Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (496) | 17 марта 2014г.
 

Андрей Слесаренко:

В NCC приступили к выпуску микропроцессорных карт

Сейдамет Абреков

Компания NCC (ЗАО «Национальные кредитные карточки») начала выпуск микропроцессорных карт международной платежной системы VISA International. В проекте объявленной эмиссии этих карт заявлены практически все банки — участники платежной системы NCC. Переход на микропроцессорные карты идет в рамках запланированных мероприятий, направленных на повышение безопасности безналичных и online платежей. Дополнительный импульс к развитию и внедрению новых систем обеспечения безопасности платежных систем дало введение в действие с 1 января 2014 г. ст. 9 ФЗ №161 «О национальной платежной системе» (ФЗ №161). О мерах, которые реализует NCC в этом направлении, в интервью «Хронографу» рассказал генеральный директор ЗАО «Национальные кредитные карточки» Андрей СЛЕСАРЕНКО.

- Андрей Валериевич, в чем смысл вступивших в силу изменений в ФЗ №161?

- Изменения в ФЗ №161 направлены на то, чтобы защитить владельцев пластиковых карт от мошеннических действий с их денежными средствами. Теперь, если клиент не согласен с той или иной операцией по карте, банк обязан вернуть деньги в порядке, определенном законом. Кроме того, ст. 9 ФЗ №161 предписывает оператору по переводу денежных средств, т.е. банку, информировать клиента -держателя карты о каждой операции, совершенной по ней.

Наиболее распространенной и эффективной формой информирования считаются sms-сообщения. Но, к сожалению, sms-сервисом охвачены далеко не 100%, а примерно в районе 15% держателей карт. Где-то это недоработка банков, хотя довольно широкий круг граждан не желает предоставлять номера сотовых телефонов для какого-то ни было сервиса.

Но закон не ограничивает способы информирования клиентов. Предоставление доступа к информации, используя «личные кабинеты» или аналогичные интернет-сервисы, также является информированием. Уведомлением может считаться и предоставление доступа к информации об операциях по карте, например через банкоматы — в формате мини-выписки, чем успешно пользуются наши клиенты.

По желанию клиента информация об операциях может приходить на адрес электронной почты. Служба круглосуточной голосовой поддержки NCC также предоставляет держателям карточек необходимую информацию. Это помогает максимально защитить интересы владельцев карт.

- Т.е. вступление в силу ст. 9 ФЗ №161 подталкивает банки и платежные системы к совершенствованию применяемых защитных систем?

- Можно и так сказать. Кстати, сегодня держатели карт порой проявляют даже большую активность, чем сами банки. Многие держатели карт самостоятельно регистрируют sms-сервис в банкоматах. В интернет-сервисе NCC «Кард Хаус» также предусмотрена опция регистрации sms-сервиса. По статистике, примерно 20-30 человек в сутки самостоятельно регистрируют sms-сервис через интернет. Т.е. люди поняли удобство полной информированности и защищенности, а также максимальной экономии средств и времени.

- Как выясняется, была ли мошенническая операция по карте клиента, и как решается проблема нелегальных списаний средств?

- В нашей компании существует целое подразделение, занимающееся разрешением спорных ситуаций относительно операций, совершенных по банковским картам. Например, мы посылаем запросы в VISA International, в MasterCard, которые согласно своему порядку обращаются в банк-эквайрер, т.е. тот банк, который обслуживает торгово-сервисное предприятие. Затем ситуация разбирается и принимается решение либо в пользу банка-эмитента, т.е. банка, выпустившего карту, либо в пользу банка эквайрера.

Отмечу, что с внедрением банками технологии 3D Secure мы дополнительно обезопасили наших держателей от мошеннических операций, совершаемых в Интернете. Теперь при покупке в Интернете владелец карты должен ввести одноразовый пароль, который приходит на его номер телефона.

У нас уже есть случай, когда в круглосуточную службу голосовой поддержки обратился держатель карты, которому в течение дня на мобильный телефон приходили сообщения, содержащие набор цифр. Оказалось, что кто-то пытается воспользоваться данными карты для покупки в Интернете, а банк-эквайрер поддерживает 3D Secure, вот клиенту и посылаются разовые пароли. У платежных систем совершенно четкие приоритеты: если у эмитента карты есть опция 3D Secure, ay банка-эквайрера — нет, то в случае спорной операции однозначно банку-эмитенту возмещается сумма спорной операции. Деньги клиенту вернули без проблем.

Невозможно скопировать карту, оснащенную микропроцессором. И здесь тоже свои приоритеты: если карта с чипом, а устройство банка-эквайрера или банкомат не оснащены возможностью считывания информации с чипа — приоритет в пользу банка-эмитента. Будьте уверены: спор будет решен в пользу микропроцессорных технологий. Поэтому 21 февраля в компании NCC приступили к выпуску микропроцессорных карт международной платежной системы VISA International. В проекте по эмиссии этих карт заявлены практически все банки — участники платежной системы NCC. Это означает, что все наши банки развиваются в ногу со временем, расставляя правильные акценты на повышение безопасности и удобства использования населением банковских карт.