Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (497) | 24 марта 2014г.
 

Опять остановка

Бу Андерссону понадобятся таланты его однофамильца-сказочника

Сейдамет Абреков

В период с 15 по 17 апреля ОАО «АВТОВАЗ» может остановить производство товарных автомобилей и машинокомплектов. На фоне того, что за прошлый и так не очень удачный год для АВТОВАЗа компания показала убыток почти 7 млрд р., итоги 2014 г. могут стать еще более плачевными. Похоже, в условиях снижения продаж единственным шансом для нового президента АВТОВАЗа Бу АНДЕРССОНА (на фото) показать более-менее достойный финансовый результат станет массовое высвобождение персонала. Уже появились признаки, что события развиваются именно по такому сценарию. Но на АВТОВАЗе предпочитают заявлять о росте производства. В нынешних реалиях подобная информация больше похожа на сказку.

Пора на отдых

Сведения о планируемой остановке конвейера ОАО «АВТОВАЗ» поступили от крупных поставщиков предприятия, пожелавших по понятным причинам остаться неназванными. Планируется, что в простое АВТОВАЗ будет находиться примерно месяц. Если все так и произойдет, то подобный значительный перерыв в производственном графике неминуемо скажется на общегодовом объеме производства АВТОВАЗа. Соответственно, итоги сбыта товарных автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» за 2014 г. могут быть даже хуже, чем за 2013 г. Хотя и прошедший год был далеко не лучшим в истории предприятия.

Согласно сообщению пресс-центра АВТОВАЗа от 10 января 2014 г.: «В 2013 г. АВТОВАЗ продал 534 911 автомобилей LADA — на 12,1% меньше, чем в 2012 г.». Хотя немного позднее, а именно 18 февраля, АВТОВАЗ раскрыл несколько иные данные относительно итогов продаж за 2013 г. «Продажи автомобилей LADA составили 481 тыс. автомобилей, снизившись на 19% по сравнению с 2012 г.», — заявил пресс-центр предприятия. Т. е. разница между двумя цифрами продаж составила около 53 тыс. автомобилей. Это более чем месячный объем сбыта. В любом случае, если исходить из наметившейся тенденции, то по итогам 2014 г. АВТОВАЗ вряд ли сможет выпустить более 400 тыс. автомобилей. А если и сможет, то не намного. Значительное снижение объемов производства неминуемо повлечет за собой необходимость оптимизировать расходы. Как показывает практика, стоит ожидать массового высвобождения персонала на АВТОВАЗе. Однако речь, скорее всего, не будет идти о том, что АВТОВАЗ, как того требует законодательство, объявит в Центр занятости населения г. о. Тольятти о грядущих увольнениях. Подобные заявления создадут явно не позитивный информационный фон вокруг компании, функционирование которой на данный момент во многом стало возможным благодаря беспрецедентной помощи со стороны государства.

Стоит напомнить, что АВТОВАЗ получил от государства в лице ГК «Ростехнологии» беспроцентный заем в размере 75 млрд р., который по большей части так до сих пор и не вернул. Поэтому массовые высвобождения с АВТОВАЗа в сегодняшних реалиях способны бросить тень и на руководство России.

Секретные приказы

Таким образом, руководству АВТОВАЗа в лице президента Бу Андерссона могло потребоваться выбрать особый сценарий по снижению численности персонала. Скорее на АВТОВАЗе тем работникам, которые окажутся не востребованы на основном рабочем месте, может быть предложено перевестись на новое рабочее место, например дворником или уборщиком. К таким выводам легко прийти, ознакомившись с тезисами из приказов «Об изменении организационной структуры управления организации работы с персоналом», которые были изданы в ОАО «АВТОВАЗ» в течение февраля и подписаны президентом ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссоном. Все эти приказы преследуют одну и ту же цель: «В целях оптимизации структуры управления и затрат на персонал». Далее излагается порядок упразднения части структурных подразделений, и в каждом конкретном случае предлагается новая структура. Более малочисленная в плане персонала. В этих приказах также четко указано, что именно надо делать с лишними людьми, а также обозначен тот, кто это должен сделать. Вот как это выглядит в подписанных Бу Андерссоном приказах «Об изменении организационной структуры управления организации работы с персоналом»: «Вице-президенту по персоналу и социальной политике Михаленко Д.Г.: внести необходимые изменения в штатное расписание в пределах установленной нормативной численности управления организации работы с персоналом; произвести в установленном порядке перевод и переоформление работников в соответствии с утвержденной организационной структурой и измененным штатным расписанием. Перевод высвобождаемых работников осуществить на имеющиеся в ОАО «АВТОВАЗ» вакансии. При отсутствии вакансий, отказе от перевода на другую работу... произвести увольнение в соответствии с Трудовым кодексом РФ».

Не сложно догадаться, что подобные перспективы приведут к тому, что работники по собственному желанию будут постепенно покидать АВТОВАЗ. И тогда предприятие как будто и не будет проводить массовых высвобождений, но зато численность кадров будет постепенно снижаться и соответствовать нынешнему невысокому уровню производства. Но в данном случае уместнее будет говорить о том, что подобные увольнения «по собственному желанию» по своей сути будут полностью напоминать сокращение. Т. е. реализация подобного сценария — это не более чем подмена понятий. Подобная подмена понятий, как уже говорилось выше, может позволить руководству АВТОВАЗа решить двойную задачу: значительно оптимизировать численность персонала и при этом уберечь себя от критики в организации массовых увольнений. Задача второго плана всецело лежит в рамках работы над сохранением имиджа предприятия.

Люди новые, проблемы старые

Что касается задачи первого плана, то здесь явно прогнозируется ухудшение социально-экономического положения работников АВТОВАЗа, которые, проработав на предприятии много лет, вдруг оказались на нем лишними. Их положение было бы более социально защищенным, если их увольнение было организовано в рамках процедуры сокращения штата. Они были бы приняты на учет в службе занятости и могли получать пособие, исчисляемое от уровня дохода, получаемого ими на АВТОВАЗе. Да, это создало бы повод говорить о факте сокращений на автозаводе, возможно, вызвало бы критику со стороны политиков и общественников, но это было бы более честным поступком по отношению к тысячам работников АВТОВАЗа.

Вместо этого мы видим другую картину, которую иначе как подмена понятий оценить сложно. То, что сегодня творит руководство АВТОВАЗа в отношении тысяч своих работников, сложно назвать социально ответственным отношением к высвобождаемым. Это больше напоминает попытку принести интересы лишних для автозавода людей в жертву корпоративному пиару. Но не только в этом выражается цена пиара ОАО «АВТОВАЗ». При предыдущем президенте ОАО «АВТОВАЗ» Игоре Комарове бюджет завода на цели пиара достигал 1 млрд р. Бу Андерссону, а также новому директору по внешним связям АВТОВАЗа Владимиру Степанову сегодня приходится во многом столкнуться с наследием предшественников, прежде всего предыдущего директора по внешним связям Игоря Буренкова. Вопрос в том — будут ли Андерссон и Степанов копировать прошлые ошибки или все-таки попытаются избежать многих непростых проблем путем принятия более мудрых и взвешенных решений?