утвердиться этой версии то, что ООО «Дива» в качестве кредитора участвовало в ходе банкротства ООО «Вояж» — компании, которая на 100% принадлежала Виталию Евдокимову. «Дива» пыталась включить в реестр кредиторов ООО «Вояж» требований в размере 216,2 млн р. (см. «Хронограф» №41 (485) от 09.12.13). Но если в случае с ЖСК «Татищев» «Дива» поначалу смогла отстоять свою точку зрения, то в случае с ООО «Вояж» требования ООО «Дива» не были удовлетворены, поскольку у ОАО «Сбербанк России» имелись основания полагать, что требования были сфальсифицированы. В итоге: «От ... ООО «Дива» поступило заявление, в котором он выражает свое согласие на исключение доказательства — дополнительного соглашения от 1 июля 2010 г. к договору поручительства № 10 от 27 января 2010 г. из числа доказательств по делу... Представитель ОАО «Сбербанк России» с учетом представленного согласия на исключение отказывается от заявления о фальсификации доказательства». Если бы не инициатива Сбербанка, направленная на доказательство фальсификации требований «Дивы», то ход банкротства ООО «Вояж» наверняка пошел бы по сценарию Виталия Евдокимова. При этом нелишним будет отметить, что конкурсным управляющим ООО «Вояж» был Сергей Пасенко, которого так же, как и в случае с ЖСК «Татищев», позже сменил Сергей Воробьев. Но вернемся к банкротству ЖСК «Татищев».

Переменчивый Пасенко

19 января 2011 г. в реестр кредиторов ЖСК были включены: Волжское ОАО «Опытный завод строительных материалов и конструкций» (СМиК) с требованием 58,2 млн р., Межрайонная инспекция ФНС №2 по Самарской обл. с требованием около 4,9 млн р., Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) с требованием около 22 млн р., основанным на договоре об отступном, заключенном с ООО Коммерческий банк «Потенциал», ОАО «Национальный торговый банк» (НТВ) с общим размером требований 212,6 млн р., из которых 108,8 млн р. были обеспечены залогом. Кроме того, 31 января 2011 г. в реестр кредиторов ЖСК «Татищев» были включены требования ОАО «НТВ» еще на 40,7 млн р. как обеспеченные залогом.

Таким образом, кредиторов по суммам требований можно было условно поделить на два лагеря — дружественных Виталию Евдокимову (ООО «Дива» и СМиК, где он был одним из бенефициаров), и не дружественных, куда следовало отнести коммерческие банки, и прежде всего ОАО «НТВ». На момент заключения кредитных сделок с ЖСК «Татищев» председателем правления НТВ был Виталий Вавилин (на фото). Позже НТВ был поглощен ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК», где Виталий Вавилин сегодня является президентом. Но если учесть, что «Дива» и СМиК контролировали в общем размере требования на более чем 408 млн р., а НТВ — всего 253 млн р. (вместе с АСВ 275 млн р.), значит, и ход банкротства находился под контролем Виталия Евдокимова.

Тем не менее в этом процессе далеко не все было столь однозначно. Так, 4 апреля 2012 г. стало известно о заявлении конкурсного управляющего ЖСК «Татищев» Сергея Пасенко к Александру Ренцу, ЖСК «Татищев» и ИП Сергею Еремину. Смысл заявления в определении суда раскрывался так: «О признании недействительными решений конференции, о применении последствий недействительности сделок, об аннулировании регистрационной записи» от 29 марта 2012 г. входящий номер 40955». Речь шла о передаче ЖСК «Татищев» в пользу Александра Ренца двух квартир в доме по адресу: б-р Баумана, 7, который строил ЖСК «Татищев». Получается, Пасенко этим заявлением бил по интересам ЖСК «Татищев» и интересам партнера Виталия Евдокимова по СМиКу Сергея Еремина, передавшего пай в ЖСК «Татищев» в пользу Александра Ренца? Может быть. Хотя в большей степени от этих инициатив страдал Александр Ренц, который когда-то взаимодействовал по поводу покупки этих квартир именно с руководством ЖСК «Татищев».

Так или иначе, но, судя по всему, в определенный момент взгляды Виталия Евдокимова разошлись со взглядами Сергея Пасенко. По крайней мере, уже 9 июля 2012 г. ООО «Дива» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором попросило суд «признать незаконными действия конкурсного управляющего ЖСК «Татищев» — Пасенко Сергея Васильевича, выразившиеся в проведении собрания кредиторов не по месту нахождения должника, в непредставлении материалов, подлежащих рассмотрению собранием кредиторов, для ознакомления, включении в повестку собрания ... дополнительного вопроса».

