Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (501) | 21 апреля 2014г.
 

Чемпионы по долгам

Контрагенты требуют с ООО «Мир мягкой игрушки» платежи через суд

Георгий Кизельгур

26 марта ООО «Мир мягкой игрушки» (ММИ) раскрыло бухгалтерскую отчетность по РСБУ за 2013 г. Из отчета следует, что компания получила выручку в объеме 9,058 млрд р. Это самый высокий показатель за все время существования компании. Учитывая уровень закредитованности ООО «ММИ», а также не самые благоприятные перспективы развития потребительского рынка, уместно задуматься о том, насколько бизнес компании сегодня защищен от угрозы попасть под процедуру банкротства. Причем повод заговорить на эту тему дает не только уровень долговых обязательств ООО «ММИ».

Годом ранее (по итогам 2012 г.) выручка составила 6,582 млрд р. Если учесть, что выручка ООО «ММИ» по результатам работы за 9 месяцев 2013 г. составляла 5,04 млрд р., то получается, что в IV кв. 2013 г. ему удалось реализовать продукцию на 4,018 млрд р. Т. е. объем полученной выручки за последний квартал прошедшего года оказался сопоставим с показателем трех предшествующих кварталов. В отчетности ООО «ММИ» подобное положение дел объясняется сезонным фактором. Вот как об этом сказано в отчете ООО «ММИ» за III кв. 2013 г.: «Деятельность Эмитента подвержена сезонным колебаниям, связанным со значительным увеличением спроса на детские игрушки в конце года перед новогодними праздниками. С середины января (после новогодних праздников) наблюдается плавный спад до апреля-мая месяца, когда люди начинают закупать все необходимые игрушки к лету (велосипеды и прочее). Особо тяжелым месяцем считается июнь. Оживление рынка игрушек начинается в августе, достигая своего пика к новогодним праздникам. Уровень продаж в ноябре-декабре достигает 300% от обычного». Судя по всему, в ООО «ММИ» понимают, что зависимость уровня продаж от сезона — это негативное явление. Возможно, поэтому в отчете также говорится: «Для нейтрализации сезонности производители активно разрабатывают новые продукты, привязанные к определенному сезону (зима-лето), игры подвижного характера». Однако, скорее всего, это не более чем красивые слова, сориентированные на потенциальных кредиторов компании. Итог IV кв. 2013 г. более чем наглядно это подтверждает.

Но существует другое, куда более понятное для налоговых органов объяснение причин, по которым компания предпочла показать по итогам III кв. 2013 г. убытки. Это позволило уйти от необходимости осуществлять в I кв. 2014 г. авансовый платеж по налогу на прибыль, который мог бы быть начислен на основе данных, полученных по итогам 9 месяцев 2013 г.

Сезонность спроса на игрушки -далеко не единственный фактор, который может негативно влиять на бизнес ООО «ММИ». В отчете компании за I кв. 2013 г. в п. 4.6.1. «Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента» приведен перечень этих факторов. Вот как об этом говорится в отчете компании: «Снижение покупательского спроса вслед за ухудшением состояния экономики страны, инфляцией и снижением уровня реальных доходов населения может повлиять неблагоприятно на деятельность Эмитента... Эмитент подвержен риску изменения валютных курсов.

Александру Кобенко, принявшему участие в становлении бизнеса ММИ, сложно не думать о его перспективах
Александру Кобенко, принявшему участие в становлении бизнеса ММИ, сложно не думать о его перспективах

Импортируемые игрушки реализуются за рубли, часть займов номинирована в иностранной валюте. Изменения валютных курсов могут привести к повышению издержек... Рост процентных ставок на финансовых рынках и рынках капитала, ухудшение общего инвестиционного климата в РФ могут негативно сказаться на стоимости заимствований и сроках заимствований». Примечательно, что в дальнейших квартальных отчетах ООО «ММИ» эта информация уже не приводится. Пункт 4.6.1. во всех последующих квартальных отчетах ООО «ММИ» начиная со II кв. 2013 г. содержит лишь короткую фразу: «Изменения в составе информации настоящего пункта в отчетном квартале не происходили». Привлекает внимание здесь то, что отсутствие изменений в составе информации этого пункта в отчетах за предшествующие I кв. 2013 г. отчетные периоды не становилось поводом для того, чтобы не раскрывать все подробности «Анализа факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента».

