Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (495) | 11 марта 2014г.
 

Серые кардиналы у власти

Мэр Тольятти может быть не более чем номинальной фигурой

ИА «Центр-Инфо»

Сергей АНДРЕЕВ (на фото слева), которого многие по привычке все еще называют «новым» мэром Тольятти, готовится отчитаться за второй год своей работы на посту градоначальника. К грядущему отчету многие относятся скептически, поскольку самостоятельной фигурой ему, судя по всему, стать так и не удалось. Реальная власть принадлежала «серым кардиналам». В этой роли успели побывать как минимум два человека. И скоро, судя по всему, побывает еще один.

Кто здесь власть?

Двухлетнее пребывание Сергея Андреева на посту мэра г. о. Тольятти перевернуло представление многих об этом человеке. Молодой, подающий надежды политик так и остался в этом «авансовом» статусе. Разве что стал чуть менее молодым и количество людей, которые верят, что мэр способен изменить их жизнь к лучшему, несколько (скорее всего — существенно) поубавилось. Многие задаются вопросом, почему так произошло. Для детального ответа необходимо изучить принципы функционирования нынешней муниципальной власти Тольятти. Тут нужно учитывать, что сегодняшние процессы в городской политической и экономической жизни зарождались задолго до выборов 2012 г. Будущее города было предопределено в момент подготовки «андреевской» команды к выборам. На этапе поиска «инвесторов» в кампанию Сергея Игоревича.

Вполне логично, что после своей победы Сергей Андреев не мог забыть о людях, которые помогли ему прийти к власти. В результате ключевые посты в городской администрации заняли (и занимают до сих пор) представители тех самых людей. Или они сами. Ключевыми фигурами в «команде мэра» принято считать Александра Тарасова (на фото справа), Александра Бандарова, Алексея Бузинного (на фото в центре), Сергея Анташева, а теперь еще и Александра Котляра. Причем определяющая роль в мэрии отводится именно Тарасову. Именно он возглавлял МУП, а потом ОАО «ПО КХ г. о. Тольятти», а также ООО «Волжские коммунальные системы», где его подчиненными были тот же Бандаров и Бузинный.

Вторыми лицами — но отнюдь не второстепенными, скорее, по аналогии с кино, исполнителями «главных ролей второго плана» — стали помощник Бузинного Назир Шайхутдинов, Рафаиль Сунгатуллин (руководитель управления потребительского рынка), не нуждающийся в представлениях бывший первый заместитель мэра Тольятти Анатолия Пушкова Вадим Кирпичников (сохранил косвенное влияние в мэрии за счет сохранившихся там его людей), Григорий Гильгулин (руководитель департамента финансов). Одним словом, команда пришла, что называется, «с хваткой». И с нескрываемым интересом к городскому имуществу.

По другую сторону «баррикад», как показало время, оказались строительный сектор и департамент муниципального имущества (ДУМИ). Эти два ключевых для жизни города ведомства были фактически «отключены» от возможности влиять на ситуацию в своих отраслях. Усилиями экс-руководителя аппарата мэрии Александра Тарасова по этим направлениям работы вел почему-то правовой департамент. Якобы по указанию свыше работники ДУМИ делали все, чтобы этап согласования документов был для предпринимателей либо мучительным, либо затратным. В мэрии рассуждают, что идея замкнуть все «подводные потоки» на правовом департаменте себя полностью оправдала. Для тех, кто ее выдумал. Для города же, равно как и для предпринимателей, это обернулось катастрофой.

После увольнения Тарасова по представлению прокуратуры («несоответствие занимаемой должности») список направлений деятельности мэрии Тольятти, где больше всего существовала опасность появления фактов коррупции, оставался прежним -строительство, земельные отношения, потребительский рынок (реклама и торговля), муниципальное имущество (приватизация, сдача в аренду и безвозмездное пользование и т.д.).

Несложно догадаться, кто в этой компании считает себя главным
Несложно догадаться, кто в этой компании считает себя главным

Направлений много, а контролировали их, со всеми вытекающими, через единственный и неповторимый правовой департамент, который, напомним, возглавлял Александр Бандаров. Формируя подобную систему, Бандаров будто бы прикрывался антикоррупционным законодательством, когда «тормозил» тот или иной документ. Нетрудно понять, что это «торможение» запросто могло вынуждать бизнесменов выходить для решения своих вопросов на т. н. «решал» (посредников). При этом очевидно, что все их тропы приводили в правовой департамент.

Чудеса, да и только

Как правило, все замечания правового департамента чудесным образом снимались после знакомства бизнесменов с доверенным лицом Бандарова, главным специалистом правового департамента Артемом Кеваевым. Чудесным — поскольку до «личного контакта» с предпринимателями именно Кеваев якобы лично «рубил» их пакет документов. Встреча с глазу на глаз, тактильный контакт и, по-видимому, влияние человеческой энергетики заставляли чиновника пересматривать свои взгляды на применение антикоррупционного законодательства. Бытует мнение, чаще всего Кеваев вообще ни на что не ссылался, писал замечания на то, что в пакете нет какого-либо документа, предусмотренного регламентом. При этом совершенно не стоит исключать, что нужный документ мог быть специально выброшен в мусорное ведро минутой ранее. Также могли быть наложены ничтожные с точки зрения юриспруденции замечания. Но это позволяло руководителю правового департамента писать отказы и тормозить визирование.

