Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (497) | 24 марта 2014г.
 

Дмитрий Лобойко:

Оппозиция в Самарской области сегодня -это одна-единственная ФПГ

Борис Кротов

Международные санкции против России в связи с позицией руководства страны по Украине, операция в Крыму и Севастополе, внеочередное послание Владимира ПУТИНА Федеральному собранию сместили фокус интереса региональных наблюдателей с региональной повестки дня. Однако политическая борьба в Самарской обл. на этом фоне не только не угасла, но и обострилась. Основные силы уже готовятся к выборам муниципальных депутатов и формированию Самарской губернской думы (СГД). Об этом «Хронограф» поговорил с социологом и политическим консультантом Дмитрием ЛОБОЙКО.

- Дмитрий, как, на ваш взгляд, отразится ситуация вокруг Украины на региональной политике и, в частности, на Самарской обл.?

- В целом ситуация в Крыму задала новый политический стиль, который в регионах будут применять с особым остервенением. В оборот не зря вводят термины «пятая колонна», «национал предатели» и т.п. «Экстремистов» уже недостаточно, нужны «враги народа». Усилится борьба с т.н. внутренним врагом. Это удобный механизм для зачистки региональных полей не только от гражданских активистов, но и от «неправильного» или слишком амбициозного бизнеса. Но это актуально для всей страны, а не только для нашего региона.

Конкретно на Самарской обл. Украина и Крым не скажутся никак, если не считать реальностью «патриотический» пиар-угар, в который впадают отдельные депутаты СГД, инициируя то помощь «братскому Севастополю» из бюджета Самарской обл., то переименование улиц и площадей в областной столице. Самарский политический цирк не может без клоунов — они отвлекают внимание, пока меняют декорации для основного представления главных действующих лиц.

- От чего необходимо отвлекать внимание таким способом? И кого сегодня можно считать реальными политическими игроками в регионе?

- В губернии полным ходом идет подготовка к выборам депутатов губдумы и выборам в районные думы, которые впоследствии станут основой ДГОС. А это многослойный процесс, в котором явно не обойдется без «крови». Всем заинтересованным группам сейчас выгодно, чтобы обсуждали Крым, не существующую, по крайней мере в регионе, оранжевую угрозу, плохие дороги...

Основных игроков сегодня два -это губернатор Николай Меркушкин и группа «Волгопромгаз» (ВПГ). За Николаем Ивановичем — авторитет и влияние Вячеслава Володина и лично Владимира Путина. Плюс областное правительство, в котором далеко не всех, включая отдельных министров и советников, на 100% можно считать людьми Меркушкина.

За ВПГ — почти вся губернская дума, местное самоуправление, множество представителей в муниципалитетах по всей области, медиаимперия, значительное представительство в большинстве участковых избирательных комиссий области, уважаемые покровители в Москве и бизнес-интересы на территории региона. А еще немало «младших» бизнес-партнеров. Это сила!

Какие бы любовь и уважение к главе региона представители ВПГ ни изображали, фундаментально их интересы противоречат друг другу и главная борьба идет именно между ними.

Хотя есть еще группы влияния Александра Милеева, Олега Борисова, Георгия Лиманского, Константина Титова и еще несколько, но они пока играют на втором плане. Если, конечно, не консолидируют силы...

- Ближайшие крупные выборы состоятся почти через два года. Чем все эти ФПГ заняты сегодня?

- Политическая система РФ меняется стремительно. Это стало уже определенным политическим стилем текущего режима, действующего согласно сицилийской пословице: «Кто играет один, никогда не проигрывает». Если постоянно менять правила, то к выборам будет готов только тот, кто задает эти правила.

Новые условия потребуют дополнительных ресурсов на предстоящих выборах в СГД и местные думы. Однозначно участвовать в этом процессе будут группа губернатора Меркушкина и ВПГ. Задачей последней будет проведение своих креатур в т. н. списке губернатора. Схема уже отработана в Тольятти на выборах в ДГОТ, когда в «команде губернатора» оказалось немало персонажей, играющих, мягко говоря, за другую команду.

Задача, которая стоит перед губернатором, непростая — минимизировать политическую монополию ВПГ, которая складывалась долгие годы и достигла кульминации во время губернаторства Владимира Артякова. Исходя из этих задач предстоящие выборы в СГД могут пройти на более альтернативной основе, нежели раньше. И мы можем увидеть, что многие из депутатов, которые уже срослись со своим креслом за несколько парламентских сроков, могут не оказаться в СГД, а ВПГ не будет иметь «контрольного пакета», как сегодня. Но для этого более мелким игрокам придется научиться блокироваться друг с другом. Некоторых из них я уже назвал.

- Вряд ли в ВПГ этого не понимают...

- Думаю, понимают и, уверен, не сидят сложа руки. Объединение небольших игроков для них — непозволительная роскошь. Тем более вокруг губернатора. Ведь в таком случае может произойти возврат к той модели управления регионом, которая действовала при Константине Титове. Тогда ФПГ были удалены от власти, а губернатору никто в регионе не мог диктовать свои условия. Глава региона имел наибольшее количество рычагов.

Поэтому сегодня нужно сделать так, чтобы политические группы оказались в состоянии перманентного конфликта.

Однако и этого недостаточно. Нужно, чтобы политические игроки лишились возможности привлекать сторонних инвесторов, которые могут посчитать, что участие в политической жизни региона им может пойти на пользу.

Например, происходящее сегодня с бизнесом Александра Милеева вряд ли имеет сугубо экономическую и правовую подоплеку. Многое указывает на то, что Милеева пытаются выключить из процесса формирования районных дум в Самаре, а в перспективе не допустить участия его группы в выборах в СГД.

В новых условиях, которые формируются сегодня для МСУ, в результате которых выборы мэра будут непрямыми, ВПГ уже имеет своего кандидата. Милеев может спутать карты. А если ему еще удастся создать некий альянс... В общем, его явно необходимо занять решением проблем бизнеса и поиском новых врагов.

Тем же надо занять и других потенциальных участников. С группой Титова такая операция, похоже, прошла успешно. Хотя полностью «обезжирить» его пока явно не удалось.

Есть и другие задачи — помельче, но не менее любопытные. Например, создать виртуальную реальность для губернатора и его окружения, где злые силы в лице оппозиции и проплаченных блогеров отрабатывают «деньги госдепа» или неких «спонсоров оппозиции». В итоге не только выделяются немалые средства на формирование пула блогеров, что ничего кроме иронии вызвать не может, но и теряется связь с объективной действительностью и реальным общественным мнением. Его подменяют публикациями «популярных блогеров» и «аналитическими записками» тех, кто осваивает медиабюджеты. А ведь связь с реальностью и простыми людьми изначально была коньком Николая Меркушкина.

- Но оппозиция в Самарской обл. все же есть...

- Без всякого сомнения, но оппозиция — это не Людмила Кузьмина, Александр Лашманкин и прочие безобидные гражданские активисты. Оппозиция в Самарской обл. сегодня — это одна-единственная ФПГ, которая де-факто имеет монополию в представительных органах власти и МСУ региона. Потому что оппозиция — это борьба за власть, а не выражение отличного от власти мнения в Фейсбуке. Реальная оппозиция — это те, у кого есть ресурсы, амбиции и кадры.

Борьба с надуманными врагами и проблемами выгодна только тем, кому надо отвлечь внимание от более существенных процессов. Не удивлюсь, если в ближайшее время начнется сразу несколько информационных кампаний, направленных против тех субъектов, присутствие которых на политическом поле по тем или иным причинам не устраивает ВПГ.