Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (497) | 24 марта 2014г.
 

Показатели хромают

Работа Шухорова в ТЛК пока принесла государству мало пользы

ИА «Центр-Инфо»

До конца марта должна быть раскрыта годовая бухгалтерская отчетность ОАО «Транспортно-логистическая корпорация» (ТЛК). Ожидается, что данное общество, номинально созданное для реализации государственной политики в области развития транспортно-логистических комплексов в регионе, вновь покажет убытки. Причиной слабой работы ТЛК, возглавляемого сыном экс-заместителя начальника ГУ МВД РФ по Самарской обл. Артемом ШУХОРОВЫМ, можно назвать отсутствие надлежащего контроля со стороны представителей единственного акционера — регионального министерства имущественных отношений.

Дублер без стажа

Утверждение министра имущественных отношений Юлии Степновой на пост председателя совета директоров ТЛК в сентябре 2013 г. могло создать у некоторых впечатление об усилении государственного контроля над деятельностью общества. Однако Степнова имела возможность влиять на ТЛК, являясь обычным членом его совета директоров на протяжении почти года до своего повышения. Выводы об эффективности выполнения руководством ТЛК целей и задач, поставленных перед ним единственным акционером в лице Минимущества, каждый может сделать, изучив отчетность общества за 2010-2012 гг. и процессы, происходившие в ТЛК в 2013 г.

Начать следует с опыта работы единоличного исполнительного органа ТЛК. Пост гендиректора ТЛК сын экс-заместителя начальника ГУ МВД РФ по Самарской обл. по экономической безопасности Андрея Шухорова Артем Шухоров занял в декабре 2010 г. — сразу после создания общества. До этого, в мае 2010 г., Шухоров-младший начал работу в качестве генерального директора ОАО «Волгатранстерминал» (ВТТ). А Шухоров-старший, учитывая его опыт, стал консультантом в структурах холдинга «Волгопромгаз».

Сегодня ВТТ, занимающееся организацией перевозок грузов и также номинально курируемое министерством имущественных отношений Самарской обл., испытывает существенные финансовые трудности. По итогам 2010 г. ВТТ не публиковало свою отчетность. По итогам 2011  г. и 2012 г. ВТТ при нулевой выручке от своей финансово-хозяйственной деятельности несло только управленческие и операционные расходы, что в результате вылилось в получение чистого убытка в размере свыше 6 млн р. и 4,33 млн р. соответственно. В рекомендациях, выданных минимуществу Счетной палатой Самарской обл. по итогам проверки деятельности ВТТ, сказано: «Рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего участия Самарской обл. в ОАО «ВТТ» и возможности проведения приватизации акций общества, принадлежащих области, в связи с неэффективностью финансово-хозяйственной деятельности и отсутствием ее направленности на развитие региональной транспортно-логистической системы». Пока к этим рекомендациям минимущество не прислушивается.

Зависимые от ВТТ предприятия — ОАО «Мультимодальная контейнерная компания «Волгатранстерминал» и ООО «Волгатранстерминал-Сервис» — также не могут похвастать успешной работой, направленной на развитие транспорта и логистики. Самое удивительное, что в годовом отчете даже самого ВТТ за 2012  г. констатируется следующее:

Бывший замначальника ГУ МВД по Самарской обл. Андрей Шухоров может быть спокоен за перспективы своего сына
Бывший замначальника ГУ МВД по Самарской обл. Андрей Шухоров может быть спокоен за перспективы своего сына

«Каких-либо улучшений в финансово-хозяйственной деятельности общества за 2011-2012 гг. не произошло. Кроме того, в конце 2010 г. была создана практически дублирующая компания — ТЛК». Такие вот откровения можно было увидеть в отчете за год работы компании под руководством Артема Шухорова.

Обычно такое происходит, когда из-за высокой загруженности одной компании требуется передача ряда контрактов на исполнение другой, не менее компетентной и профессиональной компании. Однако в случае с ВТТ и ТЛК возникает вопрос, зачем было создавать компанию с дублирующими функциями, если первая компания не просто не справляется, а еле сводит концы с концами? Может быть, для того, чтобы вторая компания повторила путь первой? Судя по всему, так и должно случиться. Но прежде кто-то должен успеть получить очень существенную выгоду от прохождения через ТЛК средств областного бюджета. Уж не для этого ли там держат Артема Шухорова?

