Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (497) | 24 марта 2014г.
 

Темпы Богданова

Руководитель ДЭР мэрии Тольятти дал возможность оценить его профпригодность

Илья Ширтанов

3 марта руководитель департамента экономического развития (ДЭР) мэрии г.о. Тольятти Дмитрий БОГДАНОВ (на фото) озвучил тревожную информацию о ситуации в системе муниципальных закупок. С его слов, новая структура в этой сфере должна заработать только с начала II кв. 2014 г. Наверное, поэтому весь I кв. наблюдался спад количества проведенных мэрией торгов. Впору прогнозировать провал сроков освоения значительных сумм, поступающих в Тольятти из бюджета Самарской обл. А ведь именно ДЭР должен был проработать создание новой структуры. По всей видимости, это может стать последним в своем роде выступлением Богданова в занимаемой должности.

Главное — красивый отчет

На аппаратном совещании в мэрии, прошедшем 3 марта, Богданов представил слушателям развернутый доклад на тему перевода системы муниципальных закупок в соответствии с требованиями ФЗ №44 от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности, Богданов довел до участников аппаратного совещания в мэрии детали работы, которую все еще на тот момент проводил возглавляемый им ДЭР.

В ходе доклада выяснилось, что в мэрии должна появиться некая структура, которая будет участвовать в процедуре закупок со стороны заказчика. «Мы ведем работу по созданию контрактной службы. Она должна быть внедрена с 1 апреля, т. е. работа ведется в графике. В каждом структурном подразделении будут назначены люди, которые будут координировать работу по закупкам внутри своего подразделения. Эту службу возглавит первый заместитель мэра Алексей Бузинный», -уточнил Богданов.

Закупки в соответствии с ФЗ №44 должны были начаться с 1 января 2014 г., а сам закон был официально опубликован почти год назад. Как можно заметить, времени для подготовки к работе по новым требованиям было достаточно. Поэтому возникает резонный вопрос — почему ДЭР и его руководитель Дмитрий Богданов организовали работу таким образом, что в Тольятти действовать в рамках этого закона можно будет начать, как следует из его же доклада, только со II кв. 2014 г.? В ответе на запрос «Хронографа» мэрией дается следующее разъяснение: «В каждом структурном подразделении (управлении, департаменте) мэрии г.о. Тольятти имеются такие специалисты, и в настоящее время осуществляется работа по подготовке нормативного акта, регламентирующего функции и полномочия контрактной службы в целом, что не влияет на процесс осуществления закупок». По всей видимости, основу для этого ответа также готовили в департаменте Богданова.

Сами себя запутали

По версии руководителя ДЭР, мэрия в 2014 г. уже провела ряд закупок в соответствии с требованиями ФЗ №44. Если обратиться к данным, раскрытым на сайте муниципальных закупок, можно убедиться, что это действительно так. Около 40 торгов было проведено в январе-феврале 2014 г. Этого могло оказаться достаточно, чтобы реабилитировать главы ДЭР в глазах общественности. Однако противопоставление нынешних показателей с результатами прошлых периодов не позволяют этого сделать. В 2013 г. в январе-феврале было проведено порядка 400 торгов, т. е. в 10 раз больше.

В мэрии «Хронографу» привели другие цифры. Из письма мэрии следует, что в январе-феврале 2013 г. был проведен 21 аукцион, за этот же период 2014 г. — 16 аукционов. «Следует отметить, что в 2013 г. было проведено 710 аукционов в электронной форме, таким образом, информация о количестве проведенных в январе-феврале 2013 г. торгов (400 торгов), указанная в запросе ООО Редакция еженедельника «Хронограф», не соответствует действительности», — сообщают представители мэрии.

Отметим, что в запросе речь шла о закупках в целом и на торгах в форме аукционов внимание не концентрировалось. Если быть более точным, то в январе-феврале 2013 г. было проведено 379 процедур закупок. Достоверность этой информации можно проверить, обратившись к данным сайта муниципальных закупок. Скорее всего, чиновники, ответственные за подготовку этого ответа редакции, по непонятным причинам решили поиграть словами, сравнивая количество проведенных аукционов в начале прошлого и этого года.

Заложили тенденцию

Таким образом, можно констатировать, что начало 2014 г. уже ознаменовалось провалом в работе по проведению муниципальных закупок. Если такая практика будет продолжена, то можно будет смело прогнозировать стагнацию освоения средств, выделяемых Тольятти правительством Самарской обл. Как заверяют в мэрии: «Для своевременного осуществления закупок за счет поступающих из вышестоящего бюджета средств мэрией г.о. Тольятти совместно с министерствами Самарской обл. ведется подготовительная работа по разработке технической документации,

проектов муниципальных контрактов и иных документов, необходимых для проведения торгов». Действительно, ведь речь ведется о миллиардах рублей, которые региональные власти готовы предоставить Тольятти, к примеру, на ремонт дорог. Но в письме дается и еще одно пояснение: «Денежные средства из вышестоящих бюджетов включаются в план-график и размещаются по мере их поступления в бюджет г.о. Тольятти». На сколько может растянуться процедура определения исполнителя контракта, наверное, знают только в городской администрации. Поэтому не будет удивительным, что в 2014 г. начало работ может сдвинуться к концу лета.

Логично, что подрядчик, приступив к ремонту дорог в сентябре-октябре, что уже не раз бывало, не успеет выполнить работы в полном объеме. О качестве исполнения в этом случае говорить не приходится.

Тем не менее руководитель ДЭР заявил общественности, что мэрия не нарушает сроков проведения подготовительных работ по изменению схемы организации торгов. Но, чтобы понять суть происходящего, нужно знать тип мышления чиновников. Можно с уверенностью сказать, что выступление Богданова носило предупредительный характер. Т. е., предвидя провал в будущем, ДЭР приступил к подготовке защитных мер уже сейчас. В частности, на такие мысли наводит рассказ Богданова о том, что «работа ведется в графике». Хотя непонятно, что мешало завершить эту работу к 1 января 2014 г. В итоге может получиться, что и работы окажутся провалены, и чиновникам вроде бы предъявлять претензии будет не за что. Они ведь работали в соответствии с графиком.

Но здесь можно рассматривать ситуацию на сопоставлениях с другими муниципальными образованиями Самарской обл. К примеру, в Самаре система торгов в соответствии с ФЗ №44 функционирует с начала 2014 г. Еще более показателен пример г. Сызрани. Как выяснилось, в этом городком округе тоже не возникло проблем с запуском обновленной схемы муниципальных закупок. И это притом что только к концу 2013 г. в Сызрани была окончательно сформирована городская структура власти после сентябрьских выборов. Выходит, что даже совмещение столь серьезных процессов не помешало сызранцам достичь результатов своевременно.

Тольятти на этом фоне стоит особняком. Что помешало чиновникам ДЭР ускориться при решении важнейшей задачи, до конца не ясно. Может, не хватает квалификации? На прошлой неделе можно было услышать высказывания о том, что Богданов вполне может быть отправлен в отставку. Скорее всего, эти разговоры не безосновательны.