Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (503) | 19 мая 2014г.
 

Юрий Башкиров:

На полигон отправляется всего 21% ТБО

Борис Кротов

Ожидается, что в течение 2014 г. в Тольятти будут окончательно выработаны мощности последнего полигона по захоронению ТБО (твердых бытовых отходов). Однако город еще несколько лет назад организовал и запустил на базе ОАО «ЗПБО» новую схему утилизации ТБО, образуемых населением. Это позволило уменьшить объемы захоронения от общей массы отходов населения в 2013 г. до 21%. В результате процесса переработки и обезвреживания отходов ЗПБО производит компостируемую смесь, которая может быть использована для производства рекультивационных смесей на МУПП «Экология». Об экологическом и экономическом результате деятельности природоохранного предприятия ОАО «ЗПБО» в интервью газете «Хронограф» рассказал его генеральный директор Юрий БАШКИРОВ.

- Юрий Юрьевич, известно, что утилизацию ТБО от населения Тольятти субсидирует городской бюджет. Ежегодно это около 100 млн р. На что расходуются городские субсидии, почему именно ЗПБО является их получателем?

- Тольятти, пожалуй, единственный город, где муниципалитет субсидирует утилизацию коммунальных отходов по схеме, позволяющей минимизировать объемы захоронения, при этом на захоронение идут обезвреженные продукты переработки. В условиях, когда в городе полигоны практически исчерпали свои ресурсы, а строительство новых находится пока в перспективе, это ответственное отношение властей к своей территории. ЗПБО — наполовину муниципальное предприятие, а значит, муниципалитет может не только участвовать в процедуре управления, но и контролировать его деятельность. Кроме того, ЗПБО является уникальным предприятием, т. к. единственное в Самарской обл. обладает возможностью обезвреживать отходы. Результатом переработки нашего предприятия является нетоксичная, инертная, компостируемая смесь. Подобный субстрат не может причинить вреда окружающей среде, т.к. не несет ни санитарной, ни биологической опасности и может быть использован для рекультивации нарушенных земель.

При этом за последние несколько лет нам удалось выстроить такую технологическую цепочку обращения с ТБО, что при практически том же объеме финансирования со стороны муниципалитета с 2011 г. мы существенно улучшили целевые показатели.

- Каковы особенности оказания этих услуг для муниципальных нужд? Что именно оплачивает муниципалитет? В каких объемах осуществляются работы?

- Субсидия выделяется на утилизацию бытовых отходов. Для тех, кто не очень следит за терминологией, скажу: это тот привычный бытовой мусор, который каждый тольяттинец выносит по утрам в пакете к мусорному контейнеру. Речь не идет об отходах производства либо об иных отходах юридических лиц. ТБО благодаря существующей схеме собираются, перерабатываются, обезвреживаются в количестве 1,0473 млн куб. м. И это весь объем, который собирается в Тольятти за год. Из них на полигоны попадает только 21%. И к такому показателю мы шли не один год. О том, откуда берется этот показатель и что он означает как для муниципалитета, так и для отрасли обращения с отходами в целом, расскажу чуть позже.

В 2011 г. объемы отходов и, соответственно, субсидий, были поделены между ООО «Повтор» и ОАО «ЗПБО». Тогда ЗПБО получило 56,7 млн р. и приняло 487 тыс. куб. м отходов. На захоронение после обезвреживания ушло до 30% от входящего объема. «Повтор» получил 49,2 млн р. Принял 491 тыс. куб. м отходов. На захоронение ушло 40% этого объема. Таким образом, в общем объеме на полигоны ушло около 35% всех ТБО, которые образуются в Тольятти. Это, конечно, не 100%, но с учетом катастрофической нехватки пространства, которое может быть задействовано под полигоны, это много.

- Почему имеется разность в показателях на двух схожих предприятиях?

- У нас технологии отличаются. Технология «Повтора» заключается, упрощенно говоря, в следующем: ТБО собираются, сортируются, выделяются вторичные ресурсы, такие как бумага, пластик, картон, стекло, металл.

Из отходов извлекается все, что можно продать и что может представлять интерес для вторичной переработки. Оставшееся захоранивается.

Мы работаем по технологии биотермического компостирования. Иными словами, при помощи бактерий-сапрофитов мы провоцируем ускоренное перегнивание отходов.

При переработке происходит саморазогрев материала и тем самым осуществляется обезвреживание отходов. Они перестают представлять интерес для животных, птиц, грызунов. После обезвреживания отходов исключается их брожение, перегнивание, а также выделение биогаза и фильтрата. По сути, в России всего два предприятия, которые осуществляют именно обезвреживание отходов. Одно из них — это ЗПБО. Второе предприятие расположено в г. Санкт-Петербурге. И это не простая и не дешевая технология. Но она имеет ряд преимуществ перед другими. И точно предпочтительнее, нежели захоронение отходов «как есть».

- Что изменилось на сегодня с 2011 г.? За счет чего удалось объемы захоронения снизить еще на 40%?

- В 2012 г. была создана комплексная схема обращения с ТБО. Она была разработана и согласована при участии мэрии г.о. Тольятти и правительства Самарской обл. При ее подготовке были учтены все нюансы имеющихся в Тольятти технологических цепочек обращения с ТБО. И думаю, нам удалось найти самый оптимальный вариант. По сути, мы интегрировали с ООО «Повтор» имеющиеся у нас наработки. Для ЗПБО важно, чтобы отходы были очищены от упаковки и опасных отходов, а для «Повтора» важно переработать и обезвредить «хвосты», чтобы они не представляли собой гниющую массу. Совместив два процесса, нам удалось улучшить показатели каждого из участников.

