Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (501) | 21 апреля 2014г.
 

Самоустранение Шелудякова

Руководитель УФНС уходит в отпуск, из которого имеет право «не вернуться»

Георгий Кизельгур

С 21 апреля руководитель УФНС по Самарской обл. Константин ШЕЛУДЯКОВ (на фото) будет находиться в отпуске. Сколько продлится отпуск и зачем глава УФНС взял его именно сейчас, за несколько недель до истечения служебного контракта, пока неизвестно. По некоторым данным, Шелудяков во время отпуска планирует тесно повзаимодействовать со своим хорошим знакомым Юрием ЯКИШИНЫМ по ряду весьма актуальных для них вопросов. Кроме того, именно в отпуске Шелудякова может застать решение ФНС России не продлевать с ним контракт. Ожидается, что с июня у региональных налоговиков появится новый начальник.

Вспомнил о старшем

В последние месяцы Константину Шелудякову удалось создать вокруг себя определенный информационный вакуум. По всей видимости, главе УФНС просто необходимо было снизить ажиотаж, вызванный достаточно спорными действиями вверенных ему инспекций в отношении ряда крупнейших налогоплательщиков региона. Параллельно требовалось убедить представителей властей и общественности региона, что Шелудяков останется на своем посту еще как минимум на один срок. Получилось из этого следующее.

В конце февраля в одном из местных СМИ появилась публикация о том, как Шелудяков выявил «темные души» среди подрядчиков мэрии Самары. Наблюдатели полагают, что после выхода этого материала «акции» Шелудякова при изучении руководством ФНС РФ возможности продления с ним контракта могли бы вырасти. Возможно, что инициатором появления данных о подрядчиках в печати выступил сам Шелудяков.

27 марта в ряде региональных СМИ без ссылок на официальные источники появились сообщения о том, что Шелудяков уже сохранил пост руководителя УФНС, т.к. контракт с ним продлил якобы сам глава ФНС России Михаил Мингустин. Никаких подтверждений данной информации найти не представилось возможным. В ФНС России также отмолчались по поводу «дезы». Возникло ощущение, что версия с «продлением» могла быть придумана где-то в кулуарах УФНС.

Последний всплеск активности вокруг Шелудякова пришелся на вторую декаду апреля. Вроде бы глава УФНС поспешил провести прием граждан, впрочем, не вызвавший особого интереса у последних. Тем не менее определенный эффект был достигнут. Многие представители бизнеса наверняка поверили в то, что Шелудяков остается, и начали задумываться о нахождении с ним компромиссов. Либо же о перерегистрации своего бизнеса в другом, более спокойном регионе.

Однако верный ответ заключается в том, что контракт у Шелудякова заканчивается в середине мая. И за полтора месяца до истечения контракта продлевать срок Шелудякову никто бы не стал — такова специфика кадровых назначений в госструктурах.

Достаточно вспомнить показательные примеры, когда у того или иного чиновника сначала истекал срок контракта, но чиновник продолжал сидеть на своем месте, и только спустя некоторое время (иногда больше месяца) выходил официальный приказ о том, что контракт решено не продлевать.

Умеют отвлечься

Скорее всего, и сам Шелудяков осознает, что на нем, как на чиновнике, могли поставить крест. Причин тому много. Например, перенос таким инвестором, как Schneider Electric, планов по организации своей штаб-квартиры и финансового центра в Самаре (см. «Хронограф» № 32 (476) от 7.10.13). Или ситуация с угрозой закрытия 49 детских садов в Тольятти (см. «Хронограф» № 12 (499) от 7.04.14). И та, и другая темы вышли на федеральный уровень, найдя отражение на страницах самых авторитетных изданий и далее распространившись по десяткам региональных СМИ. Не оставили без внимания методы работы Шелудякова и представители блогосферы. А здесь еще очень некстати для Шелудякова в мае в Тольятти приедет президент РФ Владимир Путин. Ожидается, что Путина поставят в известность как об истории с детсадами, так и с представителями крупного бизнеса, в т. ч. иностранного, попавшими «под пресс» УФНС. Как тут не вспомнить, что после визита президента в тот или иной регион зачастую происходят отставки высокопоставленных госслужащих, сопровождающиеся шлейфом скандалов. На слуху та же отставка экс-губернатора Самарской обл. Владимира Артякова, случившаяся как раз после особого реагирования Путина по Тольятти.

В связи с этим актуальна версия о том, что Шелудяков решил вдруг уйти в отпуск, т. к. понимает, чем может закончиться визит президента. Бытует мнение, что отпуск — своего рода выгодная альтернатива нахождению на рабочем месте в момент кадровой чистки. Насколько эта альтернатива оправдает себя в случае с Шелудяковым, сказать сложно. Можно предположить, что из отпуска ему будет возвращаться крайне тяжело.

Также непонятно, кто будет исполнять обязанности главы УФНС на время отпуска. Доверить свое кресло кому-либо Шелудякову трудно, ведь, по некоторым данным, отдельные его поручения могут попросту игнорироваться. Кроме того, подчиненные Шелудякова могут понимать, что ответственность за реализацию устных указаний отпускника будут нести именно они. У многих перед глазами неожиданный уход из УФНС заместителя Шелудякова – Антонины Зубковой, которую якобы пытались сделать «крайней» в скандале с попыткой изъятия сервера у ЗАО ГК «Электрощит» — ТМ Самара».

Впрочем, отпуск мог понадобиться Шелудякову не только для того, чтобы «пересидеть» намечающиеся кадровые чистки в УФНС. Существует версия, что Шелудякову пришлось выкроить время, чтобы помочь своему хорошему знакомому -доценту СамГУ Юрию Якишину — в завершении неотложных дел. В последнее время Якишин также практически исчез со своего основного места работы в университете (статус доцента, пишущего докторскую, Якишину мог понадобиться как некое прикрытие) и довольно часто может бывать за границей. Что ему там делать? Уж не заметать ли следы?

А как с Бегуном?

Напомним, что в январе т. г. в сети Интернет, в т. ч. посредством блога Дмитрия Бегуна, были распространены сообщения, что Якишин за границей якобы с подачи своего товарища из УФНС скупает недвижимость за крупные суммы наличных денежных средств (см. «Хронограф» № 3 (490) от 3.02.14). Утверждать, действительно ли это так или нет, пока не представляется возможным. Если перелеты Якишина и заключаемые им сделки все же имеют место, то возникает вопрос: чьи деньги он тратит? Вряд ли свои. Скорее в его распоряжение могли быть отданы капиталы, «нажитые непосильным трудом» его знакомыми из числа чиновников, каковых набирается порядочное количество. Есть ли среди доверителей Якишина Шелудяков, немало заработавший за время нахождения в должности начальника УФНС, пока неизвестно. Вспоминается только, что январское покушение на Дмитрия Бегуна произошло сразу после того, как блогер (или тот, кто скрывается за его именем) предположил, что Якишин является в т. ч. «кошельком» Шелудякова (см. «Хронограф» № 3 (490) от 3.02.14). Причем последний не выставил официальных претензий к Бегуну.

Так или иначе, но о характере взаимодействия Шелудякова и Якишина во время нахождения обоих в отпусках что-то конкретное можно будет сказать только в случае, если после вероятной отставки главы УФНС детально исследуют происхождение средств, заработанных им, а также выяснят, на чье имя и кем с начала года была оформлена недвижимость в ряде европейских стран, среди которых числятся Словения и Черногория. Не исключено, что фамилии «Шелудяков» и «Якишин» вообще будут отсутствовать в регистрационных реестрах.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.