Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (501) | 21 апреля 2014г.
 

Время пришло

Андерссон меняет традиционную систему закупок

Илья Ширтанов

За последнее время заметно усилилась претензионная работа, проводимая ОАО «АВТОВАЗ» со своими контрагентами. Ярким примером может служить инцидент с ЗАО «Полад» Виктора ПОПОВА, которое, судя по всему, оказалось в центре проводимых АВТОВАЗом реформ. Вероятно, президент АВТОВАЗа Бу АНДЕРССОН решил всерьез заняться наведением порядка в сфере взаимоотношений с поставщиками завода.

8 апреля в Арбитражном суде Самарской обл. было зарегистрировано сразу 8 исков ОАО «АВТОВАЗ» к ЗАО «Полад». Днем ранее, 7 апреля, суд принял 4 заявления АВТОВАЗа к «Поладу». Подобные отношения АВТОВАЗа с «Пола-дом» начали прослеживаться с начала 2014 г. Претензии сводятся к истребованию денежных средств. Суммы варьируются от нескольких тысяч до десятков миллионов рублей. Как, например, в деле № А55-114/2014 АВТОВАЗ взыскивает с «Полада» задолженность по договору поставки, ссылаясь на причиненный ущерб, в размере 81 млн р.

Ранее АВТОВАЗ также привлекал «Полад» для участия в судебных разбирательствах в качестве ответчика. Однако столь массового характера претензии не носили. На этом фоне можно предположить, что «Полад» вдруг одномоментно сдал свои позиции. С другой стороны, видимых причин для ухудшения работоспособности «Полада» не наблюдалось. Получается, что дело не в «Поладе», а в изменившейся позиции АВТОВАЗа по отношению к поставщику. Вопросы о качестве поставляемой продукции и нарушениях в графике поставок могли возникать и раньше. Просто прежнее руководство АВТОВАЗа могло не обращать внимания на такие «незначительные» детали.

Политика взаимоотношений АВТОВАЗа со своими поставщиками сейчас определяется новым президентом компании Бу Андерссоном. Вскоре после вступления в должность Бу Андерссон сделал заявление: «Мы улучшим процесс формирования заказов. Мы сделаем для вас более удобными временные окна доставки продукции. А что мы ждем от вас?

Кому как не Виктору Попову (слева) и Николаю Ляченкову (справа) знать, что раньше многое решалось за счет личных связей
Кому как не Виктору Попову (слева) и Николаю Ляченкову (справа) знать, что раньше многое решалось за счет личных связей

Мы ждем ваших поставок точно в срок (не слишком рано и не слишком поздно), и мы хотим, чтобы ваша продукция попадала сразу на конвейер (по принципу just in time). До тех пор, пока логистика и поставки на АВТОВАЗе не станут конкурентоспособными, я буду лично заниматься этими вопросами». Вопрос, поднятый Андерссоном, стоит рассматривать с учетом исторических событий 10-20-летней давности, когда формировался пул нынешних поставщиков комплектующих на АВТОВАЗ.

Можно с уверенностью сказать, что в тот период невозможно было встроиться в вазовскую систему, не имея необходимых связей. Причем наличие таких связей, вероятно, было главным преимуществом контрагента перед другими соискателями на заключение вазовских контрактов. В этом случае производственный потенциал поставщика мог и не рассматриваться. В таких условиях отбора контрагентов не стоило ожидать и своевременных поставок качественных деталей. То, что подобная практика играла не в пользу АВТОВАЗа, не вызывает сомнений, но в данном случае ставились совсем иные задачи. Основная цель — обеспечить «своих» поставщиков гарантированным вазовским заказом. Разногласия между потребителем и поставщиками могли нивелироваться теми же людьми, которые фактически контролировали процесс поставок комплектующих на АВТОВАЗ.

Что касается «Полада», то есть основания полагать, что и у бенефициаров этой компании нужные связи имелись. К примеру, с экс-заместителем начальника Управления ФСКН РФ по Самарской обл. Станиславом Животковым.

Косвенно на это указывает то, что родственник Животкова – Егор Станиславович Животков известен как соучредитель ООО ЧОП «Страж» и ООО ЧОП «Страж-Профи». По сути, эти две компании стали основой для создания службы безопасности Группы компаний «Полад», а также приняли на себя обязанность по охране ее объектов.

При помощи силовиков «Поладу» удавалось решать разные вопросы. Например, бенефициар ЗАО «Полад» Виктор Попов сумел добиться того, чтобы его бывший партнер по бизнесу Александр Швыдкой оказался в местах лишения свободы (см. «Хронограф» №21 (330) от 15.06.10). Не так давно другой контрагент «Полада» Адил Мамедов также стал фигурантом уголовного дела. Якобы Мамедов сбывал через свою торговую точку похищенные с «Полада» автозапчасти. Хотя доказать это никто так и не смог, однако давление на его бизнес было организовано (см. «Хронограф» №33 (477) от 14.10.13). Тем не менее главная задача, которая стояла перед «Пола-дом» и его кураторами, — это удержание объема поставок на АВТОВАЗ.

Насколько глубоко «Поладу» удалось внедриться в вазовскую систему, может свидетельствовать тот факт, что в какое-то время Попов даже стал соучредителем городского общественного фонда социальной защиты «Помощь», зарегистрированного по адресу нахождения заводоуправления АВТОВАЗа.

Так или иначе, но выстроенная в 90-х гг. прошлого века система поставок работала до тех пор, пока на АВТОВАЗе не появился управленец с европейским типом мышления. То, что АВТОВАЗ сосредоточил свои усилия на претензионной работе с «Поладом», говорит о конкретных намерениях руководства автозавода в наведении нового порядка во взаимоотношениях с контрагентом. И скорее всего, стоит ожидать, что в ближайшее время сотрудничество АВТОВАЗа с «Поладом» может быть прекращено.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.