Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (501) | 21 апреля 2014г.
 

Опасная работа

Состояние контролируемого Анташевым хозяйства привлекло внимание областных правоохранителей

Егор Кошеров

На прошлой неделе в очередной раз на неформальном уровне появилась информация, что заместитель мэра по городскому хозяйству Сергей АНТАШЕВ собирается в отставку, хотя официально он в очередном отпуске. Это не первые разговоры на эту тему. Что вполне логично, т. к. дорожная отрасль Тольятти находится на пороге коллапса. В 2013 г. эта сфера была одним из крупнейших получателей ГРБС как по ремонтным работам, так и по содержанию. Сегодня, как прокомментировали специалисты, идет активная проверка качества данных работ областными правоохранительными структурами с привлечением специализированных лабораторий.

Затянули с исполнением

Видимо, у областных структур появились веские основания для дополнительных проверок уже принятых в Тольятти работ. Государственные и муниципальные контракты на ремонтные работы дорожных объектов предусматривают лабораторный контроль качества в момент сдачи работ заказчику. Именно этим занимаются проверяющие. В ближайшее время будут сделаны выводы.

Почти одновременно с этим, 3 апреля 2014 г., в Тольятти стартовала серия публичных отчетов по итогам работы в 2013 г. мэра т.о. Тольятти Сергея Андреева. Были озвучены результаты работы ведомственного блока заместителя мэра по городскому хозяйству Сергея Анташева. В ходе обсуждения результатов Андреев четко обозначил необходимость до 2015 г. содержание городских территорий и дорог перевести в ведомство МБУ «Зеленстрой». Стоит напомнить, что Андреев год назад уже говорил о подобного рода задаче, но только сроки были указаны другие. Судя по всему, у профильных руководителей в мэрии нашлись причины или только им одним понятные аргументы, чтобы затянуть намеченную мэром работу как минимум на год.

Напомним, как все начиналось. Чуть более года назад Сергей Андреев в ходе своего отчета по итогам работы в 2012 г. обозначил среди ключевых задач муниципалитета: «Приоритет — «Гладкие дороги». Именно так эта задача была обозначена еще в конце марта 2013 г. главой города. Причем не только в устном отчете, прозвучавшем со сцены городской филармонии, но и в соответствующем буклете по этому поводу. Уже тогда глава города, видимо, опираясь на своих заместителей, в т. ч. главным образом на Анташева, констатировал: «Практика показала, что содержание дорог гораздо эффективнее организовать не в рамках контрактов, заключаемых на конкурсной основе со сторонними организациями, а с помощью полностью подотчетного городу муниципального учреждения. За счет неразумного демпинга на конкурсах нередко выигрывают организации, которые впоследствии оказываются не в состоянии справиться со взятыми на себя обязательствами. Именно поэтому с 2014 г. содержание городских дорог будет поручено специализированному муниципальному учреждению». Сложно со всем этим не согласиться, однако исполнителями поручения почему-то не было достигнуто намеченное.

Но, как мы видим по итогам функционирования дорожной отрасли на конец I кв. 2014 г., данная приоритетная задача не реализована. Видимо, у Анташева, как заместителя мэра по городскому хозяйству, нашлись более важные дела (например, проработка различных вариантов создания в Тольятти двух единых теплоснабжающих организаций), чем решать приоритетные задачи города, тем более в рамках поставленных мэром задач в разряде приоритетных. В результате сегодня Тольятти находится на пороге масштабного дорожного коллапса. Хотя на протяжении последних двух сезонов (лето-2012 и лето-2013) в мэрии за эту отрасль отвечал Сергей Анташев. Также известно, что именно по дорожной тематике в эти сезоны в Тольятти было освоено невиданное ранее количество средств.

Тендерная чехарда

Но вернемся к событиям этого года. 18 марта 2014г. был опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона на право «Выполнение мероприятий по комплексному содержанию территорий жилых кварталов Автозаводского р-на г.о. Тольятти: содержание автодорог, содержание тротуаров, санитарное содержание газонов, содержание ливневой канализации, косьбу газонов, стрижку живой изгороди, содержание катков и кортов, содержание площадок семейного отдыха». Начальная цена контракта превышала 104,5 млн р.

Как стало известно из первого протокола аукциона от 18 марта 2014г., победителем признан участник электронного аукциона ООО «РосСтрой», который предложил наиболее низкую цену контракта, а именно 54 970 564,26 р. Известно также, что в ходе аукциона ООО «Олимп» подало дополнительную заявку такой же цены, т. е. 54 970 564,26 р. Важно обратить внимание, что ООО «Олимп» воспользовалось возможностью, предусмотренной п. 12 ст. 68 ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данная статья предусматривает, что участник электронного аукциона в течение десяти минут по завершении аукциона вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже, чем последнее предложение с минимальной ценой. В соответствии с п. 14 ст. 70 ФЗ № 44, если с победителем не будет подписан контракт, то заказчик вправе подписать его с тем, кто предложил такую же цену. Тем самым, если ряд юрлиц участвуют в аукционе от одной группы и с одними и теми же целями, они могут подстраховаться и не допустить перехода заказа сторонней организации.

