Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (497) | 24 марта 2014г.
 

Тренд очевиден

Вокруг ТЛК пока больше слов, чем реальных дел

ИА «Центр-Инфо»

ОАО «Транспортно-логистическая корпорация» (ТЛК), нисколько не смущаясь, продолжает декларировать весьма пространные цели, связанные с реализацией государственной политики в области развития транспортно-логистических комплексов на территории Самарской обл. При всем этом гендиректор ОАО «ТЛК» Артем ШУХОРОВ предпочитает не давать оценку эффективности деятельности ТЛК в указанных направлениях, предоставив такую возможность гражданам, должностным лицам и контролирующим органам. Это следует из его официальных комментариев. Надо полагать, что все эти три категории лиц сформируют единое мнение относительно того, что такое ТЛК и для чего оно нужно.

ОАО «ТЛК» предпочитает заявлять, что оно создано, чтобы вести разработку обоснований и реализацию проектов (программ) в области транспортно-логистических систем и технологий; организацию транспортно-логистических центров, обеспечивающих взаимодействие различных видов транспорта; транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц на основе передовых логистических технологий; оказание терминально-складских услуг. «Для реализации поставленных перед обществом задач ТЛК работает в следующих направлениях, — сообщалось в отчете. — Это реализация земельных участков, находящихся в собственности ТЛК, и разработка бизнес-плана создания региональной транспортно-логистической системы как механизма реализации стратегии развития региональной транспортно-логистической системы». По факту можно отметить, что ни с первым, ни со вторым направлением в 2011 г. ТЛК не справилось. На участки, видимо, не нашлось покупателей, а разработку бизнес-плана ТЛК перепоручило немецкой компании. При таких обстоятельствах в отчете довольно нелепо выглядели строки о том, что ТЛК стремится непрерывно повышать эффективность системы корпоративного управления: «Основными задачами в этой области являются: непрерывное улучшение взаимодействия с акционерами, сотрудниками, деловыми партнерами и иными заинтересованными лицами, совершенствование информационной политики и повышение уровня информационной прозрачности, обеспечение эффективного сотрудничества с правительством Самарской обл. в целях содействия социально-экономическому развитию региона». Любопытно, что сам Артем Шухоров не стал давать оценку эффективности деятельности ТЛК в указанных направлениях, предоставив такую возможность гражданам, должностным лицам и контролирующим органам.

Это следует из его официальных комментариев. Надо полагать, что все три категории сформируют единое мнение относительно того, что такое ТЛК и для чего оно нужно.

Очередное свидетельство в пользу бесполезности ТЛК. В течение 2012 г. величина уставного капитала ТЛК опять не изменялась. Зато размер чистых активов вновь уменьшился — со 118,887 до 117,763 млн р. И это притом что общество взяло паузу и не совершало никаких крупных сделок либо сделок с заинтересованностью, неисполнение обязательств по которым могло существенно повлиять на размер чистых активов. Единственным значимым событием для ТЛК в 2012 г. можно считать избрание в его совет директоров 24 сентября 2012 г. главы Минимущества Самарской обл. Юлии Степновой. Но министр, похоже, не собирался вмешиваться в деятельность общества, отдавая все на откуп Шухорову. И что в результате? Вот что говорится об этом в отчете ТЛК за 2012 г.: «Если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений: 1) об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов; 2) о ликвидации общества». Далее еще интереснее: «Для улучшения показателя стоимости чистых активов следует увеличивать стоимость оборотных и внеоборотных активов общества, отраженную в бухгалтерском учете, и сокращать величину ее долгосрочных и краткосрочных обязательств, наращивать прибыль или снижать убытки. По итогам работы за 2012 г. была получена валовая прибыль 746 тыс. р. Т. к. валовая прибыль не покрыла расходы общества за 2012 г., то основной мерой по приведению стоимости чистых активов общества в соответствие с величиной его уставного капитала будет являться уменьшение уставного капитала общества до стоимости его чистых активов». Таким образом, в ТЛК обосновали необходимость уменьшения уставного капитала, который, напомним, был сформирован за счет вклада из бюджета области. Тем более что при выручке за 2012 г. в размере 8,39 млн р. чистый убыток в отчетном периоде превысил аналогичный показатель предыдущего года и составил 1,124 млн р.

В движении средств ТЛК в 2012 г. преобладали следующие статьи. Приток средств составил всего 15,6 млн р., в т. ч. 15,55 млн р. -за счет вывода средств по странному договору доверительного управления, содержание и смысл которого вновь не раскрывались. Авансов от покупателей не было. Расходы по основной деятельности составили почти 6 млн р. «В 2012 г. обществом были выполнены предпроектные проработки: «Строительство и реконструкция грузовых причалов Самарского речного порта» на сумму 5,62 млн р. (с учетом НДС). Также были выполнены работы по разработке бизнес-плана создания региональной транспортно-логистической системы как механизма реализации стратегии развития региональной транспортно-логистической системы Самарской обл. на сумму 9,9 млн р. (с учетом НДС) и результаты переданы заказчику, — сообщается в отчете. — В отчетном периоде были получены доходы по договору доверительного управления имуществом в размере 66,843 тыс. р. Также было получено страховое возмещение за служебный автомобиль в размере 10,655 тыс. р.». В целом повторение пройденного.

А вот в расходах по текущей деятельности обращает на себя внимание значительный рост расходов на оплату труда — более чем в 1,5 раза — с 640 тыс. р. в 2011 г. до 988 тыс. р. в 2012 г. Штат сотрудников ТЛК при этом, похоже, не расширился. Учитывая, что в отчетах ТЛК отсутствуют данные о штатном количестве персонала, создается ощущение, что в корпорацию трудоустроено всего 2 человека — сам Артем Шухоров и главный бухгалтер ТЛК Марина Торхунова. Об этом молчит, кстати, и сам Шухоров. Очень выгодное положение, тем более что на уплату налогов ушло гораздо меньше — 443 тыс. р. против 1,57 млн р. в 2011 г. Кроме того, на 100 тыс. р. увеличились расходы на аренду офиса, на 46,5 тыс. р. — на обслуживание автомобиля, на 15 тыс. р. — общехозяйственные расходы. Весьма вызывающая статья расходов — «оплата за автомобиль», составившая 653,5 тыс. р. Сюда же следует отнести расходы на дозакупку мебели, экспертизу, оценку и аудиторскую проверку, превысившие 220 тыс. р. Также было закуплено 4728 л бензина АИ-92 на сумму 125,5 тыс. р. Снизились только расходы на банковское обслуживание, т. к. ТЛК в 2012 г. провело минимум операций. Ну чем не корпоративный рай для сотрудников в отдельно взятом обществе с госучастием?