Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (497) | 24 марта 2014г.
 

Требуется импульс

Для защиты прав жителей перед управляющими компаниями

Сергей Ромашов

На прошлой неделе получила развитие тема с февральского заседания рабочей группы при первом заместителе главы г.о. Самара Александре КАРПУШКИНЕ. Напомним, группа приняла решение о создании штата «квартальных» ответственных за муниципальный жилфонд. По логике, они должны представлять интересы нанимателей жилья во взаимоотношениях с управляющими компаниями (УК). В то же время создается впечатление, что процесс мог бы развиваться более интенсивно, если бы была сформулирована некая ядерная идея. Впоследствии на ее основе можно было бы сформировать параметры для защиты прав жителей городов. Пока же социально незащищенные слои общества, проживающие в муниципальных квартирах, продолжают оставаться один на один с «акулами» рынка предоставления жилищно-коммунальных услуг.

На рабочем совещании у Карпушкина прогнозировалось обострение проблемы с качеством управления жилищным фондом в связи со вступлением в силу Закона Самарской обл. от 21 июня 2013 г. № 60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской обл.». Дело в том, что институт собственников жилья был сформирован стремительно. Собственниками стали люди, в большинстве своем не обладающие достаточными знаниями и опытом по управлению имуществом. Кроме того, в подавляющем числе случаев жилфонд был передан в собственность в плохом состоянии. Наконец, большинство собственников не имеют достаточных средств для проведения работ по капитальному ремонту жилья.

Однако значительная часть жилфонда сохранилась в собственности муниципалитетов. В Самаре доля муниципального жилья составляет 22%, а муниципальные квартиры есть в 90% многоквартирных домов (МКД). И здесь проблема стоит не менее остро. После проведения реформы ЖКХ управляющие компании (УК) стали частными предприятиями. Муниципальные ОМС выпали из процесса управления жилфондом, а рядовые жители — наниматели и владельцы квартир — оказались один на один с УК. В такой ситуации ожидаемо возник конфликт интересов. Житель хочет получить качественное обслуживание жилфонда за минимальную плату. Стремление к минимизации затрат зачастую объясняется низким уровнем доходов жителей из муниципальных квартир. УК же является частной организацией, в уставе которой записано, что главной целью общества является получение прибыли. Таким образом, рыночные отношения вместо положительного эффекта только усугубили ситуацию в ЖКХ. Сегодня УК имеют аппарат для защиты своих прав. Жители таким аппаратом не располагают.

Примечательно, что упомянутый объем муниципального жилфонда позволяет ОМС включиться во взаимоотношения между собственником жилья и поставщиком услуг (в частности, УК). Осенью прошлого года уже высказывалась идея создания института представителей администрации г. о. Самара для управления муниципальным жилфондом (см. «Хронограф» № 36 (480) от 5.11.13). В частности, предлагалось сформировать штат чиновников, каждый из которых будет нести ответственность примерно за 50 МКД. Для Самары эта группа ответственных составила бы порядка 200 человек. В качестве источника для формирования штата предлагалось использовать районные администрации, чьи функции сегодня в достаточной степени размыты. Защищая права администрации как собственника жилфонда,

Проблема повышения эффективности управления жилищным фондом по-прежнему остается открыто
Проблема повышения эффективности управления жилищным фондом по-прежнему остается открыто

ее штатные сотрудники одновременно стали бы защищать права и интересы других жителей.

В феврале в Самаре начались подвижки в реализации данной инициативы. В частности, есть сведения о принятом решении по формированию штата «квартальных» ответственных в количестве 75 человек. Число соответствует количеству органов ТОС в Самаре. Т.е. штат «квартальных» пытаются географически привязать к ТОСам. Хватит ли такого количества ответственных или им потребуется подкрепление, пока сказать сложно. Решающего мнения нет и по вопросу формирования единой службы «квартальных» по всему городскому округу либо в каждом районе по отдельности. Сторонники создания единой службы аргументируют свою позицию тем, что в масштабах одного городского округа жители должны получать услугу одного качества.

Руководитель департамента ЖКХ администрации г. о. Самара Игорь Жарков, комментируя данную инициативу, фактически заявил, что администрация считает достаточными средства во взаимоотношениях собственников и УК муниципального жилищного контроля. Если эта позиция принципиальна, то получается, что профильное подразделение ОМС не стремится совершенствовать механизмы для реализации социального договора с населением. Причем именно социальный договор в теории является основой любой власти. Есть и еще один аспект проблемы. «Квартальные», получая доверенность от департамента по управлению имуществом, начинают представлять интересы собственника в процессе управления жилфондом. Одновременно как представителям административных структур им можно делегировать в т. ч. функции муниципального жилищного контроля. Таким образом, одновременно с оптимизацией загрузки административного аппарата можно получить повышение эффективности работы ОМС. Причем это будет соответствовать с тезисом президента РФ Владимира Путина о том, что власть должна быть ближе к народу.