Таким образом, была создана ситуация, что в случае неподписания договора с ООО «РосСтрой», контракт на содержание внутри-квартальных дорог самого крупного района Тольятти все равно мог уйти с дисконтом более 47%.

Но дело даже не столько в дисконте, сколько в том, что ООО «РосСтрой» и ООО «Олимп» не имеют ни техники, ни специалистов, ни опыта для выполнения масштабных и разноплановых работ по содержанию такой большой территории, как Автозаводский р-н. Однако, судя по всему, они имеют удачу, которая шепчет им в ухо, в каких тендерах надо участвовать и какую цену ставить. В частности, ООО «РосСтрой» имеет несколько подрядов по уборке помещений. А учредитель и директор общества Павел Осипов является учредителем в 10 юридических лицах и в 8 юрлицах является директором или генеральным директором. Данные факторы могут характеризовать это лицо как номинальное.

Директором и учредителем ООО «Олимп» является Дмитрий Ильин, который являлся также директором и учредителем ООО «Энергия» и ООО «ЭкспертЭнерго». В 2013 г. ООО «Энергия» по постановлению прокуратуры Центрального р-на г. Тольятти было оштрафовано на 300 тыс. р. за ненадлежащее исполнение работ по содержанию улично-дорожной сети. При проверке установлено, что ООО «Энергия» допускало содержание автомобильных дорог в состоянии, не обеспечивающем безопасность дорожного движения. Выявлены повреждения дорожного покрытия — выбоины, разрушенные крышки смотровых колодцев.

В Тольятти в 2013 г. ООО «ЭкспертЭнерго» выиграло тендер по капитальному ремонту 6 дорог на сумму более 102 млн р., но фактически так и не приступило к работам. Тогда руководитель департамента дорожного хозяйства мэрии Тольятти Павел Баннов в одном из интервью областным СМИ прокомментировал это следующим образом: «У нас подвис контракт на 100 млн р. Мы еще в июле провели соответствующий аукцион, и его выиграла фирма-пустышка». Результатом действия такой фирмы стало то, что на двух городских улицах было снято дорожное покрытие, но так и не произведены работы. Специалисты говорят о том, что такие действия однозначно приведут к разрушению дороги в целом, и тут уже можно говорить о материальном ущербе городу.

Результаты аукциона по комплексному содержанию Автозаводского р-на от 18 марта, видимо, категорично не устроили определенные структуры. И произошел беспрецедентный случай. По жалобе одного из участников аукциона, ООО «Приват» на итоги аукциона в У ФАС по Самарской обл. комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу: «Аукционная комиссия необоснованно и в нарушение требований п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе признала вторые части заявок ООО «РосСтрой» и ООО «Олимп» соответствующими требованиям Документации об аукционе. Также Комиссией Самарского УФАС России установлено, что вторые части заявок ЗАО «ЭкоВоз» и ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» не содержали декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 3-9 ч.1 ст. 31 закона о контрактной системе». В предписание УФАС аукционной комиссии, Оператору Электронной торговой площадки вынесено указание отменить протокол подведения итогов электронного аукциона №0142300010014000006-3 и провести повторно процедуру рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме.

В результате повторного подведения итогов аукциона 16 апреля победителем было признано ООО «АВТОВАЗАГРО», которое, вероятно, планирует на работы привлечь высвобожденных с ОАО «АВТОВАЗ» граждан. Примечательно, что в этот же период пока УФАС вело расследование проведения аукциона, в Тольятти, как прокомментировали профильные чиновники, начали наведываться с проверками областные правоохранительные структуры. Предметом их внимания стали результаты ремонтных работ 2013г.

на дорожных объектах Тольятти. Причем проверки ведут параллельно облпрокуратура, УВД и министерство строительства Самарской обл. с использованием лабораторных исследований. Видимо, то, что дорожная отрасль Тольятти оказалась на грани коллапса, стало очевидно даже за пределами города.

Сегодня горожане могут отмечать повсеместное разрушение дорожного полотна, в т. ч. и на отремонтированных в 2013г. участках. Высокую степень разрушения дорожного покрытия специалисты связывают с неудовлетворительным качеством работ по содержанию магистральных дорог в зимний период, в частности, в Автозаводском р-не. Это стало возможным в силу того, что тендер был организован таким образом, что в результате контракт был подписан с ООО «Эфель-Спорт». Данное юрлицо не имело ни опыта, ни специализированной дорожной техники, предусмотренной нормами, а начальная стоимость контракта была снижена на 27%.