Более того, 25 июля 2012 г. ООО «Дива» направило еще одно заявление, в котором попросило суд «отстранить конкурсного управляющего Пасенко Сергея Васильевича от исполнения им своих обязанностей в деле № А55-20143/2010 о несостоятельности (банкротстве) ЖСК «Татищев». Получается, ранее «Диву» Пасенко устраивал, а потом перестал? С учетом образования среди кредиторов ЖСК «Татищев» двух лагерей такой ход событий больше всех должен был устраивать, наверное, НТБ.

Так или иначе, но желание ООО «Дива» отстранить Сергея Пасенко от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, как бы он не был, возможно, удобен Виталию Евдокимову, стало вполне понятным.

Поменял Сергей Пасенко и позицию относительно квартир Александра Ренца. 20 сентября 2012 г. суд принял его отказ: «От заявленных требований о признании недействительным решения конференции ЖСК «Татищев» о принятии в члены кооператива Ренца А.Н., об аннулировании регистрационных записей о признании права собственности Ренца А. Н. на жилые помещения — квартиры № 156 и № 220, расположенные по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, Автозаводский р-н, Цветной б-р, д. 7».

Под присмотром Вавилина

В ГЛОБЭКСБАНКе проявили свою инициативу. НТБ в качестве кредитора ЖСК «Татищев» (по части требований) 20 апреля 2012 г. был заменен на ООО «Альфа-Ресурс», 24 апреля 2012 г. (по другой части требований) — на ООО «Альфа-Строй». Оба новых кредитора ЖСК «Татищев» были зарегистрированы в офисах по адресу: г. Тольятти, ул. Комсомольская, 88. По этому адресу находится головное подразделение ГЛОБЭКСБАНКа в Тольятти, ранее здесь находился основной офис НТБ. Это лишний раз подчеркнуло, что «Альфа-Строй» и «Альфа-Ресурс» — дружественные Виталию Вавилину организации.

Но 17 декабря 2012 г. определением Арбитражного суда Самарской обл. Сергей Пасенко был отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего. 23 января 2013 г. конкурсным управляющим ЖСК «Татищев» был утвержден Сергей Воробьев. Вместе с тем еще до момента своего отстранения Сергей Пасенко успел сделать несколько заявлении, которые суд все-таки рассмотрел. Ему удалось признать недействительным договор поручительства между ООО «Дива» и ЖСК «Татищев». Это заявление Сергея Пасенко, естественно, поддержало ООО «Альфа-Строй». В случае, если требования ООО «Дива» исключаются из реестра кредиторов ЖСК «Татищев», именно «Альфа-Строй» и «Альфа-Ресурс» становились бы основными кредиторами банкрота.

Суд, оценивая доводы Сергея Пасенко по поводу недействительности договора поручительства, в частности, отметил: «Договор поставки № 27-П от 8 декабря 2009 г., заключенный между ООО «Дива» и ООО «СВФ Лада», является мнимой сделкой в силу ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеющей своей целью создать видимость хозяйственных отношений, без намерения создать соответствующие правовые последствия для сторон, ее совершивших».

Другие вскрывшиеся подробности отношений ООО «Дива» и ЖСК «Татищев» были не менее красочными. «На момент подачи заявления о признании должника банкротом ООО «Дива» не числилось в перечне кредиторов ЖСК «Татищев», а ООО «СВФ Лада» — в перечне дебиторов. ... Оспариваемый договор поручительства № 6 от 9 декабря 2009 г., согласно п. 3.1, действует до 1 сентября 2010 г. Доказательств предъявления иска к поручителю в течение этого срока ООО «Дива» не представило», — стало известно из определения суда от 14 марта 2013 г.

Но странно не то, каким образом «Дива» пыталась сформировать требования к ЖСК «Татищев», а то, что еще 19 января 2011 г., т.е. более чем за два года до того, как Пасенко оспорил договор поручительства, он же не возражал против включения требований ООО «Дива» в реестр кредиторов ЖСК «Татищев». Так или иначе, но 14 марта 2013 г. заявление Сергея Пасенко о признании договора поручительства № 6 от 9 декабря 2009 г., который был заключен между ООО «Дива» и ЖСК «Татищев», было удовлетворено, сам договор признан недействительным. Соответственно, с этого момента уже ничто не мешало ООО «Альфа-Строй» и ООО «Альфа-Ресурс» практически полностью контролировать ход банкротства ЖСК «Татищев».