После коррупционного скандала с упоминанием имен Кеваева и Бандарова (в связи с взяткой) образуется вакуум. Вина Кеваева и Бандарова пока не доказана, но все «подвисшие» документы так и остались висеть. Их количество росло снежным комом. Кеваева арестовали. Бандаров ушел в отпуск. На место Бандарова временно исполняющей обязанности пришла Марина Науменкова, которая является заместителем руководителя правового департамента и занимает пост начальника правового нормативно-аналитического управления. Но, очевидно, в силу ее осторожности и большой продолжительности работы в мэрии Науменкова решать вопросы так, как Бандаров, просто не будет. Зато считается, что Марина Науменкова чуть не лично преданна первому заместителю мэра Тольятти Алексею Бузинному. К слову, в ПО КХ Бузинный трудился задолго до того, как там появилась связка Тарасов-Бандаров. Похоже, именно Алексей Бузинный станет новым «серым кардиналом» тольяттинской мэрии. По крайней мере, он сделал для этого ряд шагов. Но обо всем по порядку.

По функциональному подчинению органы мэрии в сфере строительства, а также в сфере земельных отношении, равно как и имущества, не находятся в юрисдикции Бузинного. Иными словами, он лишен формальных оснований контролировать эти сферы деятельности. Изменить это самое подчинение внутри горадминистрации может только Дума г. о. Тольятти (ТГД), поэтому вице-мэр Алексей Бузинный проявил смекалку, чтобы первым успеть подобрать уроненное Бандаровым знамя. Алексей Бузинный решил урегулировать все без ТГД. Якобы он подписал служебную записку на имя мэра с предложением все вопросы, касающиеся земельных отношений, предварительно до направления в правовой департамент направлять в муниципальный земельный контроль, который находится в прямом его подчинении. Якобы мэр уже успел согласиться на это нововведение и правовой департамент тоже.

По словам источника, Марина Науменкова будто бы распорядилась всем службам правового департамента не проводить правовой экспертизы правовых актов без визы руководителя отдела муниципального земельного контроля Андрея Климанова, который напрямую подчинен Алексею Бузинному. Эта схема действует с 3 марта 2014 г. Если это действительно так, то вся схема, скорее всего, незаконна и может нарушать регламент работы мэрии. Но в том-то и дело, что человеку несведущему беззаконность подобной схемы трудно объяснить. Примечательно, что все изменения в мэрии Тольятти, в т. ч. с участием первого заместителя Сергея Андреева, идут под флагом борьбы с коррупцией.

При этом уже сегодня можно сделать прогноз, что громкие коррупционные скандалы времен Тарасова померкнут перед гением Бузинного. Якобы основной интерес вице-мэра сейчас прикован к имуществу муниципального ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти», в котором он некогда работал и все хорошо знает. Здесь и земельные участки, и здания, а также полигон по захоронению отходов, сети водоснабжения и канализации Центрального и Комсомольского р-нов. С этой миссией в ПО КХ по явился Александр Котляр — человек, считающийся «главным рекламщиком города». Он стал первым заместителем генерального директора ОАО «ПО КХг.о. Тольятти». Бытует предположение, что Котляр якобы спонсировал выборную кампанию мэра, а затем мог получить возможность стать монополистом на рынке тольяттинской рекламы. Якобы первое, что он сделал на новом рабочем месте, — запросил данные по всем активам предприятия. Вряд ли можно сомневаться, что для «изъятия» наиболее привлекательных из них Бузинный придумает не одну хитрую схему. Наиболее вероятным можно считать банкротство ОАО. Что касается Котляра, то лишним подтверждением его «узконаправленного интереса» к новой работе служит тот факт, что в ПО КХ, судя по всему, не торопятся предъявлять исполнительные листы на 150 млн р., которые им задолжала мэрия.

Подножка губернатору

Все, кто внимательно наблюдал за деятельностью мэра Тольятти, отмечают, что его молчаливое согласие на предложенные Бузинным изменения и есть фирменный «стиль Андреева». Некоторые знатоки происходящего в мэрии Тольятти любят поделиться рассуждениями о том, что он всегда вроде как ни при чем. Нетрудно представить, что мэр при желании может, что называется, «дать заднюю», переложить ответственность на другого. Это очень удобно. Но для города, увы, губительно. Это наверняка понимает и губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин, который с момента своего назначения пытался воздействовать на Сергея Андреева, но это ничем не закончилось. Но градоначальник, судя по всему, продолжает игнорировать критику губернатора.

Якобы перед Новым годом Николай Меркушкин устроил встряску Андрееву. Он сделал ряд громких заявлений, из которых можно было понять, что мэр или должен работать в интересах народа, или должен уйти. Рассказывают, что мэр воспринял слова губернатора как прямую угрозу и в спешном порядке вылетел в Москву. Якобы в общении с высоким во всех смыслах покровителем говорил про «необоснованные наезды губернатора», «беспредел полицейских» и требовал себя защитить. Как ни странно, но проникновенной, почти пасторской, речи поверили. И обещали неприкосновенность. В ответ у Андреева якобы потребовали «задвинуть» Тарасова, чтобы не гневить Николая Меркушкина. Если все так и было, то следует ожидать, что мэр с радостью пойдет на этот шаг и возьмет всю полноту власти в свои руки. При этом, как показала история со «схемой Бузинного», Андреев при желании умеет пустить пыль в глаза не только избирателям.