Эффект домино

Уже в январе работа ООО «Эфель-Спорт» в рамках данного контракта вызывала жесткую критику со стороны городских властей и всего городского сообщества. Известно, что промежуточные оценки в рамках контракта по отдельным участкам и отдельному виду работ составляли 2 балла. Это стало поводом в январе и даже в начале февраля на аппаратных совещаниях в мэрии Тольятти озвучивать мэром намерения городских властей о расторжении контракта, хотя срок действия контракта начинался с 1 января 2014 г. Если верить в полнейшую честность и профпригодность чиновников, то любой приблизившийся к этой группе лиц, наверное, бы разомлел. И тут же забыл, зачем приходил. Но мэрия в части сектора горхозяйства, наверное, работает иначе.

Известно, что ситуацию по низкому качеству содержания дорог удалось выравнивать исключительно за счет привлечения субподрядчиков и опять же по настоянию мэрии Тольятти. Однако, даже несмотря на это, по итогам за январь размер штрафных санкций превысил 3 млн р. 18 марта 2014 г. на сайте госзакупок были раскрыты не менее грустные по отдельным позициям итоги работы данного подрядчика в феврале 2014 г. В результате собственник компании Андрей Богданов, имеющий широкие интересы в Тольятти, решил публично отстраниться от деятельности Эфель-Спорта и инициировал его продажу, правда, близкому для своего бизнеса человеку Максиму Мельникову. Ну разве это был не повод «зацепить» сливающегося в небытие местного недоолигарха Богданова (в отличие от других недоолигархов у него было все, кроме политики, — бизнес-империя и медиа, у других то же самое, но вместо медиа — мандат политика. И всем хочется недостающего).

Как следует из официального ответа Павла Баннова по вышеобозначенной ситуации Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф», Баннов более чем детально разбирается в ФЗ №44. В связи с чем говорить о некомпетентности профильного департамента в организации дорожных тендеров не приходится. Зато возникает вопрос к тем, кого по итогам этих торгов выбрали. Работа этих организаций имеет не лучшее качество, и кому как не Анташеву это знать.

Кроме того, Анташев лично назначал Баннова на должность руководителя департамента дорожного хозяйства. В связи с чем возникает предположение, что последние два года административные ресурсы Анташева используются так, чтобы победителями дорожных тендеров раз за разом становятся «внешне состоятельные» фирмы, но потом никто не исключает эффект «пустышки». В итоге происходит доведение всей дорожной отрасли Тольятти до состояния коллапса.

В усугубившейся ситуации экстренная административная передача дорожных работ в профильное муниципальное предприятие, например в МБУ «Зеленстрой», будет выглядеть панацеей. А раз так, то создание искусственной напряженности, нагнетание негатива вокруг данной тематики могло бы лишь упростить работу по форсированию острых вопросов, связанных с передачей функций, активов и задание выгодному для себя лицу. С трудом верится, что такой опытный хозяйственник, как Анташев, этого не понимает. Вот уж во что совсем поверить нельзя, так это в то, что именно такой план действий предполагал мэр. В отличие от Анташева он в своей должности оказался в результате всенародного голосования, а потому достигать намеченного путем создания искусственных напряженностей — это не его стиль работы. Так могут поступать только те, для кого репутация — это не самое дорогое. Не хочется верить, что Анташев такой.

В то же время у заместителя мэра по городскому хозяйству в течение всего прошлого года было и время, и указание мэра по плановой передаче дорожной отрасли в такое предприятие. Но это так и не было исполнено.

Экстренная же переброска дорожной отрасли в «Зеленстрой» позволит избежать конфликта как с реальными участниками данных работ, так и осуществить данную процедуру в выгодном для себя формате. Получаемая же в результате дисконтных тендеров беспрецедентная экономия бюджетных средств создала условия для бесконтрольного перераспределения только в 2014 г. более 100 млн р. по тому же ГРБС. Практика функционирования жилищно-коммунального хозяйства, да и всего городского хозяйства в целом, показывает, что в данной отрасли всегда есть нерешенные проблемы. Там можно растворять средства любых размеров.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Павел БАННОВ, руководитель департамента дорожного хозяйства

- Стало известно, что областные правоохранительные структуры сейчас ведут проверку качества дорожных работ, выполненных в Тольятти в 2013 т.

- Мы всегда открыты. Всю документацию передаем вовремя. И по нескольку раз. Пояснения даем. Не препятствуем. Это наша позиция. Нас в этой части уже третий раз проверяют. Областные правоохранительные структуры к своей работе привлекают сертифицированные дорожные лаборатории, которые отбирают образцы дорожного покрытия для исследований. Несмотря на то, что в прошлом году и министерство, и сами подрядчики осуществляли точно такой же лабораторный контроль. В контракте прописано, что по завершении работ подрядчики нам предоставляют лабораторные исследования.

- С чем можно увязать новые проверки?

- Интересно, что проверяют те дороги, которые выполнены. Тех подрядчиков, которые от своих обязательств не отказываются и которые хотят продолжать работать, у которых есть техника, опыт и персонал. А аферистов, из-за которых весь этот процесс и начался, пока не трогают...