Однако одновременно с этим в экономике страны в течение 2013 г. и особенно в течение I кв. 2014 г. происходили серьезные изменения, которые нельзя назвать позитивными ни при каких обстоятельствах. Темпы роста инфляции ускорились, курс рубля стремительно снизился. Совет директоров Банка России 3 марта 2014 г. даже принял решение временно повысить ключевую ставку до 7,0% годовых (причем сразу с 5,5%). «Решение направлено на предотвращение возникновения рисков для инфляции и финансовой стабильности, связанных с наблюдаемым в последнее время повышенным уровнем волатильности на финансовых рынках», — объясняется это решение Банка России в сообщении его пресс-службы. Аналитики инвестиционных компаний (ИК) в своих оценках перспектив бизнеса крупнейших российских ритейлеров заговорили о возникновении признаков снижения покупательского спроса в стране. Аналитик ИК «Белее Капитал» Юлия Фрумкина, оценивая показатели компании «Магнит» по итогам февраля 2014 г., использует такие выражения: «продовольственная инфляция в феврале 2014 г. ускорилась до 1,2% по сравнению с 0,8% в феврале 2013 г.»; «несмотря на очевидное замедление потребительского спроса в т. г.» (www.finam.ru/analysis/ investorquestion000012DE70).

На этом фоне в течение I кв. 2014  г. ООО «ММИ» продолжило наращивать объем банковских заимствований. С 31 января по 27 марта ООО «ММИ» утвердило целую серию решений о заключении новых или дополнительных соглашений с банками ЗАО «ЮниКредит Банк», ОАО Банк АВБ, ЗАО АКБ «Тольяттихимбанк», ОАО «НОМОС-БАНК», ЗАО «Банк «Санкт-Петербург».

Учитывая уровень закредитованности ООО «ММИ», а также не самые благоприятные перспективы развития потребительского рынка, уместно задуматься о том, насколько бизнес ММИ сегодня защищен от угрозы попасть под процедуру банкротства. Тем более что совокупный объем долговых обязательств ММИ по итогам 2013 г. существенно превысил 7 млрд р.

Повод заговорить на эту тему дает не только уровень долговых обязательств ООО «ММИ». С начала 2014 г. в Арбитражный суд Самарской обл. со стороны ряда контрагентов ООО «ММИ» поступило сразу несколько исковых заявлений о взыскании задолженности по выполненным работам. 17 декабря 2013 г. в суд обратилось ООО «БЕЛТЕКС» (г. Саратов) с требованием взыскать с ООО «ММИ» 1,193 млн р. 18 марта 2014 г. в суд обратилось ООО «Стеллар» (г. Ростов-на-Дону), оно потребовало взыскать с ООО «ММИ» долг в размере 6,739 млн р. 24 марта 2014 г. в суд обратилось ООО «Компания Перевозкин» (г. Тольятти), оно требует взыскать с ООО «ММИ» 2,098 млн р. Т.е. налоговый орган сегодня далеко не единственный, кто пытается взыскать с ООО «ММИ» задолженность. Причем ранее со стороны партнеров ООО «ММИ» не возникало столь относительно массового стремления судиться с ним. Впору делать вывод о системности возникшей проблемы.

Справка:

Список вопросов, на которые директор ООО «Мир мягкой игрушки» Алексей Лапин не смог или не захотел отвечать в рамках направленного в его адрес запроса от ОАЕ «Хронограф»:

1. Почему ООО «ММИ» своевременно не расплатилось с ООО «БЕЛТЕКС», ООО «Стеллар», ООО «Компания Перевозкин»?

2. Насколько велика вероятность того, что ООО «ММИ» может пойти по пути процедуры банкротства?

3. Насколько велика вероятность того, что кто-либо из контрагентов ООО «ММИ» решит инициировать процедуру банкротства ООО «ММИ»?

4. С какой целью ООО «ММИ» продолжает наращивать объем долговых обязательств перед коммерческими банками?

5. Почему ООО «ММИ» не стало осенью 2013 г. размещать свой второй облигационный заем?

6. Почему ООО «ММИ» предпочло 4 марта 2014 г. досрочно погасить около 40% от своего первого облигационного займа? Насколько был велик шанс столкнуться с перспективой технического дефолта?

7. Почему по итогам 9 мес. 2013 г. ООО «ММИ» показало убытки?

8. Почему допускаются задержки по выплате заработной платы?