Технологически и организационно все выглядит следующим образом. Получателем субсидии является ЗПБО. Мы весь объем собранных отходов отправляем на «Повтор» и оплачиваем его услуги по тарифу. Тариф «Повтора» равен 100,34 р. за куб м. Далее на «Повторе» осуществляется сортировка ТБО, извлечение вторичного сырья, которое вовлекается в дальнейший сырьевой оборот. От переработки остается порядка 40% т.н. «хвостов», которые «Повтор» отправляет уже к нам на обезвреживание, по нашему тарифу — 113,86 р. за куб. м, оплачивая при этом затраты ЗПБО за захоронение оставшихся отходов. Мы производим обезвреживание этих «хвостов», у нас образуется компостируемая масса. В результате уже нашей деятельности на полигон поступает 21% от первоначального объема ТБО. И мы платим за прием этого остатка. Часть компостируемых смесей используется при рекультивации полигона МУПП «Экология», а именно для приготовления рекультивационных смесей. Следует напомнить, что несколько лет назад МУПП просило на рекультивацию полигона сумму порядка 80 млн р. Сейчас мы можем говорить об экономии и этих средств. Кроме того, прошу еще раз обратить внимание, что на полигон отправляется теперь всего 21% от принимаемого объема. Этот показатель является принципиально важным как для Тольятти, так и для области в целом. Кроме того, данный целевой показатель деятельности ЗПБО получен в 2013 г. практически при тех бюджетных затратах на данную отрасль, что были в 2011 г. В том году объем субсидий составлял 105,9 млн р., а в 2013 г. -103 млн р. Доли же захоронения соответственно составляли 35 и 21 процент. Результат более чем очевиден.

- Правильно ли было выдумать, что почти половина средств, полученных вашей компанией в качестве субсидий, за счет которых вы рассчитываетесь с «Повтором», возвращается в вашу же компанию в качестве оплаты процесса обезвреживания и захоронения?

- Да. Совершенно верно. Организовать работу по каким-то иным схемам нам не позволяет структура тарифа ЗПБО и «Повтора». Например, у «Повтора» в структуре тарифа «зашиты» сортировка и захоронение. Сортировку «Повтор» осуществляет самостоятельно, а захоронение эта компания выполнить не может, т.к. отходы передаются на дальнейшую переработку и будут захоронены только после обезвреживания. «Повтор» передает эту работу нам и оплачивает утилизацию уже по нашему тарифу. Собственно, в результате у «Повтора» остается только 53,7 р. с одного куб м. Остальное возвращается к нам.

- Каковы, если кратко, преимущества данной схемы взаимодействия?

- У такого консолидированного подхода к утилизации ТБО есть масса преимуществ. Это высокая экономическая целесообразность и хорошие показатели по переработке и захоронению, глубокая переработка ТБО, исключение дальнейшей эпидемиологической опасности отходов, создание условий их возможного применения при рекультивации нарушенных земель, изготовление продукции из вторичных материалов, продление срока эксплуатации действующих на территории города полигонов. И наконец, рациональное и аккуратное использование природных ресурсов.

- Какова роль муниципалитета в организации процесса сбора и утилизации ТБО? Рыночный ли это процесс или все-таки в большей степени социальный?

- Эта работа стала возможна исключительно благодаря субсидированию. Полностью переложить эти затраты на плечи потребителя Тольятти не сможет. Это приведет к существенному удорожанию коммунальных затрат населения. А как следствие, мы можем получить неконтролируемый рост несанкционированных свалок на территории города. Это и экономический, и экологический ущерб: выброс канцерогенов, самовоспламенение отходов, выделение биогаза, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, т. е. все то, чего нам пока удавалось избегать.

Подобное обращение с отходами есть в Санкт-Петербурге. Правда, там это базируется в руках частников и затраты на 1 куб. м ТБО превышают 500 р. И кроме того, в распоряжении предприятия, занимающегося сбором и утилизацией отходов, находится полигон. Мы, к сожалению, подобной роскошью не обладаем. Но и там, посмотрите сами, цена вопроса для потребителя значительно выше. Поэтому вклад муниципалитета в поддержание относительно благополучной экологической среды города недооценивать нельзя.

- С внедрением новой схемы обращения с отходами имел ли место рост цены, ухудшилось ли качество услуг, достигаются ли целевые показатели? Давайте дадим эту оценку хотя бы с вашей стороны.

- Цена вопроса для Тольятти практически не выросла. На 2014 г. был утвержден рост тарифа на 4%. Если отвлечься от самого факта государственного регулирования тарифной политики предприятий, работающих в сфере обращения с отходами, то повышение тарифа следует объяснить хотя бы инфляционными процессами. Что касается общего объема субсидирования этой отрасли, то они не увеличились. В 2013 г. ЗПБО получило 103,9 млн р. А в 2012 г. мэрия Тольятти на тот же объем услуг потратила 105,9 млн р. Собственно, с тех пор ни финансово, ни организационно ни для мэрии, ни для жителей ничего не поменялось. Просто за те же самые средства участники рынка научились работать более слаженно и эффективно. А учитывая тот факт, что задействованные в цепочке переработки отходов ОАО «ЗПБО» и МУПП «Экология» являются предприятиями с муниципальной долей участия в них, то сохранение средств в муниципальном секторе обеспечивает как прозрачность их расходования, так и дополнительную выгоду предприятиям.