Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (499) | 7 апреля 2014г.
 

Непрозрачный процессинг

Компания Ляпустина пытается не замечать ужесточения законов

Егор Кошеров

На прошлой неделе стало известно о том, что вступившие в силу изменения в Федеральный закон (ФЗ) № 161 «О национальной платежной системе» могли поставить текущую деятельность ООО «Процессинговый центр пассажирского транспорта» (ПЦПТ) вне закона. ПЦПТ, директором которого является Сергей ЛЯПУСТИН, обслуживает в Тольятти электронные транспортные карты, которые по своей сути являются платежными. Это означает, что ежегодное администрирование десятков и сотен миллионов рублей, собранных в качестве платы за проезд, как минимум может происходить непрозрачно. Но, судя по мнению Сергея Ляпустина, ПЦПТ не намерено отказываться от своей деятельности.

Новые правила игры

Изменения в ФЗ № 161, в частности, ужесточили ответственность операторов рынка за информирование клиентов — владельцев разнообразных платежных карт. Если более детально говорить об изменениях в законодательстве, то в ч. 4 ст. 9 ФЗ «О национальной платежной системе», вступившей в силу 1 января 2014 г., говорится: «Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом».

Кроме того, предусмотрена весьма существенная ответственность за неинформирование. Так в ч. 13 все той же ст. 9 говорится: «В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с ч. 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента». При этом обратиться в учреждение с письменным заявлением о хищении средств клиент должен в течение одного дня с момента совершения операции мошенниками. В таком случае учреждение обязано будет возместить клиенту всю сумму операции, которая была совершена без его согласия. Т. е. условия электронных переводов денежных средств стали более жесткими. Причем это далеко не все значимые изменения в законе.

Подписаться не глядя

Что касается Тольятти, то в городе не так и много компаний, которые заняты в сфере, завязанной на пластиковые карты, в основном это банки. Но имеются и другие операторы, чей бизнес функционирует с помощью этих современных средств платежей. В частности, внимание стоит заострить на ООО «ПЦПТ». На официальном интернет-портале ПЦПТ, директором которого является Сергей Ляпустин, в частности, так описывается деятельность компании: «Электронная не именная транспортная карта долговременного действия вводится в обращение на маршрутах общественного транспорта г. Тольятти ... для организации оплаты проезда.... Транспортная карта типа электронный кошелек — пополняемая! Сумма пополнения при приобретении минимум 60 р., в дальнейшем минимум 10 р. Ведется учет остатка, ограничение по остатку — не более 10 тыс. р.». Даже исходя из этого описания становится понятным, что транспортная карта является электронным платежным средством, а значит, деятельность ПЦПТ подпадает под требования ФЗ №161.

Судя по ответу директора ПЦПТ Сергея Ляпустина на запрос «Хронографа», он понимает, что компания находится если не за гранью закона, то на пограничной территории. «Надо принять во внимание то, что транспортные карты (далее ТК) выпущены нами в обращение за 3 года до вступления ФЗ №161, поэтому, с одной стороны, мы не можем одномоментно прекратить обслуживание ТК, используемых населением в общественном транспорте,

что на сегодня является частью механизма выплат региональным бюджетом субсидий транспортным предприятиям города, с другой стороны, не совсем уверены в том, что подпадаем или будем подпадать под действия рассматриваемого закона, поскольку считаем, что наша деятельность узкоспециализированная, локальная территориально и носит характер распространения электронной билетной продукции муниципальных транспортных предприятий. Возможно даже, что положения закона в данной сфере вскоре могут быть изменены. Тем не менее мы ведем подготовительную работу, которая позволила бы нам в дальнейшем осуществлять свою деятельность платежного оператора в соответствии с ФЗ №161 «О национальной платежной системе», — заявил Сергей Ляпустин. Следует обратить внимание на то, сколько раз только в приведенном фрагменте ответа Сергея Ляпустина он попытался найти причины, почему его компания может не соблюдать законодательные требования.

Поэтому, если исходить из буквы и духа норм ФЗ «О национальной платежной системе», то получается, что ООО «ПЦПТ», не исключено, может нарушать эти нормы и, соответственно, должно нести за это ответственность, в т. ч. и финансовую. Такой вывод напрашивается ввиду того, что ничего не известно о том, как клиенты компании — владельцы транспортных карт получают уведомления о всех совершенных по картам операциях. Причем речь идет именно об оперативных уведомлениях, когда клиент может быстро отреагировать на несанкционированное списание денежных средств. При этом, как считает законодательное сообщество, исполнение учреждением законодательно установленной обязанности не может быть обусловлено введением для клиента дополнительных статей расхода за предоставление информации. В уже заключенном договоре на обслуживание карты должен быть предусмотрен бесплатный способ информирования клиента в соответствии со ст. 9 ФЗ «О национальной платежной системе». Судя же по информации, раскрытой на интернет-портале ПЦПТ: «Факт приобретения транспортной карты является подтверждением полного и безусловного согласия пользователя с условиями правил пользования транспортной платежной системой «Транспортная карта жителя г. Тольятти». Полный текст этих правил в открытом доступе обнаружить не удалось. На сайте ПЦПТ удалось ознакомиться лишь с некими «краткими правилами». Получается, клиент ПЦПТ может и вовсе не знать всех правил пользования транспортной картой.

