Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (497) | 24 марта 2014г.
 

Убедительный «Ак Барс»

Без особых затрат компании удается осваивать десятки миллионов рублей

Егор Кошеров

ООО «Ак Барс», единственным учредителем которого является Рямис ГИЛЯЗЕТДИНОВ, продолжает реализацию многих государственных контрактов на организацию питания в нескольких тольяттинских лечебных заведениях. Общая сумма контрактов — около 157 млн р. Причем круг больниц, где присутствует «Ак Барс», весьма ограничен. Анализ ситуации позволяет полагать, что деятельность «Ак Барса» напоминает посредническую и больницы могли бы оказывать питание самостоятельно. Но, видимо, люди, стоящие за «Ак Барсом», умеют убеждать, что делать так не стоит.

Вне конкуренции

ООО «Ак Барс» оказалось победителем около 30 тендеров. Общая сумма контрактов, предусмотренных данными тендерами, — около 157 млн р. Хотя, возможно, и больше. Важно отметить, что в большинстве своем их организаторами выступали всего четыре лечебных заведения. Это «Тольяттинская городская детская больница №1», «Тольяттинская городская клиническая больница №1», «Тольяттинская городская инфекционная больница» и «Ставропольская центральная районная больница». «Ак Барс» поставлял питание в эти больницы и в то время, когда они были в муниципальном подчинении, и уже после того, как лечебные заведения перешли в ведение министерства здравоохранения Самарской обл. О чем говорит это обстоятельство? Наверное, о том, что с этими больницами у руководства ООО «Ак Барс» выстроены взаимоотношения, которые невозможно разрушить, сменив статус учреждения или даже главного врача. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, единственным учредителем и директором «Ак Барса» является Рямис Гилязетдинов. При этом ответ на запрос «Хронографа» в качестве директора ООО «Ак Барс» подписала его супруга Альфидя Гилязетдинова.

Если же вернуться к успехам компании по линии освоения бюджетных средств, то, судя по всему, отношения с вышеназванными 4 больницами начали налаживаться с 2011 г. Видимо, чтобы не привлекать излишнее внимание со стороны, тендеры объявлялись на организацию питания в какой-то определенный период, например, квартал. В результате оказалось, что в основном суммы заключенных контрактов невелики. Но если отслеживать динамику взаимоотношений ООО «Ак Барс» и больниц, то суммы получаются заслуживающими уважение.

При этом, и это нельзя не отметить, в большинстве своем ООО «Ак Барс» выигрывало тендеры, например, по причине того, что становилось единственной компанией, пожелавшей оказывать питание в этих больницах. Соответственно, тендер объявлялся несостоявшимся и контракт заключался с ООО «Ак Барс» по максимальной (начальной) цене. И это притом что рынок организации питания нельзя назвать неконкурентным. Наоборот, в Тольятти и соседних городах достаточно крупных операторов, которые могли бы при определенных возможностях навязать «Ак Барсу» конкуренцию. В редких исключениях заявку на участие в том или ином тендере пыталась подавать какая-либо компания-конкурент, но в большинстве случаев эта компания почему-то не допускалась до торгов. Что, как не трудно догадаться, играло «Ак Барсу» на руку, поскольку компания могла за свои услуги получать максимальную цену.

Удачливый арендатор

Со стороны может показаться, что питание, организованное ООО «Ак Барс», настолько хорошо, что компания легко может выиграть в конкурентной борьбе. Но, как уже было отмечено, в четырех вышеназванных лечебных заведениях этой борьбы практически не было. Более того, если бы продукция «Ак Барса» была лучшим предложением по цене и качеству, то, наверное, компания могла бы поставлять ее и в другие больницы. Но почему-то «Ак Барс», судя по всему, даже и не пытался поучаствовать в тендерах, организованных другими крупными тольяттинскими больницами, такими как «Тольяттинская городская больница №2», «Тольяттинская городская больница №4» и «Тольяттинская городская клиническая больница №5».

Почему такое происходит, понять не сложно, если понимать специфику тольяттинского бизнеса. Ведь те или иные направления освоения бюджетных средств уже давно поделены между титульными группами влияния, и, соответственно, на чужую территорию лучше не идти.

К чему приводит желание получить дополнительный доход, наглядно показывает случай, произошедший 3 и 4 сентября 2010 г. в районе стадиона «Торпедо». Тогда произошли стычки между представителями неформальных групп влияния на тольяттинский бизнес. Одна из сторон якобы представляла неформальную группу, лидером которой считается Сергей Неверов. Другую группу в обывательских кругах принято считать «шамилевской». Согласно неформальной информации, в тех событиях, по оценкам наблюдателей, участвовали в пределах ста человек на каждой стороне. В результате конфликта несколько человек якобы получили травмы, в т. ч. тяжелые. Причиной столкновения якобы стали не устраивающие одну из сторон результаты муниципальных конкурсов.

Редакция «Хронографа» попыталась проверить информацию об указанном инциденте. 14 октября 2010 г. в редакцию поступил ответ за подписью заместителя начальника отдела информации и общественных связей ГУВД по Самарской обл. Игоря Юсупова: «В ходе проверки установлено, что 3 сентября 2010 г. в мэрии г.о. Тольятти проводилось конкурсное освоение денежных средств, выделенных на капитальный ремонт стадиона «Торпедо». В проведении торгов принимали участие несколько юридических лиц. Между двумя представителями юридических лиц, участвовавших в торгах, произошла конфликтная ситуация, разрешившаяся на месте». Т. е. версия о произошедшем конфликте косвенно была подтверждена. Ситуация, скорее всего, могла возникнуть, например, из-за того, что одна из групп пожелала принять участие в торгах не в «свою» очередь или не в «своей» сфере. По неформальной информации, именно представители второй группы якобы оказались на этих торгах нежданными гостями.