Следует отметить еще один момент. Если в Самаре процесс получил хоть какое-то движение, то в других городах, судя по всему, идея даже не озвучивалась. Отсюда напрашивается вывод, что для продуктивной реализации идеи защиты прав жителей требуется импульс на региональном уровне. Однозначно, администрациям городских округов нужно провести ревизию своих жилфондов, сформировать перечень первоочередных задач, наконец, приступить к формированию штата ответственных представителей.

«В любом случае «квартальные» ответственные — это определенное движение в том же направлении, что предлагала и Общественная палата, но, на мой взгляд, ощутимых результатов она может не принести, -полагает адвокат, член Общественной палаты при главе г. о. Самара Сергей Тучин. — Физических возможностей одного человека следить за целым микрорайоном, закрепленным за ним, просто не хватит. Мы предлагали более широкий вариант: создать целые отделы внутри районных администраций. С депутатом Самарской губернской думы Алексеем Чигеневым участвовали во множестве совещаний по этому вопросу, в т. ч. у Карпушкина».

Комментарии

Алексей ЧИГЕНЕВ, депутат Самарской губернской думы

- Если мы говорим о проблеме ЖКХ как об основной, то необходимо перераспределить численность районных администраций таким образом, чтобы чиновников осталось ровно столько, сколько необходимо для решения проблем непосредственно в районах. А остальных нужно направить на решение проблем в ЖКХ. Должен быть один центр принятия решений и одна идеология процесса. У нас есть департамент ЖКХ, он и может осуществлять эти функции. Необходимо выдать департаменту ЖКХ доверенность на право управления муниципальными метрами. Конечно, люди в этих структурах, особенно в районных подразделениях, должны относиться к своим обязанностям с полной ответственностью. На каждого из них будет приходиться примерно по 50-60 домов. Тогда результат будет обязательно. И тогда отчеты власти будут абсолютно понятны населению и отношение к власти будет совершенно другим.

Игорь ЖАРКОВ, руководитель департамента ЖКХ администрации г. о. Самара

- Мы еще не пришли к единому мнению по данному вопросу, потому что, когда мы говорим, что жители выбрали управляющую компанию, мы подразумеваем такие вещи, как общественный контроль, который должен следить за работой управляющей компании. А тут предполагается, что мы будем назначать конкретного чиновника контролировать, как оказывается та или иная услуга. Мы для этого в департаменте уже три года обучаем старших по домам. Пока речь шла о защите муниципальной собственности, а не о недоброкачественном предоставлении услуг управляющими компаниями. Но для этого у нас создан муниципальный жилищный контроль, который в этом году начал свою работу. В моем понимании общественный контроль должен состоять из жителей домов, которые заключали договор на право управления тем или иным жилым фондом.

Сергей ТУЧИН, адвокат, член Общественной палаты при главе г. о. Самара

- Общественная палата вносила свое предложение по данному вопросу, но в несколько иной форме. Мы предлагали администрациям районов организовать такую работу на местах, чтобы граждане могли ходить к конкретному сотруднику администрации, закрепленному за определенной территорией, как, например, к участковому терапевту. Сейчас администрации районов говорят о том, что они не имеют полномочий и возможностей влиять на управляющие компании. Мы им говорим, что необходимые ресурсы у них есть, просто нужно работать. Департамент управления имуществом уже передал по доверенности главам районных администраций полномочия по участию в собрании собственников жилья, по реакции через суды на некачественную работу УК. Но поскольку в этом направлении ощутимо ничего не двигается, мы предложили эту работу централизовать, вывести в отдельную структуру и замкнуть, например, под крышей департамента ЖКХ. Но сидеть люди будут в администрациях районов, т. е. на местах. На примере администрации Промышленного р-на мы провели анализ и посчитали, что только там на эти цели можно выделить порядка 24 штатных единиц, закрепив за каждым от 50 до 100 домов.

Минахмет ХАЛИУЛЛОВ, депутат Думы г. о. Самара

- Были введены поправки в Жилищный кодекс РФ о создании советов и председателей многоквартирных домов. Жителям пора понять, что никто не придет в их дом и не примет за них решение, как ремонтировать и что ремонтировать в доме. Даже если придет муниципалитет со своим контролем, то он не сможет приказывать управляющим компаниям, как ремонтировать тот или иной дом, — это забота собственников жилья. Я могу по своей управляющей компании сказать, что у нас с товариществами собственников жилья выстроены замечательные отношения. Раз в два месяца они приходят ко мне, и мы общаемся. Поэтому все насущные вопросы должны решаться на уровне управляющих компаний и собственников жилья.

Сергей АНДРЕЕВ, мэр г.о. Тольятти

- Для выработки инициативы по созданию штата чиновников в мэрии г.о. Тольятти, ответственных за управление многоквартирными домами, целесообразно определить конкретный набор проблем, с которыми сталкиваются собственники и наниматели жилых помещений при получении услуг от УК, оценить возможности мэрии в решении тех или иных проблем. Дополнительно сообщаю, что департамент по управлению муниципальным имуществом мэрии г.о. Тольятти ведет реестр муниципального имущества, в который ежедневно вносятся изменения. По состоянию на 12 марта 2014г. в реестре муниципальной собственности г.о. Тольятти числятся жилые помещения в 1 616 МКД.