Подрядчики и обустройство

Официально ТЛК было создано для реализации государственной политики в области развития транспортно-логистических комплексов на территории региона. В уставный капитал общества заложили 120 млн р. В первом для себя полном финансовом году — 2011 г. — ТЛК планировало работы по разработке стратегии развития транспортно-логистической системы. Работы включали в себя «проведение аналитических исследований в целях определения перечня мероприятий по развитию транспортного комплекса в рамках подготовки областной целевой программы развития транспортного комплекса Самарской обл. на период до 2015 г.», а также «разработку генерального и детализированного бизнес-планов». Наблюдатели склонны оценивать подобные виды работ как переливание из пустого в порожнее. Обычно мудреные названия мероприятий используют для того, чтобы прикрыть что-то мелкое, пустое и никчемное. Хотелось бы верить, что в случае с ТЛК это не так.

Однако эту версию подтверждают данные из годового отчета ТЛК за 2011 г. В течение отчетного года величина уставного капитала ТЛК не менялась. Зато размер чистых активов уменьшился — со 120 млн р. до 118,887 млн р. Приток средств составил 127,67 млн р. (из них 120 млн р. было внесено министерством имущества в счет оплаты своего участия в уставном капитале), в т. ч. почти 114,5 млн р. за счет вывода средств по договору доверительного управления, 12,9 млн р. — за счет авансов, полученных от покупателей. Отток средств составил 126,5 млн р., в т. ч. свыше 103 млн р. — на покупку земельных участков. В мае 2011 г. ТЛК приобрело земельные участки сельхозназначения в Красноярском р-не Самарской обл. в районе аэропорта «Курумоч» общей площадью 1087,9 га. Другие составляющие оттока средств: 10 млн р. — на взнос средств по договору доверительного управления, 9,02 млн р. -

на выполнение работ по разработке бизнес-плана по развитию транспортно-логистической системы Самарской обл. силами ООО «ДБ Интернациональ ГмбХ» (Германия) (контракт был заключен и оплачен), 1,686 млн р. — на предпроектную проработку по строительству и реконструкции грузовых причалов самарского речного порта силами ОАО «Гипроречтранс» (авансирование). Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием такие совершенные с подачи Шухорова расходы, как 167,5 тыс. р. (на обслуживание автомобиля), 100 тыс. р. (на покупку мебели), 65 тыс. р. (на покупку ОС и содержание оргтехники). По итогам отчетного года убыток ТЛК до налогообложения составил 1,385 млн р., а чистый убыток — 1,113 млн р.

Сомнительная тенденция

Таким образом, из отчета о деятельности ТЛК за 2011 г. следует, что общество предпочло отдать на субподряд то, чем должно было в соответствии с ранее опубликованной информацией заниматься собственными силами. Речь идет о подписании договоров подряда с ООО «ДБ Интернациональ ГмбХ» и ОАО «Гипроречтранс». С тем же успехом договоры с компетентными в проектировании и бизнес-планировании компаниями могло заключить правительство Самарской обл. без привлечения посредника в лице ТЛК. Кроме того, в непонятных целях были приобретены земельные участки, хотя и по очень выгодной цене. Также начал действовать некий договор доверительного управления, влекущий для ТЛК дополнительные расходы. Наконец, серьезные суммы были потрачены на оборудование офиса ТЛК и содержание служебного (либо личного) автотранспорта. Все — за госсчет. В совокупности это привело к образованию у общества убытков. Пока нет оснований полагать, что итоги 2013 г. у ТЛК будут серьезно отличаться.

Министру имущественных отношений Юлии Степновой нелишне было бы поинтересоваться, как ТЛК расходует многомиллионные бюджетные вливания. Анализ отчетности общества только усиливает ощущение, что какую-либо значимую отдачу от ТЛК при Шухорове-младшем государство вряд ли получит.

Комментарии

Артем ШУХОРОВ, генеральный директор ОАО «Транспортно-логистическая корпорация»

- Какие указания по части ведения финансово-хозяйственной деятельности ТЛК поступают Вам от Вашего отца — экс-заместителя начальника ГУ МВД РФ по Самарской обл. Андрея Шухорова? Где в данный момент трудоустроен Ваш отец?

- Шухоров Андрей Александрович не является ни учредителем, ни сотрудником, ни акционером ОАО «Транспортно-логистическая корпорация», в связи с чем не имеет отношения к финансово-хозяйственной деятельности предприятия и не является аффилированным лицом, способным оказывать влияние на деятельность юридического лица. В соответствии со ст. 24 Конституции РФ Вы вправе получить информацию о частной жизни Шухорова А.А. у него самого и с его согласия.