Но у руководства ООО «Ак Барс» свое видение того, почему компания выигрывает тендеры только узко ограниченного круга заказчиков. «Ак Барс» не принимает участия в тендерах по организации лечебного питания в других крупных тольяттинских больницах только потому, что производственных мощностей организации недостаточно для надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных условиями конкурсной документации заказчика. Именно поэтому ООО «Ак Барс» выходит с заявками на участие в тендерах только к тем заказчикам, которые включают в состав документации условия о предоставлении победителю конкурса помещений пищеблоков и оборудования в аренду», — сообщила Альфидя Гилязетдинова.

Если следовать этой логике, то получается, что больницы предоставляют и помещения, и оборудование организации, которая ничего этого не имеет. Не исключено, что даже и работники больницы трудятся на «Ак Барс», причем, вполне вероятно, даже не предполагая об этом. Проще говоря, за заработную плату в самих больницах. При таком положении дел напрашивается вопрос: а что мешает больницам самостоятельно организовать питание, не привлекая подрядчиков, подобных «Ак Барсу», чьи функции очень напоминают посреднические?

Существует еще одно обстоятельство, помогающее укрепиться версии о том, что победы «Ак Барса» в тендерах одних тольяттинских больниц и неучастие в тендерах других тольяттинских больниц есть не что иное как плод чьих-то договоренностей. ООО «Ак Барс» принимает участие в тендерах, которые проводят лечебные учреждения из Самары. Компанию даже допускают до торгов, но победить не удается. И это притом что суммы, которые самарские лечебные заведения выделяют на организацию питания, как правило, много больше, чем выделяют больницы, с которыми работает «Ак Барс». Достаточно отметить, что ФГБУЗ «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» заложило только в одном из тендеров по организации

горячего питания больных в 2014 г. почти 50 млн р. Видимо, самарские реалии таковы, что там нет такого жесткого, как в Тольятти, раздела на территории. Но в то же время вряд ли местные игроки готовы отдавать часть заказа на сторону.

Охотник и реабилитатор

В ходе подготовки материала о деятельности ООО «Ак Барс» редакции «Хронографа» стали известны обстоятельства деятельности Рямиса Гилязетдинова, напрямую не связанные с компанией, но требующие комментариев. Так, 4 марта 2013 г. в Судебном участке Новомалыклинского р-на Мелекесского судебного р-на Ульяновской обл. был вынесен приговор в отношении Гилязетдинова Рямиса Габдулхаковича. В приговоре, в частности, говорилось: «Гилязетдинов Р.Г. виновен в незаконной охоте, с причинением крупного ущерба и применением механического транспортного средства. ... Полностью осознавая противоправность и наказуемость своих действий по незаконной охоте на косулю, Гилязетдинов Р. Г., руководствуясь корыстными побуждениями, воспользовавшись тем, что за его действиями никто не наблюдает, с применением снегохода марки «Тайга СТ-500Д» организовал преследование в целях добычи косули, а когда приблизился к ней, на ходу из двухствольного охотничьего ружья марки ИЖ-58 серия Н (НОМЕР) произвел 5 выстрелов, в результате чего совершил незаконный отстрел взрослой европейской самки косули возрастом 3 года, причинив тем самым государственному охотничьему фонду крупный ущерб на сумму 60 тыс. р. После того как Гилязетдинов Р.Г. загрузил убитую тушу косули на свой снегоход марки «Тайга СТ-500Д», он был задержан егерями охотничьего хозяйства».

Был ли человек, описанный в приговоре суда, и учредитель ООО «Ак Барс» одним и тем же лицом, не ясно. Хотя сходства очевидны. Директор «Ак Барса» Альфидя Гилязетдинова не стала комментировать приговор. «Запрашиваемая информация содержит сведения, составляющие коммерческую и иную специально охраняемую Федеральным законом от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне» и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» тайну», — лишь заявила она.

Так или иначе, следует отметить, что учредитель ООО «Ак Барс» Рямис Гилязетдинов также является еще и учредителем автономной некоммерческой организации «Центр лечения, реабилитации и реинтеграции наркозависимых «Луч». Получается, что он занимается такой разноплановой деятельностью, как лечебное питание и реабилитация наркоманов. Поэтому в свете нюансов получения «Ак Барсом» госконтрактов есть все основания полагать, что реабилитационная деятельность «Луча» не менее примечательна.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Альфидя ГИЛЯЗЕТДИНОВА, директор ООО «Ак Барс»

- Вопрос, касающийся того факта, что ООО «Ак Барс» было признано победителем в открытых конкурсах на оказание услуг по организации лечебного питания в 4 тольяттинских больницах, находится исключительно в компетенции конкурсной комиссии, организованной Главным управлением организации торгов Самарской обл. По вопросу, касающемуся нашего отношения к «мнению относительно того, что успех той или иной компании по линии тендеров на освоение бюджетных средств в Тольятти во многом зависит от принадлежности этой компании к той или иной группе влияния», то об этом мнении нам ничего не известно. Кроме того, непонятно, чье это мнение, на чем оно основано и какие группы влияния имеются в виду.