Важно заметить, что в данный момент активно развивается применение «Универсальной электронной карты» (УЭК) для оплаты за проезд в общественном транспорте г. Тольятти. В Тольятти обслуживанием платежей, поступающих на транспортное приложение, записанное на УЭК, администрированием этих платежей в пользу перевозчиков, судя по всему, также занимается ООО «ПЦПТ». В то же время в «Перечне операторов электронных денежных средств», размещенном на официальном интернет-сайте Центрального Банка России, упоминания о ПЦПТ также обнаружить не удалось. Хотя платежная система УЭК (юридическое лицо — ОАО «УЭК») внесено в «Перечень операторов электронных денежных средств» под №19. Соответственно, напрашивается вывод о том, что карты УЭК, через которые граждане оплачивают за проезд в тольяттинском общественном транспорте, находятся в законодательном поле, а вот другие карты, перечень которых имеется на интернет-сайте ООО «ПЦПТ», вероятно, нет. И это притом что ежегодный оборот транспортных тольяттинских компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, составляет десятки и сотни миллионов рублей.

К примеру, только выручка МП «Тольяттинское троллейбусное управление» (ТТУ) только за 2012 г. составила более 194 млн р.

Знакомые все лица

Отсутствие контроля за тем, в каком направлении движутся средства, собранные с граждан за проезд, дают основания полагать, что очередное ужесточение таких ФЗ, как «О национальной платежной системе» и «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в данном случае произошло не зря. Вместе с тем важно напомнить, какие лица имеют отношение в деятельности ПЦПТ, которое, похоже, пока пытается не замечать требований законов.

ПЦПТ было образовано 22 апреля 2009 г. Учредителями компании являются: МП «ТТУ» (25%), МП «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие №3» (26%) и ООО «НК» (49%). Несмотря на подобный расклад, есть основания полагать, что муниципальные предприятия являются чуть ли не номинальными собственниками компании, участвующей схеме сбора средств с граждан за проезд в транспорте. Если это так, то реально процесс расходования собранных с граждан средств могут контролировать люди из ООО «НК». Собственниками ООО «НК» являются: Владимир Струков (67%) и Сергей Ляпустин (33%). Причем запись в ЕГРЮЛ о доле Ляпустина внесена 30 октября 2013 г. Струков является еще и директором ООО «НК».

В прошлом нынешний директор ПЦПТ Сергей Ляпустин получил известность как исполнительный директор Фонда «Городской центр проектного финансирования» (ГЦПФ). Официально фонд принимал средства предпринимателей и юрлиц, желающих инвертировать в экономику Тольятти. Причем по договорам «инвесторы» должны были получать муниципальные активы, например, в виде земельных участков. На деле же деятельность ГЦПФ характеризовалась в куда более жестких выражениях. В частности, по итогам обсуждения отчета Контрольно-счетной палаты Думы г. о. Тольятти о проверке ГЦПФ депутат Борислав Гринблат заявил: «Это был скрытый вид взятки. Готов в любом суде это доказать. Предприниматели, которые согласились с этим, по сути, имеют право на компенсацию» (см. «Хронограф» №27 (242) от 30.06.08). Почему-то складывается впечатление, что опыт, накопленный в ГЦПФ, Сергей Ляпустин удачно применяет и в ПЦПТ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей ЛЯПУСТИН, директор ООО «ПЦПТ»

- Из смысла п. 16 ст.9 можно сделать вывод, что обязанности оператора по возмещению суммы операций, совершенных без согласия клиента до момента направления клиентом уведомления (P.S.: утере, краже и т.д.), не применяются в случае совершения операций с использованием электронного неперсонифицированного средства платежа, коим и является транспортная карта по нормам самого ФЗ №161 «О национальной платежной системе». Таким образом, считаем, что Ваши опасения по поводу возможных убытков в связи с массовым предъявлением финансовых претензий владельцев карт к нашей организации неосновательны и беспочвенны.

Если ТК рассматривать в качестве средства платежа, то, согласно п. 12 ст.7 Федерального закона №161, технологии ТК и условиям договора с предприятиями общественного транспорта, режим использования ТК является автономным и отражение операций владельца карты осуществляется не мгновенно, а после получения информации от предприятия общественного транспорта.